Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Пыльцын Юрий Сергеевич, методист по экскурсионной и лекционной работе мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история»

30 мая 2019, 13:01

Собор Святой Екатерины в городе Екатеринбурге имеет богатую историю. 1 ок-тября 1723 г. священник Тобольского полка Иоанн Ефимов освятил место строительства будущей Екатерининской церкви. В 1726 году под торжественные залпы пушек храм был открыт. С самого начала своей истории храм Святой Екатерины был неразрывно связан с Екатеринбургским заводом. Вокруг этих двух центров и вырос город – столица Урала.

О том, как выглядела Екатерининская церковь, можно получить представление из описания крепости 1734 года: «Складена меж деревянныя столбы из кирпича и выбелена известью, Столбы и у дверей, и у окончин (т. е. у окон) рамы высмолены смолою. Церковь, и алтарь, и трапеза покрыты тесом. На церкве глава обита белой жестью, над папертью колокольня, на которой шпиц покрыт белой же жестью». В целом же церковь была кирпичной. Часто первую церковь называют «мазанковой». Это означало, что, как и другие здания, Екатеринбургской крепости, перед побелкой стены церкви были обмазаны глиной.

26 сентября 1747 г. мазанковая церковь была уничтожена пожаром. В 1758 г. началось строительство каменного собора с высоким шпилем и колокольней. Новый Екатерининский храм был достроен и открыт в 1768 г. Начиная с начала XIX века собор несколько раз достраивался и свой привычный вид приобрёл к концу столетия.

Собор Святой Екатерины являлся не только архитектурной доминантой города, но и важным культурным центром. Хотя, безусловно, главной функций Собора было Бого-служение. Для многих горожан все значимые события в жизни были связаны с Собором. Жители города крестились (например, купец В. П. Злоказов), венчались в Екатерининском храме, находили последнее пристанище (например, М. И. Башмаков, участник подавления пугачёвского бунта) так же в ограде собора.

Для всех жителей города одним из главных городских праздников был престольный праздник Собора – день Святой Екатерины. В честь этого праздника устанавливался выходной день. 19 января – на Крещение Господне – из Собора шёл крестный ход на Го-родской пруд, где освящалась Иордань.

В 1833 г. в Екатеринбурге было образовано викариантство (особая территориальная единица, имеющая своего епископа, но не являющаяся самостоятельной епархией) во главе с епископом Евлампием. Встал вопрос о создании архиерейского кафедрального собора. И в первую очередь внимание было обращено на храм Святой Екатерины. Однако, ознакомившись с ситуацией на месте, члены епархиальной комиссии пришли к выводу, что Екатерининский собор не удобен для архиерейского служения как по своему устройству («существующая в Екатеринбурге соборная одноэтажная церковь по пространству тёплого храма имеет довольное удобство для священнослужения архиерейского, по пространству же холодного, такового удобстве не имеет»), так и по многочисленности (именно по многочисленности!) прихода. В конце концов кафедральным собором стала Богоявленская церковь.

Храм же Святой Екатерины остался, прежде всего, горным собором. Главным храмом всех уральских горняков. С самого начала существования храма здесь давали присягу горные инженеры.

Екатеринбург был не только промышленным, но и, во многом, военным городом. Судьбы служилых людей так же были связаны с храмом Святой Екатерины. В XIX в. военное начальство не раз обращалось к духовенству с просьбами о принятии присяги новобранцев в Екатерининском соборе. Просьбы всегда решались положительным образом и многие и многие молодые войны под сводами екатерининского храма клялись «Его Императорскому Величеству Самодержцу Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя жи-вота своего, до последней капли крови…».

За правым клиросом храма хранилось знамя, пожалованное Императором Александром II Уральскому горнозаводскому батальону (горнозаводские батальоны – специальные пехотные части, созданные в XVIII в. специально для охраны крепостей при заводах; Екатеринбургский батальон упразднён в 1864 г.) 1 января 1861 г., в связи с его столетием.

Храмы в России издавна были центрами культуры и образования. Не был исключением и собор Святой Екатерины. Настоящим сокровищем собора была библиотека. На 1920 г. в ней было 1 237 томов. К сожалению, не сохранилось перечня этого книжного богатства, но известно, что, помимо богослужебной литературы, в библиотеке были представлены и творения Святых Отцов, апологетические книги (направленные против старообрядческого раскола), патриотическая литература.

С 1887 г. в Екатеринбурге при приходе Екатерининского собора действовала мужская церковно-приходская школа. В 1894 г. появилась женская церковно-приходская школа Екатерининского Собора. В 1894 году было создано Екатерининское церковно-приходское попечительство. Главной задачей попечительства являлась поддержка развития школьного образования, в том числе через назначение ежегодного пособия для увеличения жалованья учителям. Приход нес по мере сил и иное социальное служение. Так, за Екатерининской церковью было закреплено отпевание умерших в Рязановской больнице для бедных.

Но в самых разных учреждениях главное, всё-таки, люди. Заметный след в истории культуры и просвещения города оставило духовенство Екатерининского собора. Многие были образованными людьми своего времени и оставили след, не только в жизни собора, но и жизни города, в частности в деятельности знаменитого Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), собрания которого легли в основу современного кра-еведческого музея.

Даже в области развития медицины в городе духовенство собора Святой Екатерины внесло свою посильную лепту. После того, как медициной в городе стало заведовать земство, она обращалось к священникам (т. к. им «более, чем кому-либо известны нужды населения»), в том числе и Екатерининского собора, с просьбой убедить прихожан начать ходить в общественные больницы, несмотря на существующие предрассудки (так, например, считалось, что обращаться в Екатеринбургский родильный дом «не соответствует нравственным правилам порядочных семейных женщин»).

Не только духовенство пыталось сделать город лучше, но и миряне. Миряне входили в попечительство при храме, исполняли роль церковных старост. В начале XX в. стали создавать свои приходские общественные организации («сестричества») женщины-христианки. Подобная организация была создана и при Екатерининском приходе. Сохранилось только одно упоминание о ней – это надпись на иконе святой Екатерины, подаренной Екатерининскому собору 1 (14) октября 1923 года по случаю 200-летия храма. Дар был сделан от церковно-религиозной общины, совета (т.е. руководства общины) и сестричества. Возможно, по своим функциям оно частично заменило попечительство, переставшее действовать с началом Гражданской войны.

После того, как Екатеринбург вторично был занят Красной армией (июль 1919 г.) для Собора наступили тяжёлые времена: церковно-приходские школы были закрыты, библиотека была конфискована, а сам собор в 1925 г. властями был передан раскольникам-обновленцам. В 1930 г. собор был взорван.

Таким образом, собор Святой Екатерины до начала ХХ в. являлся важным центром образования, духовного просвещения и играл большую роль в жизни горожан всех состояний, сословий и профессий.

Для подготовки справки использованы следующие исследования:
Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти (очерки истории екатеринбургского Екатерининского собора). Екатеринбург, 2000.
Екатеринбург. Энциклопедия. Екатеринбург, 2002.