Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Летний регламент

Регламент содержания объектов зеленого хозяйства

Регламент летнего содержания объектов улично-дорожной сети Екатеринбурга

1. Общие положения

Регламент летнего содержания объектов улично-дорожной сети (далее - УДС) города Екатеринбурга утверждается ежегодно заместителем Главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии.
Настоящий регламент разработан в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным Распоряжением Министерства транспорта России от 16.06.2003 г. № ОС-548-р; Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки населенных мест, утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12.07.1978; Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 года № 26/61 (в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 22.10.2013 № 5/4, от 23.06.2015 № 23/36, от 14.02.2017 № 3/60, от 24.10.2017 № 28/70, от 03.07.2018 № 25/84, с изм., внесенными Решением Свердловского областного суда от 26.12.2016 по делу № 3а-429/2016); Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 № 3777 «Об организации работ по содержанию объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Настоящий регламент является ведомственным нормативным документом, определяющим перечень технологических операций и периодичность их проведения, порядок организации работ по содержанию объектов УДС города Екатеринбурга в зимний период.
Настоящий регламент является обязательным документом для всех организаций любой формы собственности, осуществляющих уборку объектов УДС на территории города Екатеринбурга.

2. Уборка объектов УДС в летний период

Основная задача летней уборки улиц заключается в удалении загрязнений, скапливающихся на городских территориях. Эти загрязнения ухудшают внешний вид городских улиц, являются источниками повышенной запыленности воздуха, а при неблагоприятных погодных условиях (дождь, туман) способствуют возникновению скользкости, что сказывается на безопасности движения.
Важнейшим условием качественного выполнения работ является их своевременность.
Основными операциями летней уборки являются: вакуумная уборка и механизированное подметание и мойка проезжей части, лотков и перекрестков, уборка тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта, урн, ремонт дорог, тротуаров, бордюров и ограждений.
Период летней уборки устанавливается с 16 апреля по 14 октября. В случае резкого изменения погодных условий сроки начала и окончания летней уборки корректируются приказом заместителя Главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии.
Мероприятия по подготовке уборочной техники к работе в летний период проводятся в сроки, определенные Комитетом благоустройства.

3. Перечень технологических операций, производимых в летний период

Дороги:
•подметание проезжей части дорожно-уборочными машинами;
• уборка проезжей части по лотку подметально-уборочными машинами с вакуумной подборкой мусора;
• подметание проезжей части по лотку подметально-уборочными машинами с механизированным сбором мусора;
• подметание перекрестков, радиусов;
• мойка проезжей части дорожно-уборочными машинами;
• мойка аппаратами высокого давления;
• мойка проезжей части по лотку дорожно-уборочными машинами;
• подметание вручную проезжей части по лотку от пыли и грязи;
• механизированная и ручная погрузка и вывоз грязи и случайного мусора;
• очистка вручную проезжей части по лотку от случайного мусора.

Тротуары:
• механизированное подметание;
• уборка подметально-уборочными машинами с вакуумной подборкой мусора;
• мойка тротуаров дорожно-уборочными машинами;
• подметание тротуаров вручную;
• механизированная и ручная погрузка и вывоз грязи и случайного мусора.

Остановки общественного транспорта:
• подметание остановок вручную;
• механизированная и ручная погрузка и вывоз грязи и случайного мусора;
• мойка аппаратами высокого давления.

Ремонт проезжих частей дорог, тротуаров и элементов обустройства дорог:
• ремонт выбоин и ям;
• ремонт бордюров;
• ремонт ограждений;
• ремонт подпорных стенок.

Содержание придорожных газонов:
• очистка газонов от случайного мусора;
• очистка газонов при средней и сильной засоренности;
• выкашивание газонов газонокосилкой и вручную;
• сбор веток;
• механизированная и ручная погрузка и вывоз мусора;
• погрузка вручную и вывоз зеленой массы;
• вывоз упавших веток, сучьев.

Содержание урн:
• очистка;
• погрузка вручную и вывоз мусора;
• мойка;
• покраска;
• замена поврежденных урн.

Содержание объектов улично-дорожной сети в период межсезонья (переходные периоды «осень-зима», «зима-весна»):
• удаление грунтовых наносов;
• мойка и подметание проезжей части, лотков и тротуаров.

3.1 Содержание проезжих частей.

Проезжая часть, включая трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью, должна быть полностью очищена от всякого вида загрязнений и промыта. Осевые полосы, обозначенные линиями регулирования, должны быть постоянно очищены от грязи, смета и мелкого мусора.
Лотковые зоны не должны иметь грунтово-песчаных наносов и загрязнений различным мусором. Обочины дорог должны быть очищены от случайного мусора. Разделительные полосы, выполненные из железобетонных блоков, должны быть постоянно очищены от песка, грязи и мелкого мусора по всей поверхности (верхняя полка, боковые стенки, нижние полки). Шумозащитные экраны, подпорные стенки и металлические ограждения должны быть помыты.
Подметание и вакуумная уборка.
Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и проездов, имеющих усовершенствованные покрытия.

