Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Зимний регламент

Регламент содержания объектов зеленого хозяйства

Регламент зимнего содержания объектов улично-дорожной сети Екатеринбурга

1. Общие положения

Регламент зимнего содержания объектов улично-дорожной сети города Екатеринбурга (далее — Регламент) разработан на основании Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012
№ 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест, утвержденной Министерством жилищного и коммунального хозяйства РСФСР 12 июля 1978 года, Постановления Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 «Об утверждении Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Распоряжения Министерства транспорта России от 16.06.2003 г. № ОС-548-р «Об утверждении руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»; Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург»; Постановления Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 № 3777 «Об организации работ по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства на территории муниципального образования «город Екатеринбург»; Временных предложений по организации работ по борьбе с зимней скользкостью на улично-дорожной сети города Екатеринбурга с применением химических противогололедных материалов Уральского филиала ФГУП «РОСДОРНИИ».

Настоящий Регламент является ведомственным документом, определяющим перечень технологических операций, порядок организации работ по содержанию объектов улично-дорожной сети (далее — УДС) города Екатеринбурга в зимний период, Регламент носит рекомендательный характер.

Основной задачей уборки УДС в зимний период является обеспечение беспрепятственного, безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Технология зимней уборки городских дорог основана на комплексном применении средств механизации и химических противогололедных материалов (далее — ПГМ), что является наиболее эффективным и рациональным в условиях интенсивного транспортного движения. ПГМ при снегоочистке препятствуют уплотнению и прикатыванию свежевыпавшего снега, а при возникновении снежно-ледяных образований снижают силу смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия.

Период зимней уборки устанавливается с 15 октября по 15 апреля. В случае резкого изменения погодных условий сроки начала и окончания зимней уборки определяются приказом заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии

Мероприятия по подготовке уборочной техники к работе в зимний период проводятся организациями, осуществляющими уборку объектов УДС, до 15 октября текущего года. К этому же сроку должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега и мест для складирования необходимого количества противогололедных материалов с учетом требований по их хранению.

В зимний период на дорогах проводятся следующие виды работ:

  • подметание и сгребание снега подметально-уборочными машинами и подметальными тракторами;
  • организация работ по обработке дорог противогололедными материалами;
  • подготовка снежного вала автогрейдерами и бульдозерами;
  • разгребание и сметание валов снега на перекрестках и въездах во дворы;
  • разгребание валов снега на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах;
  • погрузка снега снегопогрузчиками в автосамосвалы;
  • вывоз снега автосамосвалами на снегоприемные пункты;
  • зачистка лотковой полосы после погрузки и вывоза снега;
  • удаление наката автогрейдерами;
  • уборка снега вдоль проезжей части вручную;
    переброс снега шнекороторными снегоочистителями;
  • содержание снегоприемных пунктов;
    уборка парковочных карманов.

В зимний период на тротуарах проводятся следующие виды работ:

  • уборка снега вручную;
  • подметание и сгребание снега подметальными тракторами;
  • очистка тротуаров от уплотненного снега;
  • посыпка тротуаров мелкофракционным щебнем;
    погрузка и вывоз снега;
  • очистка урн от мусора.

В зимний период на остановках общественного транспорта проводятся следующие виды работ:

  • очистка от уплотненного снега, сдвигание снега в валы и кучи, сбор случайного мусора;
  • погрузка вручную и вывоз бытового мусора;
    вывоз снега;
  • посыпка остановочных площадок мелкофракционным щебнем;
  • очистка крыш, козырьков остановочных навесов от снега и ледяных наростов.

В зимний период на газонах проводятся следующие виды работ:

  • очистка газонов от случайного мусора со сбором в мешки;
  • погрузка вручную и вывоз бытового мусора.

Технологические операции и периодичность выполнения работ по уборке объектов УДС города Екатеринбурга в зимний период на каждый календарный год устанавливаются Приказом заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии.

