Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Город активных граждан

Цель программы

Создание условий для активизации и эффективного использования на благо города и его жителей разнообразных форм активности (самодеятельности) широких слоев населения.

Задачи

  • развитие постоянно действующей системы социального и информационного партнерства городской власти и населения;
  • повышение уровня доверия к информации о деятельности органов местного самоуправления у населения муниципального образования;
  • внедрение и развитие инновационных форм взаимодействия населения и власти.

Задача повышения активности широких слоев населения предполагает подъем активности социальных, социально-демографических групп во всех сферах городской жизни. Социальная активность широких слоев населения распространяется как на город в целом, так и на отдельные информационные потоки (Интернет, радио, телевидение) и городские территории.

Активизация творческого потенциала социальных, социально-демографических групп горожан предполагает:

  • приобщение молодежи, населения трудоспособного возраста, пожилых людей к процессам городского развития;
  • усиление процессов самоорганизации социально некомфортных групп;
  • рост активности национальных и иных групп;
  • подъем активности граждан, проявляющийся в расширении участия в политической жизни города (рост интереса к работе городских властей, развитие электоральной активности и пр.);
  • увеличение числа активных экономических субъектов, расширение сферы их деятельности, развитие предпринимательства, садоводства, огородничества и др.;
  • в духовной и досуговой сферах - развитие разнообразных личных форм духовного творчества и художественной самодеятельности горожан, физкультуры и спорта, участие населения в массовых городских культурно-спортивных мероприятиях;
  • в информационной сфере - участие населения и органов местного самоуправления в интерактивном обмене информацией и в двусторонней обратной связи;
  • создание условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей: повышение правовой грамотности в вопросах потребительских прав и способов их защиты, развитие системы правового воспитания граждан, увеличение активности граждан в борьбе с правонарушениями на потребительском рынке;
  • развитие территориальной активности населения - приобщение граждан по месту жительства к решению актуальных задач, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, развитие социального творчества городских семей, домохозяйств:
  • совершенствование имеющихся и создание новых организованных форм активности граждан (обществ, организаций, объединений, ассоциаций, корпораций и пр.);
  • в социально-демографической сфере - активизация и совершенствование деятельности организаций молодежи, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодых семей и т.п.;
  • в политической сфере - развитие политических союзов, общественных объединений, ориентированных на решение городских проблем и повышение качества жизни социума, организаций социального партнерства и пр.;
  • в экономической сфере - создание и активизация деятельности союзов, ассоциаций, объединений производителей, обществ потребителей и пр.;
  • в духовной и досуговой сферах - создание объединений, кружков, клубов граждан по интересам, спортивных секций и клубов;
  • в информационной сфере - развитие интерактивных сообществ в сети Интернет, повышение качества работы органов местного самоуправления;
  • на территориях - увеличение численности субъектов территориального общественного самоуправления;
  • развитие кондоминиумов, общественных комитетов и пр.;
  • создание объединений родителей, семей для решения комплекса проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, обеспечением безопасности проживания, организацией досуга, семейного отдыха и пр.

Создание эффективной и постоянно действующей системы вовлечения населения в поле управленческих решений, эффективное взаимодействие власти и населения возможно как социальное партнерство организованных структур. Для такого взаимодействия необходимы как самоорганизация населения, так и совершенствование системы местного самоуправления, постоянное улучшение программы «Местное самоуправление», включающей отработку нормативно-правовой базы, определение статуса, функций, форм, регламента взаимодействия власти и организованных форм активности населения, создание информационной системы обеспечения постоянного диалога населения и властей, системы круглосуточного и повсеместного доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления; изменение практики работы городской власти в сторону непременного привлечения общественности к управлению городом.

Программные мероприятия

  • дальнейшая реализация программы в качестве важнейшего направления в рамках деятельности соответствующих структурных подразделений Администрации города Екатеринбурга и комиссий городской Думы. Городская власть и в дальнейшем должна оставаться центром инноваций, поддержки и координации действий различных организованных и неорганизованных форм активности населения;
  • совершенствование нормативных актов органов местного самоуправления, закрепляющих систему социального партнерства власти и населения, создающих реальную возможность приобщения граждан к процессам выработки, принятия, реализации и контроля управленческих решений;
  • развитие гражданской активности через реализацию отдельных городских программ и проектов.

