Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Стратегия и стратегический план. Термины и определения

В экономической науке существует множество определений понятия «стратегия». Разработчики придерживаются следующего его понимания:

  • стратегия – это выраженное документально обобщенное представление о стратегических целях и задачах муниципального управления и социально- экономического и территориального развития муниципального образования на долгосрочный период; это обозримая перспектива, разделяемая членами городского сообщества и реализуемая в их намерениях и действиях; это способ использования имеющихся средств и ресурсов, направленный на достижение определенной цели и учитывающий условия («вызовы») внешней среды.

Выработка стратегического видения требует творческого подхода и интеграции аналитических, эмоциональных, политических и прочих элементов корпоративного мышления многих людей. Разработка стратегии связана с выбором приоритетных задач удовлетворения потребностей разных социальных групп: предпринимателей, органов власти и управления и др.

Поэтому стратегия развития города должна быть корпоративной: она призвана выявлять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Это означает, что предприниматели, органы власти, ученые, члены общественных организаций, представители средств массовой информации – все основные стейкхолдеры (заинтересованные стороны) территории должны стремиться к согласованному, во многом компромиссному представлению о перспективах развития города, создании условий для реализации этих перспектив, к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей.

Стратегическое планирование развития города – это многогранный, сложный процесс, при котором разработчики стратегии позиционируют город по отношению к другим городам, определяют его будущее и разрабатывают необходимые действия для достижения целей и задач долгосрочного развития. Принятый разработчиками подход к организации процесса стратегического планирования позволил создать Стратегический план, который стал важным и интересным документом для всех жителей Екатеринбурга.

Стратегический план – это документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое стратегическое видение, миссию города, стратегическую цель, задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и методы решения стратегических задач, направленные на достижение поставленных целей в рамках избранной городской политики.

Стратегия пространственного развития определяет приоритеты, цели и задачи пространственного развития города, имеет комплексный характер и выраженную градостроительную компоненту; комплекс мер по регулированию размещения различных территориальных зон и хозяйствующих субъектов на территории города, формированию среды, в которой осуществляется их взаимодействие, влекущее за собой переход на новый качественный уровень социально-экономического развития.

Концептуальные положения

Значение стратегического плана

Стратегический план позволит добиться устойчивого социально-экономического развития на основе комплексного использования экономических, социальных, культурных, научно-технических, территориальных, политических и других факторов, а также имеющихся природных, трудовых, производственных, предпринимательских и информационных ресурсов. Важнейшее назначение Стратегического плана состоит в эффективном использовании внутренних ресурсов и прогнозировании использования внешних ресурсов путем выбора приоритетных целей и направлений развития города с вовлечением различных стейкхолдеров в данный процесс.

Стратегический план:

  • является ключевым компонентом обновленной парадигмы городского управления, позволяющим сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе различных решений и их успешной реализации;
  • раскрывает основные цели, принципы и ориентиры социально-экономического и пространственного развития города на долгосрочный период, позволяет снизить неопределенность будущего развития, вселяет в жителей уверенность в благополучном исходе преобразований;
  • информирует городскую общественность о том, что усилия органов местных властей направлены не только на решение частных задач, но и на постановку целей, устремленных в будущее и призванных обеспечить городу устойчивое развитие и процветание;
  • дает основания верить, что обеспечение жителей города общественными благами с учетом имеющихся ресурсов будет осуществляться справедливым, эффективным и демократическим способом;
  • намечает ориентиры органам местного самоуправления, предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы, способствует координации усилий местного сообщества;
  • является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города перед другими городами в борьбе за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции
    в международном сотрудничестве;
  • позволяет эффективно упорядочить, распределить и использовать ресурсы города, всегда ограниченные в той или иной мере;
  • привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе разработки и реализации Стратегического плана вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами;
  • укрепляет имидж города и улучшает репутацию органов местного самоуправления как субъектов, открытых для диалога и сотрудничества;
  • позволяет согласовать стратегические приоритеты территориального и социально-экономического развития города.