Подметание и вакуумная уборка производятся в следующем порядке:
• подметание проезжей части и лотков на улицах с интенсивным движением, маршрутами городского транспорта;
• улицы со средней или малой интенсивностью движения.

Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы подметально-уборочных машин.
Уборку проезжей части следует производить колонной подметально-уборочных машин, движущихся с уступом 10-20 м. Перекрытие подметаемых полос должно быть не менее чем 0,5 м. Уборка по лотку производится подметально-уборочными машинами с вакуумной подборкой смета мусора и с механизированным сбором мусора в зависимости от загрязнения и погодных условий.
Подметание дорожных покрытий, осевых и резервных полос, лотковых зон магистралей, улиц и проездов осуществляется с обязательным предварительным увлажнением дорожных покрытий в период с минимальной интенсивностью транспорта.

Также, к работам, обеспечивающим подметание дорог, относятся:
• пробег подметально-уборочных машин к месту выгрузки смета и обратно;
• пробег подметально-уборочных машин к месту заправки водой и обратно.
В ситуации затяжных дождей на улицах с ливневой канализацией вместо подметания допустимо проводить мойку проезжей части, а затем лотковой части.

Мойка
Мойка дорожных покрытий проезжей части площадей, магистралей, улиц и проездов, лотковых зон, обособленного трамвайного полотна производится в соответствии с технологическими рекомендациями, разрабатываемыми Комитетом благоустройства Администрации города Екатеринбурга. Мойка в дневное время производится в необходимых случаях для обеспечения чистоты проезжей части.
Мойка проезжей части производится на улицах, имеющих усовершенствованные покрытия и водоприемные колодцы или уклоны, обеспечивающие надежный сток воды. На дорогах, имеющих продольные уклоны для обеспечения хорошего качества уборки, мойку следует вести под уклон.
При мойке проезжей части не допускается выбивание струей воды смета и мусора на тротуары, газоны, посадочные площадки, павильоны остановок городского пассажирского транспорта, близко расположенные фасады зданий, объекты торговли и т.д.
Мойку проездов шириной до 12 м выполняет одна машина; сначала моют одну сторону, затем – другую. Мойку дорог с шириной проезжей части более 12 м производит колонна поливомоечных машин. Первая машина захватывает при мойке осевую линию дороги, а остальные идут уступом, причем полоса, вымытая передней машиной, должна перекрываться следующей на 0,7-1м Расстояние между поливомоечными машинами при мойке колонной должно быть 10-20 м. 

 

Расчетные рабочие скорости движения при мойке дорог:
• для проезжей части дорог – 8 км/час;
• для лотковой зоны – 8 км/час;
• для осевой полосы – 8 км/час.


Мойку проездов с односторонним движением транспорта выполняют в одну сторону, по направлению к лотку тротуара. Большое значение при проведении работ имеют правильно выставленные поливомоечные насадки, так как при неправильном их положении весь процесс мойки оказывается неэффективным. До начала работы насадки машины разворачивают вниз на 12° к горизонтальной плоскости и несимметрично поворачивают вправо относительно продольной оси автомобиля: левый – на 67°, правый – на 42°. При мойке лотковой части угол насадок к горизонтальной плоскости оставляют неизменным, а относительно продольной оси их поворачивают: левый – на 23°, правый – на 0°. При проведении поливки насадки устанавливают вверх на 16° к горизонтальной плоскости относительно продольной оси автомобиля, они ставятся симметрично под углом 10°.
Для подготовки к работе машины с высоконапорной системой необходимо: опустить гребенку в рабочее положение, отрегулировав ее так, чтобы расстояние от форсунок до поверхности дороги составляло 20–40 см (меньшая высота – для более грязного покрытия); на гребенке отрегулировать (при необходимости) угол атаки струи воды. Управление осуществляется с пульта, находящегося в кабине.
Большое значение имеет правильно установленное моечное оборудование - фронтальную балку выставляют под углом 10–15° к поперечной оси машины, вниз ее направляют на угол 45° к горизонтальной плоскости. Все эти параметры были установлены опытным путем в течение длительного времени и являются оптимальными. При соблюдении этих простых рекомендаций наиболее рационально производятся мойка и поливка улиц, загрязнения удаляются с проезжей части, отработанная вода не загрязняет тротуары и газоны. Чтобы водителям машин было проще правильно установить нужные углы мойки, на насадки наносят специальные метки. 