Обработка проезжей части дороги ПГМ относится к первоочередным операциям зимней уборки наряду со сгребанием и подметанием снега, формированием снежных валов для последующего вывоза. К операциям второй очереди относятся вывоз снега, зачистка дорожных лотков после удаления снега; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований механизированным и ручным способом.

Работы по борьбе со снежно-ледяными образованиями наиболее важны, так как эффективность их выполнения определяет качество содержания дорожных покрытий. В первую очередь ПГМ обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц — крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного транспорта.

Экологическая безопасность применения ПГМ обеспечивается доведением до оптимального уровня технологических объемов использования реагентов, содержащих элементы негативного воздействия на городскую среду, с учетом температурного режима и количества осадков.

Таблица № 1 Виды осадков

НаименованиеКоличество осадков, мм/ч в водяном столбе
Небольшой снег 0,5-1,0
Снег 1,0-3,0
Сильный снег/снегопад свыше 3,0
Очень сильный снег/снегопад (опасное явление) свыше 20,0

Процесс снегоочистки с применением ПГМ предусматривает следующие этапы: выдержку, обработку дорожных покрытий ПГМ, интервал, сгребание и сметание снега.

Выдержка — период от начала снегопада до момента распределения ПГМ. Продолжительность выдержки зависит от интенсивности снегопада и температуры воздуха. При этом распределение ПГМ по покрытию производится в тот момент, когда на нем уже имеется некоторое количество снега. При слабом снегопаде интенсивностью 0,5-1 мм/ч противогололедные материалы распределяют через 30-45 мин. после его начала. В период снегопада интенсивностью 1-3 мм/ч и выше к распределению противогололедных материалов приступают через 15-20 мин. после начала снегопада.

При снегопадах малой интенсивности (0,5-1 мм/ч) технологический процесс снегоочистки предусматривает интервал между обработкой покрытий ПГМ и началом сплуживания снега. В интервале, продолжительность которого составляет не более 3 ч, накапливается снег на дороге и, активно перемешиваясь с ПГМ колесами движущегося транспорта, сохраняет свою сыпучесть.

При снегопадах 1-3 мм/ч и выше снегоочистку производят без интервала, непосредственно после начала обработки дорог ПГМ. Срок окончания работ по сгребанию и сметанию снега должен соответствовать накоплению на дорожном покрытии допустимого количества снега.

Если после окончания первого цикла работ снегопад продолжается, цикл работ повторяют необходимое число раз до полной уборки снега с покрытия дороги.

Таблица № 2. Время, необходимое для выполнения операции

Интенсивность снегопада, мм/часПродолжительность этапов
Выдержка не более, мин.Обработка ПГМ не более, мин.Интервал не более, мин.Сгребание сметание снега, не более, мин.Всего времени не более, мин.
Первый цикл
0,5-1,0 45 мин. 2 часа 3 часа 2 часа 7 часов 45 мин.
1,0-3,0 15 мин. 2 часа 0 2 часа 4 часа 15 мин.
свыше 3,0 15 мин. 1 час 30 мин. 0 1 час 30 мин. 3 часа 15 мин.
Последующие циклы
0,5-1,0 0 2 часа 3 часа 45 мин 2 часа 7 часов 45 мин.
1,0-3,0 0 2 часа 15 мин. 2 часа 4 часа 15 мин.
свыше 3,0 0 1 час 30 мин. 15 мин. 1 час 30 мин. 3 часа 15 мин.

Для предотвращения образования снежно-ледяного наката при повышении и последующем резком понижении температуры воздуха после обработки дорожного покрытия ПГМ снегоочистку начинают сразу по получении сигнала о возможном понижении температуры воздуха.

Нормативные сроки ликвидации зимней скользкости на внекатегорийных дорогах и дорогах первой категории не должны превышать 5 часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации, на дорогах второй и третьей категории — 6 часов

Твердые ПГМ разбрасывают по поверхности дороги универсальными распределителями. При отсутствии специальных машин ПГМ распределяют пескоразбрасывателями. Для соблюдения установленной плотности распределения рабочая скорость на третьей передаче должна соответствовать 25-30 км/ч.

