Анализ исходной ситуации (SWOT-анализ)
Сильные стороны города
- Благоприятное экономико-географическое и геополитическое положение города на стыке Европы и Азии;
- статус административного центра Свердловской области и Уральского федерального округа, развитая институциональная структура федеральных и региональных органов государственной власти;
- центр Екатеринбургской агломерации;
- многоотраслевая и диверсифицированная структура экономики;
- сохранивший свои позиции в экономике города военно-промышленный комплекс;
- благоприятный инвестиционный климат;
- емкий потребительский рынок;
развивающийся региональный центр оптовой торговли;
- развитая сфера бизнес-услуг и сопутствующая инфраструктура;
- наличие институтов мирового бизнеса;
- развитость финансовых институтов, отвечающих современным требованиям;
- формирующийся современный транспортно-логистический узел международного, общенационального и межрегионального масштаба;
- значительный научно-технический потенциал, накопленный фонд инноваций;
- высокая концентрация научных и образовательных учреждений;
- сложившийся рынок информационных и телекоммуникационных услуг;
- развитая социальная инфраструктура;
высокий уровень оснащенности высокотехнологичным медицинским оборудованием и внедрения современных методов лечения;
- высокий уровень развития социокультурной среды;
- значительный удельный вес малого бизнеса в городской экономике;
- емкий рынок труда, высококвалифицированный кадровый потенциал;
- отсутствие этнонациональных конфликтов;
- сотрудничество городской власти и всех основных конфессий, межконфессиональное взаимодействие;
- эффективное партнерство власти и городского сообщества;
- наличие памятников архитектуры, богатое историческое наследие.
Слабые стороны города
- Удаленное положение относительно важных центров России, Европы, мира;
- расположение в зоне континентального климата с характерными для Урала погодными аномалиями;
- изношенность городской коммунальной и инженерной инфраструктуры, общественного транспорта;
- неравномерное и недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей населения, в том числе связанных с новым строительством;
- деградация жилой застройки 1960–1970-х годов;
- отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации населения, высокая загруженность улично-дорожной сети и недостаточное качество дорожной инфраструктуры;
- наличие в черте города объектов производственного назначения, затрудняющих развитие дорожной инфраструктуры;
- ресурсозатратность и энергоемкость систем инженерно-технического оснащения города;
- слабая практика применения инновационных энерго- ресурсосберегающих технологий и мероприятий;
- недостаточное развитие системы городского скоростного и ускоренного транспорта;
- значительная дифференциация населения по уровню доходов;
- недостаток социального и доступного арендного жилья для обеспечения социально уязвимых слоев населения;
- невысокий уровень экологической безопасности города;
- ограниченные рекреационные возможности;
- неравномерное распределение социально-бытовых и культурных объектов на территории города;
- плохо развитая инфраструктура для маломобильных групп населения.
Возможности города
- Включение Екатеринбурга в инвестиционные проекты федерального значения по развитию транспортной системы, аэропортов-хабов, логистических центров, инфраструктурных проектов, жилищного строительства и комплексного освоения территорий в рамках развития региональной экономики;
- концентрация в Екатеринбурге транспортно-распределительных, торгово-посреднических, логистических и иных функций мирового значения;
- сохранение статуса «полюса роста» региональной экономики за счет эффективного использования и наращивания экономического, интеллектуального и культурного потенциала, а также развития цифровой экономики;
- развитие города как межрегионального центра деловых, инновационных, образовательных, медицинских услуг и т.д., местного и международного туризма
(в том числе делового);
- согласование действий в рамках социально-экономической интеграции Екатеринбурга и близлежащих муниципальных образований (в целях совместного решения задач агломерации);
расширение международных деловых и межличностных связей;
- развитие инновационной деятельности, увеличение удельного веса производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции в структуре экономики города;
повышение инвестиционной привлекательности города;
- проведение в городе крупных международных мероприятий (чемпионат мира по футболу 2018 года, ЭКСПО–2025 и др.);
- формирование новых зон промышленной и общественно-деловой застройки, редевелопмент (перепрофилирование) территорий в старых промышленных зонах;
- развитие высокотехнологичного сектора российской экономики, в том числе на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства и стимулирование инновационной деятельности;
- преодоление импортоориентированного технологического развития, модернизация сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и фундаментальной науки, повышение их эффективности;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной активности;
- установление более тесной связи между сферой профессионального образования и потребностями рынка труда;
- оптимизация структуры спроса и предложения на рынке труда по отношению к высококвалифицированным трудовым мигрантам;
- сохранение полномочий по организации медицинской помощи населению муниципального образования «город Екатеринбург» на муниципальном уровне;
- развитие скоростного и ускоренного наземного и подземного транспорта;
- развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры;
- совершенствование информационной инфраструктуры, повышающей доступность информации, в том числе о деятельности органов власти всех уровней;
- рост социальной активности различных слоев населения и выражение их гражданской позиции по вопросам развития города;
- распространение опыта социального партнерства власти и населения, поддержки гражданских инициатив среди других городов.
Угрозы городу
- Ограничение полномочий, недостаток ресурсов для самостоятельного развития и возможностей эти ресурсы генерировать;
- усиление тенденции старения трудоспособного населения и снижение доли трудоспособного населения;
- дефицит трудовых ресурсов, в частности молодых специалистов технического профиля, несоответствие спроса и предложения трудовых ресурсов;
- недостаточность инвестиций в человеческий капитал и городскую инфраструктуру;
- деградация городской среды, ухудшение ее качественных и функциональных характеристик;
- отсутствие согласованности, взаимопонимания субъектов агломерации в разработке и реализации стратегии развития агломерации и региона;
- снижение спроса на продукцию и услуги предприятий;
- рост уровня преступности и социальной напряженности, ухудшение экологической обстановки, в том числе в субъектах агломерации;
- невосполнимость потерь в культурном наследии (разрушение объектов культурного наследия), реализация крупных проектов, меняющих виды исторического центра;
- возникновение природных и техногенных катастроф;
- сокращение зеленого фонда.
.
Последнее изменение 14 февраля 2019 11:17