Поливка и увлажнение придорожной полосы снижают запыленность воздуха, повышают влажность и создают более комфортные условия движения пешеходов. Поливку производят в наиболее жаркое дневное время, когда температура воздуха выше 25 °С. Ширина зоны поливки составляет 16–18 м. Высота струи – до 1,2 м. Не допускается сток воды с покрытия в канализацию, поэтому расход воды при этой операции принимают равным 0,3–0,4 л/м2. Поливка предотвращает пластические деформации асфальтобетона (колейность) в жаркую погоду. Температура верхнего слоя асфальтобетона уменьшается за счет интенсивного нагрева и испарения слоя воды, тем самым повышая долговечность дорожных покрытий. Также, к работам, обеспечивающим мойку дорог, относится пробег поливомоечных машин к месту заправки водой и обратно.

3.2 Содержание тротуаров.
Подметание тротуаров приводится подметально-уборочными машинами с вакуумной и механизированной подборкой грязи и мусора. Мойка тротуаров производится дорожно-уборочными машинами и в труднодоступных местах аппаратами высокого давления. Основные работы (подметание и мойка) должны быть завершены до 7-00 часов. При уборке тротуаров производится первоначальная ручная уборка недоступных для механизмов мест. Работы по уборке тротуаров должны быть завершены до начала процесса уборки проезжей части. Запрещается подметание и вакуумная уборка тротуаров без предварительного увлажнения.

3.3 Содержание остановок общественного транспорта.
Посадочные площадки остановок городского пассажирского транспорта должны быть полностью очищены от различного мусора и смета. Основные работы должны быть завершены до 7 часов. Посадочные площадки, скамейки и автопавильоны моются аппаратами высокого давления в соответствии с регламентом.
Вывоз смета производится непосредственно после завершения операции подметания.

3.4 Содержание придорожных газонов.
Работы по уходу за газонами производятся в течение рабочего дня. Работы по сбору случайного мусора в утреннее время до 07.00 часов утра. Кошение газонов должно обеспечивать высоту травостоя не выше 10 см. Кошение осуществляется роторными косилками, триммерами и газонокосилками. Вывоз случайного мусора и опавшей листвы с газонов осуществляется в течение дня после сбора.
В период листопада организации, ответственные за уборку закрепленных и прилегающих территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц и магистралей.

3.5 Содержание урн.
Очистка урн от мусора производится до 7 часов утра и в дневное время – по мере необходимости. Покраска урн - в соответствии с регламентом.

3.6 Содержание подпорных стенок.
К работам по содержанию подпорных стенок относится мелкий ремонт и мойка аппаратами высокого давления.

3.7 Ремонт дорог и тротуаров (в рамках приказа Минтранса № 402 от 16.11.2012 «Об утверждении классификации работ по капитальному ре-монту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
• срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
• восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
• ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
• очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
• восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума;
• устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
• устранение сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;
• ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия;
• защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м;
• восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
• восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр;
• восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100 м2;
• устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки дорожного покрытия;
• восстановление сцепных свойств покрытия путем устройства защитных слоев, слоев износа или поверхностной обработки;
• устранение повреждений покрытия тротуаров;
Работы по техническому содержанию асфальтобетонных покрытий проезжей части, включая аварийно-восстановительный ремонт в летний период осуществляется с применением горячих и холодных асфальтобетонных смесей.

Ремонт дорожных покрытий производится с наступлением теплого периода и до наступления постоянных отрицательных температур воздуха. Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью – не ниже 10°С.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Работы по устранению дефектов производят в сроки в соответствии ГОСТ Р 50593-2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 40 см и глубине – 5 см.
Ремонт дорожных покрытий производится с наступлением теплого периода и до наступления постоянных отрицательных температур воздуха. Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С.
Ремонтируемое место подготавливают в следующем порядке: границы выбоин обозначают отрезками прямых линий (создают контур), пересекающимися под прямым углом, захватывая на 3-5 см неповрежденную часть покрытия; выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту; старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и при необходимости просушивают; ее дно и стенки подгрунтовывают жидким битумом по норме 0,3-0,5 л/м . Стенки карт обмазывают кистью. При отсутствии средств механизации битум нагревают в передвижных битумных котлах, распределяют вяжущее по основанию карт с помощью лейки.