Технологические маршруты следует составлять для каждого распределителя отдельно. Материалы должны распределяться за один проход машины. На широких проездах, где полоса движения транспортных средств превышает 10 м, поверхность дороги необходимо обрабатывать в два прохода машины. ПГМ следует равномерно распределять по всей площади проезжей части в соответствии с установленным режимом снегоочистки и нормами распределения.

Таблица № 3. Норма распределения ПГМ при рыхлом снеге и накате

Интенсивность снегопадаТемпература воздухаПроцент обработки дорожного покрытия
-2-4-8-12-16-25
Расход ПГМ, г/м2
0,5-1,0 10 20 35 45 55 70 40
1,0-3,0 10 20 35 45 55 70 60
Свыше 3 10 20 35 45 55 70 80

При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости) работы по его ликвидации состоят в распределении указанного в таблице № 4 количества противогололедных материалов до полного его таяния. Распределение ПГМ производится на 100% площади, на которой образовался стекловидный лед, с обязательным предварительным смачиванием поверхности.

Таблица № 4. Норма распределения ПГМ при стекловидном льде

Температура воздухаРасход ПГМ, г/м2
-2 50
-4 100
-8 145

Механизированное подметание проезжей части должно начинаться с началом снегопада.

Очистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега подметально-уборочными машинами и тракторами. Работу снегоочистителей необходимо начинать с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение транспорта и на которых ПГМ распределялись в первую очередь с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать заданный период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега.

Маршруты работы распределителей противогололедных материалов, подметально-уборочных машин и тракторов должны по возможности совпадать. Это позволяет выдержать интервал, необходимый для равномерного перемешивания снега с внесенными ПГМ на всей протяженности маршрута, и достигнуть необходимого технологического эффекта. После окончания снегопада производят завершающее сгребание и сметание снега.

При интенсивности снегопада свыше 3 мм/час для сокращения цикла работы подметально-уборочных машин и тракторов операцию снегоочистки ограничивают одним сгребанием, что позволяет увеличить производительность в 1,5 раза. После окончания снегопада необходимо произвести завершающее сгребание и подметание снега. В бесснежные дни выполняется патрульное подметание дорожных покрытий.

Число снегоочистителей, работающих на улице, зависит от ширины проезжей части. При работе звена подметально-уборочных машин на улицах с двухсторонним движением первая машина делает проход по оси проезда, а последующие движутся с уступом. При этом полоса, очищенная впереди идущей машиной, должна перекрываться следующей за ней машиной на 0,5–1 м.

По окончании очередного цикла подметания необходимо приступить к выполнению работ по формированию снежных валов в лотках улиц и проездов, расчистке проходов в валах снега на остановках городского пассажирского транспорта и в местах наземных пешеходных переходов.

При формировании снежных валов, снег, очищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.

В период зимней уборки запрещается:

  • выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных проездов, тротуаров, дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок, торговых объектов;
  • применять техническую соль в чистом виде на тротуарах и дорожных покрытиях;
  • перебрасывать шнекоротором или перемещать загрязненный или засоленный снег, а также колотый лед на цветники, кустарники и деревья.

Формирование снежных валов не допускается:

  • на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
  • ближе 5 метров от пешеходного перехода;
  • ближе 20 метров от остановочного пункта общественного транспорта;
  • на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
    на тротуарах.

Ширина снежных валов в лотковой зоне улиц не должна превышать 2-2,5 м, валы снега должны быть подготовлены к погрузке в самосвалы.

Устройство разрывов в валах снега в указанных местах и перед въездами во дворы, внутриквартальные проезды должно выполняться в первую очередь после выполнения механизированного подметания проезжей части по окончании очередного снегопада.