Для активизации и поддержки гражданской активности населения во всех сферах городской жизни (экономике, политике, культуре, спорте и т.д.) необходимо пересмотреть практику принятия городских программ и проектов: в качестве одного из важнейших критериев их необходимости и успешности  рассматривать степень вовлеченности рядовых (неорганизованных и организованных) граждан. Мнение тех, на кого направлена программа, должно доминировать при принятии городских программ, гражданам необходимо предоставлять возможность в той или иной форме участвовать в ее реализации, их голос должен учитываться и при подведении итогов ее выполнения; 

  • поддержка гражданских инициатив, разработка и реализация   программ, поддерживающих личные и коллективные инициативы горожан, в том числе и в информационной сфере, объединение их в союзы, общества, ассоциации;
  • проведение комплекса информационных мероприятий: требуется не просто традиционная работа средств массовой информации с населением по проблемам города (тематические телерадиопередачи, выпуск газет и информационных материалов, проведение конференций, собраний, встреч и пр.), но разработка и проведение продуманной кампании информирования населения, ориентированной на активизацию городского сообщества, отклик со стороны граждан. Сформировавшаяся система социального партнерства власти и городского сообщества даст возможность организациям, союзам и т.п. выступать им в качестве посредника в диалоге власти с гражданами. Что в конечном итоге позволит гражданам быть причастными к разработке и принятию управленческих решений;
  • эффективная система постоянного мониторинга общественного мнения, позволяющая объективно оценивать ситуацию, выявлять тенденции развития и предотвращать разрастание возможных конфликтов;
  • организация и проведение образовательно-воспитательных мероприятий.

Социальное взаимодействие власти и населения предполагает определенный уровень образованности и информированности граждан, наличие у населения навыков ведения деловых переговоров, опыта составления социальных проектов, умения лоббировать групповые интересы. Необходима разработка и реализация специальных образовательно-воспитательных программ, проведение тренингов, семинаров, «круглых столов» в целях повышения образовательного уровня горожан и их последующего квалифицированного приобщения к решению городских проблем. Такие программы эффективно реализуются в организационно сложившихся формах активности граждан (обществах, союзах, организациях), но они также (особыми методами) должны осуществляться и среди неорганизованной части населения. Аналогичные программы необходимо реализовать и в среде самих руководителей: они также нуждаются в информации «снизу» и в навыках работы с широкими слоями горожан. Образовательно-воспитательную работу должны проводить социальные менеджеры - специально подготовленные, квалифицированные специалисты.

Ожидаемые результаты

  • постепенное увеличение числа участников низовых массовых форм активности горожан;
  • разнообразие форм массовой гражданской активности;
  • рост социальной ответственности граждан как потребителей услуг и товаров, так и производителей;
  • увеличение количества организованных форм (интерактивных групп, союзов, ассоциаций, комитетов и пр.) гражданской активности;
  • совершенствование нормативной базы, практики работы имеющихся организованных форм гражданской активности;
  • вовлечение населения в поле управленческих решений;
  • заключение договоров о социальном партнерстве власти и гражданского общества;
  • принятие городских программ, ориентированных на поддержку гражданских инициатив;
  • увеличение объема информации о деятельности органов местного самоуправления и повышение степени доверия к ним;
  • создание более благоприятной экономической, экологической, политической, духовной среды обитания, повышение качества жизни городского социума;
  • изменение духовного мира горожан за счет повышения уровня информированности граждан о городе и его проблемах, образованности, устойчивого интереса к городским процессам;
  • четкое осознание гражданами своих интересов и возможность реализовать их, а как результат - ощущение психологического комфорта от проживания в крупном городе.

Стратегический проект

  • Я - гражданин Екатеринбурга (городской патриотизм)
  • Easy "I"
  • Екатеринбург - Центр потребительской культуры