Стратегия пространственного развития как составляющая Стратегического плана обеспечивает взаимосвязь и сбалансированность социально-экономического и пространственного развития города, повышает эффективность и рациональность использования существующих городских пространств в долгосрочной перспективе.

Стратегическое видение и миссия города 

Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление стратегического видения и миссии города.

Стратегическое видение позволяет в максимально сжатой форме определить, каким должен стать город в случае успешной реализации Стратегического плана. Стратегическое видение города формируется на ключевых, наиболее важных и приоритетных направлениях развития, выявленных на основе анализа и синтеза конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития Российской Федерации и мирового сообщества. Стратегическое видение – это ориентир на эффективное долгосрочное социально-экономическое развитие для городского сообщества, бизнеса, органов власти и гостей города.

Исходя из вышеизложенного, к 2030 году Екатеринбург видится как:

  • центр Екатеринбургской агломерации – одной из крупнейших агломераций в России;
  • международно узнаваемый центр деловых коммуникаций с развитой комфортной деловой инфраструктурой, способствующей проведению крупных международных мероприятий различного формата;
  • межрегиональный транспортно-логистический комплекс со сбалансированной транспортно-логистической инфраструктурой, удовлетворяющей потребности экономики и населения;
  • город с диверсифицированной экономикой, характеризующейся сбалансированным развитием индустриального и торгово-сервисного секторов, динамичным развитием научно-образовательного комплекса, информационного пространства и рынка финансовых услуг;
  • центр культурных коммуникаций, обеспечивающий доступные возможности для свободной и безопасной культурно-творческой самореализации горожан, сохраняющий самобытность и уникальность городского пространства;
  • город с креативной средой, ориентированный на учет интересов городских сообществ, развивающий гражданские и творческие инициативы, поддерживающий развитие новых социально-культурных индустрий.


Если стратегическое видение показывает, каким должен стать город в случае успешной реализации Стратегического плана, то миссия Екатеринбурга отражает главные направления развития города в настоящем. Именно она помогает конкретизировать в количественных показателях результаты, которые должны быть достигнуты по каждому из выявленных направлений. Таким образом, миссия является не только фундаментом для определения стратегических целей развития города, но и каркасом стратегии, с которым следует сверять конкретные решения.

Миссия – лаконичное и емкое выражение предназначения города по отношению к связанным с ним социально-экономическим объектам и системам. Авторы Стратегического плана считают, что миссия Екатеринбурга должна рассматриваться во взаимодействии, во-первых, с внешней средой, то есть места города в региональном, национальном и глобальном контексте; во-вторых, – с внутренней средой города, которая определяет специфику городского округа, его характеристики, связанные с обеспечением достаточно высокого качества жизни населения.

Определение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые задают определенную траекторию (вектор) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность Стратегического плана.

Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как протяженный во времени сложный процесс, включающий все аспекты функционирования и развития города.
Исходя из приведенных выше положений, миссия города заключается в усилении Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения.

Миссия города помогает рационально распределять ресурсы и принимать стратегически выверенные управленческие решения.
Девиз стратегического развития города Екатеринбурга: «Качество жизни, инновации, партнерство».

Определение миссии и стратегического видения города стало необходимым условием для корректного формулирования стратегической цели и подцелей развития города.

Главная цель и подцели

В соответствии с миссией города, необходимостью реализации государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан, стратегическая цель развития Екатеринбурга заключается в обеспечении достаточного высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.

Качество жизни населения определяется и оценивается в Стратегическом плане по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.

Стратегическая цель развития Екатеринбурга реализуется посредством проведения активной городской политики, направленной на достижение баланса между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов тех, кто работает или учится в городе, кто посещает его с целью профессионального сотрудничества, в поисках информации, знаний, культурных ценностей, развлечений.

Одним из важных элементов городской политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, регенерация и повышение эффективности использования городских пространств, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.