Разгребание валов снега на перекрестках, въездах во дворы, остановках общественного транспорта производится при помощи тракторов по окончании очередного снегопада на внекатегорийных дорогах и дорогах 1-й категории в течение 4 часов, на дорогах 3-й категории — 5 часов.

При длительном снегопаде циклы механизированного подметания проезжей части осуществляются после каждых 5 см свежевыпавшего снега. Время, необходимое на подметание внекатегорийных дорог и дорог первой категории, не должно превышать 5 часов с момента окончания снегопада, время, необходимое на подметание дорог второй и третьей категории, — 6 часов с момента окончания снегопада.

После окончания снегопада в течение двух дней должна быть полностью завершена механизированная уборка проезжей части дорог 2-й категории от снежных накатов и наледи, удаление от снежных накатов и надели дорог 3-й категории должно быть завершено в течение трех дней.

При длительном отсутствии снега происходит интенсивное загрязнение дорожного покрытия. Для удаления загрязнений используются подметально-уборочные машины, работающие без увлажнения.

Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть скоординировано с графиком работ подметально-уборочных машин.

Запрещается сбрасывание снега с тротуаров на проезжую часть. На тротуарах производится формирование снежных куч для последующего вывоза. Сформированные кучи не должны мешать механизированной уборке тротуаров.

Уборка парковочных карманов производится механизированным и ручным способом, в зависимости от площади парковочного кармана. Запрещается выталкивание снега на проезжую часть, снег с парковочных карманов вывозится на снегоприемные пункты.

Вывоз снега с улиц и проездов осуществляется в два этапа: первоочередной (выборочный) вывоз снега от остановок городского пассажирского транспорта, наземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов, въездов на территорию больниц и других социально важных объектов осуществляется в течение трех дней после окончания снегопада.

Окончательный вывоз снега производится в соответствии с очередностью, определяемой заказчиком.

После каждого прохода снегопогрузчика должна производиться операция по зачистке дорожных лотков от остатков снега и наледи с последующим их вывозом.

Вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на подготовленные снегоприемные пункты. Запрещается вывоз снега на несогласованные в установленном порядке места.

Основной задачей зимней уборки тротуаров является обеспечение нормального движения пешеходов независимо от погодных условий.

Зимняя уборка тротуаров осуществляется как механизированным, так и ручным способами. Тротуары и посадочные площадки на остановках наземного пассажирского транспорта очищаются до покрытия. На тротуарах допускается наличие полосы снега шириной не более одного метра для проезда детских санок. Уборка снега с пешеходных тротуаров на мостах и путепроводах производится ручным способом. Запрещается механизированная уборка пешеходных зон мостов и путепроводов.

В период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны обрабатываются мелкофракционным щебнем. Механизированное подметание и ручная зачистка тротуаров, лестничных сходов, пешеходных дорожек и посадочных площадок начинаются сразу после окончания снегопада. При интенсивных длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки мелкофракционным щебнем должны повторяться после каждого выпадения пяти сантиметров свежего неуплотненного снега.

Время, необходимое для уборки тротуаров и пешеходных дорожек после окончания снегопада или метели, не должно превышать трех часов. Время, необходимое для окончательного устранения недостатков на тротуарах и пешеходных дорожках, не должно превышать одни сутки после окончания снегопада.

Очистка урн должна производиться не реже одного раза в сутки.

Очистка газонов от случайного мусора производится в течение одного рабочего дня по мере накопления. Вывоз бытового мусора с погрузкой вручную производится в течение одного рабочего дня.

Сбор и вывоз случайного мусора с остановок общественного транспорта производится в течение рабочего дня. Очистка остановок общественного транспорта от уплотненного снега, сдвигание снега в валы и кучи, вывоз бытового мусора с погрузкой вручную производится в течение одного рабочего дня.

Посыпка остановочных площадок мелкофракционным щебнем производится в ночное время до 6 часов утра.