При заделке выбоин глубиной более 5 см, когда удаляют не только верхний, но и нижний слой асфальтобетона, порядок работы не меняется. В нижний слой укладывают крупнозернистую смесь и уплотняют, затем укладывают и уплотняют мелкозернистую смесь в верхний слой. Температура смеси в момент укладки 140-160 °С. Если глубина выбоин до 8 см, а крупнозернистая смесь отсутствует, укладывают в два слоя мелкозернистую смесь.
При ручной укладке толщину смеси в неуплотненном состоянии принимают больше проектной на 25-30%. Чтобы толщина слоя была одинаковой, выставляют маяки из укладываемой смеси, высоту которых проверяют нивелиром и шаблоном. Вместо маяков можно использовать деревянные бруски длиной 6 м и толщиной, равной толщине слоя неуплотненной смеси. Бруски устанавливают на расстоянии 1-1,5 м один от другого. По мере укладки смеси бруски передвигают вперед, а оставшиеся на их месте пустоты заделывают смесью.
Горячую смесь из автомобиля-самосвала выгружают на металлический лист площадью 4-5 м. Лист размещают на основании в 3-4 м впереди места укладки и после укладки смеси перемещают вперед (вручную или на буксире за автомобилем-самосвалом). Совковыми лопатами смесь переносят к линии укладки и распределяют в прижим к ранее уложенной смеси. Бросать с лопаты смесь запрещается, так как она расслаивается по крупности и после уплотнения на покрытии остаются места с избытком или недостатком крупных зерен. Смесь разравнивают металлическими граблями на длинных ручках - вначале зубьями, а затем тыльной стороной, поверхность покрытия проверяют на ровность трехметровой рейкой. Все инструменты для ручной укладки - лопаты, грабли, скребки - в начале работы подогревают. В процессе работы они нагреваются от соприкасания со смесью. Работать холодными инструментами нельзя, так как смесь прилипает к ним. После распределения смеси приступают к ее уплотнению.
Качественное покрытие получается лишь в том случае, если укладываемая полоса будет примыкать к предыдущей полосе при температуре последней не ниже 70-80 °С. Покрытие в этом случае будет сплошным, бесшовным.
На отремонтированном участке покрытия не должно быть – раковин, участков с избыточным (жирные) содержанием битума, разрывов покрытия, волн, следов катка. Сопряжение полос должно быть ровным, плотным и бесшовным.
Ровность покрытия в местах ремонта контролируется трехметровой рейкой, устанавливаемой вдоль оси дороги в месте ремонта. Допустимый максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений не должен превышать 7 мм при допустимом уровне содержания, 5 мм - при среднем и 3 мм - при высоком.

3.8 Восстановление профиля переходных покрытий (гравийных, щебеночных).
Восстановление профиля переходных покрытий заключается в профилировании.
Первое профилирование выполняют после таяния снега, в результате чего улучшается поверхностный водоотвод, ускоряется просыхание покрытия, ликвидируются колеи глубиной до 2 - 4 см и выравнивается поперечный профиль.
Второе профилирование делают в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.
Профилирование выполняют автогрейдером, последовательными проходами от обочин к оси проезжей части. Если толщина слоя гравийного покрытия недостаточна, подсыпают асфальтобетонную срезку.

3.9 Содержание ограждений и бортового камня.
К содержанию ограждений относится очистка и мойка ограждений; исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций ограждений; уборка наносного грунта у ограждений. Работы по устранению неисправностей и дефектов производят в соответствии ГОСТ Р 50593-2017 года «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

3.10 Уборка УДС в период межсезонья (переходный период осень-зима, зима-весна).
В период межсезонья уборка проезжей части дорог, лотков и тротуаров осуществляется следующим образом.
Грунтовые наносы при незначительном их слое убирают подметально-уборочные машины или подметальные трактора с последующей погрузкой и вывозом грязи на свалку. При значительном слое наносов, когда невозможно их убрать подметально-уборочными машинами или подметальными тракторами, применяется автогрейдер. Зачистка лотковой части дорог и тротуаров производится вручную. Грязь грузят фронтальным погрузчиком в самосвал. После вывоза грязи завершающую уборку оставшихся загрязнений производят подметально-уборочными машинами, подметальными тракторами или подметально-уборочными машинами с вакуумной или механизированной подборкой грязи. При температуре воздуха в ночное время свыше 0 градусов Цельсия используется вакуумно-подметальная техника, а также поливомоечные машины.

4. При производстве летней уборки запрещается:
• подметание и вакуумная уборка дорог и тротуаров без предварительного увлажнения;
• сбрасывать смет, мусор, траву, листья, порубочные остатки и иные отходы на озелененные территории, в смотровые колодцы, колодцы дождевой канализации, реки, каналы и водоемы; на проезжую часть и тротуары при покосе и уборке газонов;
• вывоз смета и отходов в несанкционированные места;
• выбивание струей воды смета на тротуары и газоны при мойке проезжей части, а при мойке тротуаров на цоколи зданий;
• сгребание листвы и смета к комлевой части деревьев и кустарников;
• сжигание мусора, листвы, иных отходов на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;
• запрещается работа подметально-уборочных машин с вакуумной и механизированной подборкой мусора без предварительного увлажнения. 

 

Последнее изменение 6 декабря 2019 15:16