Достижение стратегической цели предполагает реализацию ряда основных стратегических подцелей. Среди них:

  • сохранение и всестороннее развитие личностного потенциала горожан на основе формирования и актуализации современных здоровьесберегающих, образовательных, профессиональных, культурных, социально-креативных, спортивных компетенций, а также социально-творческой активности в различных сферах жизнедеятельности;
  • формирование крупнейшего межрегионального центра «новой экономики», участвующего в глобальных экономических процессах, на основе повышения конкурентоспособности промышленно-финансового комплекса города, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса и инвестиционной деятельности;
  • обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности среды проживания, модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, росте их энергетической эффективности, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, повышении уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности города;
  • формирование новой пространственно сбалансированной организации рынка для удовлетворения разнообразных потребностей населения и гостей города в качественных и безопасных товарах и услугах;
  • усиление процессов интеграции города в региональную, национальную и мировую систему товародвижения, комплексное развитие российских и международных социокультурных и бизнес-коммуникаций;
  • создание транспортно-пешеходной системы города, удобной для населения, связанной с международной транспортной системой;
  • создание комфортных условий проживания и экологически устойчивой системы жизнедеятельности населения на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства городских территорий;
  • развитие сообщества свободных, инициативных, социально активных горожан, объединенных общностью традиций, интересов и ценностей; сохранение достигнутого общественного согласия, повышение эффективности местного самоуправления и совершенствование системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
  • обеспечение устойчивого и сбалансированного развития городского пространства.


Стратегическая цель и подцели стратегии развития города соотносятся с основными положениями Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы , Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года , Долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года и отраслевых документов стратегического планирования федерального и регионального уровней.

Стратегический план концентрируется на ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях развития, определенных на основе анализа конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития России и мирового сообщества.

Целевые установки реализуются посредством стратегических программ, определяющих пошаговую последовательность действий, направленную на достижение стратегической цели и подцелей, обеспечивающих решение основных проблем во всех сферах жизнедеятельности города.

В свою очередь, программы в ходе реализации конкретизируются в стратегические проекты, направленные на эффективное решение более локальных задач, имеющих ответственных за исполнение, четкие сроки реализации и определенные источники финансирования.
Стратегические проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской политикой.

Сценарии социально-экономического развития Екатеринбурга

Стратегический план предполагает развитие города в двух сценариях: инерционном и инновационном.
Инерционный сценарий ориентирован на смену вектора развития на торгово-сервисный, который может привести к полной деиндустриализации города и потере статуса «индустриальной столицы региона». Согласно данному сценарию среднегодовой темп роста оборота предприятий промышленного производства в текущих ценах составит 102,9%, торгово-сервисного сектора – 104,6%, инвестиций – 107,1% в год в текущих ценах. Ежегодное сальдо миграционного прироста ожидается на уровне 6 тыс. человек. Среднегодовой темп роста производительности труда составит 103,6%. Уровень зарегистрированной безработицы к 2030 году – 0,65%.

Инновационный сценарий основан на предположении о наиболее успешном использовании конкурентных преимуществ Екатеринбурга и инструментов ускорения социально-экономического роста за счет перехода на конкурентную модель развития в рамках новой индустриализации. Согласно данному сценарию, среднегодовой темп роста оборота предприятий промышленного производства в текущих ценах составит 106,9%, торгово-сервисного сектора – 105,6%, инвестиций в основной капитал – 109,8%. Экономика города будет характеризоваться равными значениями долей двух ключевых секторов: индустриального и торгово-сервисного (по 40% от оборота крупных и средних организаций). Ежегодное сальдо миграционного прироста ожидается на уровне 12 тыс. человек. Среднегодовой темп роста производительности труда составит 105,5%. Уровень зарегистрированной безработицы к 2030 году – 0,47%.

Инновационный сценарий развития выбран в качестве приоритетного и предполагает активное создание, внедрение и распространение инноваций во все сферы городского развития.

В Стратегическом плане прогнозные значения показателей, определяющих степень достижения целей стратегических направлений и программ, обозначены:
min – в случае реализации инерционного сценария;
max – при выполнении инновационного сценария (реализации мероприятий Стратегического плана).

