Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Александр Громут, юрист, исполняющий обязанности начальника Правового департамента Администрации города Екатеринбурга

29 мая 2019, 21:14

В настоящее время остро обсуждается вопрос о форме учета общественного мнения в отношении ситуации со строительством храма в сквере.

Ряд выступающих предлагает провести по данному вопросу референдум.
Вместе с тем при принятии окончательного решения о форме голосования по вопросу строительства храма в сквере необходимо обратиться к правовым аспектам.

В первую очередь необходимо отметить, что референдум и опрос являются официальными формами непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Условия и формат их проведения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» определены 3-й главой Устава города. Речь в данном случае идет не о социологическом опросе, а опросе в формате, предусмотренном Уставом.

Делая выбор в пользу того или иного способа участия населения в местном самоуправлении, необходимо учитывать положения законодательства.
Надо понимать, что местный референдум проводится исключительно в целях решения непосредственно населением муниципального образования вопросов местного значения (статья 12 Устава).

При этом вопросы местного значения, определенные Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», отнесенные к вопросам градостроительства, включают в себя утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории и ряд других вопросов, которые разрешаются в порядке, установленном Градостроительным кодексом.

Следует помнить, что при принятии решения о строительстве храма был соблюден ряд юридических процедур и приняты соответствующие правовые акты (внесены изменения в правила землепользования и застройки, утвержден проект планировки территории, выдано разрешение на строительство и другие).

Отмена строительства храма на утвержденной площадке потребует в первую очередь соблюдения процедуры отмены принятых в связи с этим правовых актов, что само по себе вопросом местного значения не является – и не может быть вынесено на референдум.

Напомним, что отмена принятых актов осуществляется, как правило, в том же порядке, в котором они приняты, либо судом.

Решение вопроса об отмене указанных актов на референдуме может являться основанием для признания незаконными результатов референдума.

Поскольку в контексте решения данного вопроса принципиальное значение имеет учет мнения жителей города Екатеринбурга по вопросу строительства храма, то в данном случае с юридической точки зрения допустимым будет проведение опроса в формате, определенном статьей 22 Устава города Екатеринбурга.

Напомним, что в данном случае опрос проводится на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений городской Думой, Главой Екатеринбурга, а также органами государственной власти.
Противники опроса могут возразить, что его результаты носят рекомендательный характер, либо результаты опроса могут быть «подтасованы».

Данные опасения являются беспочвенными. Порядок проведения опроса определен Положением «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы № 10/18 от 14.02.2006 г., которое подробно регламентирует процедуру его проведения, исключая возможность «подтасовки» результатов.

Предполагается, что опрос проводится по месту жительства, в данном случае – по аналогии с процедурой выборов или референдума – будут определены участки для голосования по месту жительства.

Опрос проводится только среди жителей Екатеринбурга, которые при заполнении опросного листа должны предъявить паспорт и поставить подпись в опросном листе, что исключает возможность двойного голосования или подвоз на участки сторонников тех или иных групп и обеспечивает объективность подсчета голосов участников опроса.

Что касается рекомендательного характера результатов опроса, то нужно учитывать, что, в соответствии с Положением, результаты опроса должны быть рассмотрены на заседании Екатеринбургской городской Думы в соответствии с регламентом.

По результатам рассмотрения Дума принимает решение утвердить протокол опроса или отказать в его утверждении.

Решение Думы по рассмотрению результатов опроса подлежит обязательному опубликованию в СМИ.

В случае невозможности принятия решения в том варианте, за который высказалось большинство граждан при опросе, Дума, Глава Екатеринбурга обязаны в течение 10 дней после принятия решения довести через средства массовой информации до населения мотивированные причины принятия такого решения.

Указанные положения законодательства исключают возможность не учитывать мнение населения, выраженное в ходе опроса.

При таких обстоятельствах именно опрос в формате, установленном Уставом Екатеринбурга, является юридически правильной формой учета мнения населения по вопросу строительства храма и выбора участка для его строительства.

Фото Александра Зайцева