Основные принципы стратегического развития города

Основополагающими стратегическими принципами развития Екатеринбурга являются: активное саморазвитие на основе всемерного повышения экономической самостоятельности и финансовой дееспособности; приоритет интересов населения, учет потребностей различных групп населения, обеспечение надлежащего уровня жизни и условий труда для всех слоев современного и будущего общества; партнерство и взаимодействие основных стейкхолдеров при достижении стратегических целей; учет постиндустриальных тенденций развития; опора на собственные силы, использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ; устойчивое развитие; безопасность; согласованность стратегических приоритетов социально-экономического и территориального развития; гармонизация всех видов городских пространств.
Эти принципы соответствуют требованиям Европейской хартии городов , а также программы Организации Объединенных Наций по изучению населенных пунктов (ООН – HABITAT).

Основные методы разработки стратегии

Разработка стратегии проводилась с использованием совокупности научных методов (цивилизационный подход, системный анализ, структурно-функциональный анализ, трендовый анализ, прогнозирование, выявление и структурирование проблем, метод экспертной оценки, использование эффектов групповой работы, программно-целевой подход, метод аналогии и другие), что позволило сделать ее научно обоснованной.
При разработке стратегии в качестве базовых представлений о городе использовалась модель «Город-корпорация», а также идеи межрегиональной и мировой интеграции, глобалистики.

Актуализация Стратегического плана основывается на анализе достижения значений контрольных показателей социально-экономического развития города, показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, реализации стратегических проектов, отражающих все сферы социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург», а также результатах реализации муниципальных программ.

Стратегический план учитывает результаты научных исследований, проводимых специалистами в области стратегического менеджмента, городского планирования и управления, охватывает практические достижения, имеющийся отечественный и зарубежный опыт.

Разработка Стратегии пространственного развития проводилась с учетом инструментария перспективного планирования и пространственного развития крупных городов, а также положений, зафиксированных в действующих нормативных документах и документах территориального планирования. Это позволило при участии широкого круга общественности и экспертов из различных областей профессиональной деятельности определить цель пространственного развития Екатеринбурга с учетом его локальных особенностей и разработать комплекс действий по ее достижению.

Организационные условия осуществления Стратегического плана

Организационная работа становится исходным и определяющим фактором исполнения Стратегического плана.

В связи с этим первоочередное значение для его реализации имеет учет следующих условий:
Стратегический план – один из главных документов стратегического планирования развития Екатеринбурга и является тождественным документу «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования». Вместе с тем Стратегический план развития города – это не догма. В процессе его реализации может возникнуть немало новых интересных идей, которые не нашли отражения в предложенных проектах. Органы местного самоуправления готовы к сотрудничеству со всеми, кто способен творчески, с учетом имеющихся возможностей планировать будущее и активно воплощать задуманное в жизнь;

Стратегический план разрабатывается (актуализируется) одновременно и согласованно с разработкой (актуализацией) Генерального плана развития города и иных документов территориального планирования;

стратегия развития города может быть реализована, если в городе будет функционировать сильная муниципальная власть, имеющая поддержку со стороны населения, понимающая значимость Стратегического плана и способная объединить усилия общественности, бизнеса, науки, средств массовой информации в процессе его разработки и реализации;

в реализации целей, задач и направлений развития должны быть задействованы все жители города;

органам местного самоуправления необходимо обеспечить целенаправленное информирование населения о ходе реализации Стратегического плана. Прежде всего следует донести до горожан основное содержание документа, объяснить им, что позитивные изменения будут происходить постепенно и неуклонно, сделать так, чтобы жители видели позитивные результаты – «малые победы» в каждый период реализации Стратегического плана;

Стратегия пространственного развития является составной частью Стратегического плана. Вместе с тем она не предусматривает разработку проектных предложений по развитию отдельных (конкретных) территорий города, но основывается на формулировании подходов, проектных предложений в отношении тех городских территорий, развитие которых станет своеобразным «индикатором развития» или будет являться стратегически важным для города в целом.

Последнее изменение 25 октября 2018 16:57