Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

IV. РАЗДЕЛ СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Введение

История пространственного развития Екатеринбурга нашла отражение в его современной градостроительной структуре, объединяющей пространственно организованные территории, транспортную и инженерную инфраструктуры, природный компонент и общественные пространства. В настоящее время органами местного самоуправления, экспертным сообществом осознана необходимость в разработке инструмента стратегического управления и пространственного планирования города, который определит новые направления развития с учетом специфики его территорий и интересов горожан. В соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» таким инструментом становится стратегия пространственного развития города, где сформулирована цель, поставлены задачи, указаны проекты, организационные действия, необходимые для достижения стратегических результатов.

Стратегия направлена на формирование вектора пространственного развития города, а также принципов определения пространственных параметров городской планировочной структуры, территориальных зон в границах города, которыми должны руководствоваться все субъекты городского планирования. В процессе ее создания учтены сформулированные ранее задачи, мероприятия, целевые ориентиры проектов Стратегического плана развития Екатеринбурга.

Включение в Стратегический план развития Екатеринбурга нового раздела обосновано необходимостью усиления взаимосвязи социально-экономического и пространственного планирования, а также совершенствования среды проживания горожан.

Реализация Стратегии пространственного развития Екатеринбурга:
позволяет городу добиться устойчивого развития на основе комплексного освоения неэффективно используемых существующих пространств, обладающих потенциалом для преобразований, развития и обновления системы транспортной и других элементов городской инфраструктуры;
раскрывает основные цели и ориентиры пространственного развития города на долгосрочный период, способствует повышению качества жизни горожан;
демонстрирует направленность действий местных властей на решение задач в вопросах освоения городских территорий, призванных обеспечить устойчивое пространственное развитие города;
содержит принципы пространственного развития, определяет места приложения инвестиций с учетом перспектив города;
является инструментом формирования и поддержания конкурентной способности города в ходе развития его территорий, преимуществ в привлечении инвестиций и приобретении передовых позиций в международном сотрудничестве;
вовлекает население в партнерские отношения с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами, позволяя обеспечить консолидацию усилий активных представителей городского сообщества, направленных на развитие приоритетных территорий;
позволяет сделать механизмы управления и планирования города открытыми, дает возможность населению, общественным организациям и представителям различных профессиональных сообществ принимать участие
в выборе стратегических решений;
является обязательным условием при разработке проектов развития городского пространства.

Для современного развития Екатеринбурга характерны объективные процессы становления агломерации, стремление уйти от системы моноцентрической агломерации, так как развитие по этому сценарию приведет
к повышению нагрузки на транспортную инфраструктуру и отставанию в развитии городов-спутников.

Оптимальное решение проблем городских пространств возможно при комплексном развитии трех составляющих: транспортной инфраструктуры, городских территорий и среды.
Транспортная инфраструктура – структурный элемент города, базовыми функциями которого является удовлетворение спроса на качественный общественный транспорт, обеспечение доступности территорий и качества транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок.

Желаемые ориентиры пространственного развития Екатеринбурга закреплены в трех стратегических приоритетах, взаимосвязанных с направлениями Стратегического плана (Приложение 1.1).
Принципы развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающие улучшение дорожно-транспортной ситуации и комфортное передвижение по территории города, представлены в стратегическом приоритете «Развитие городской сети».

Городские территории являются ограниченным ресурсом, который необходимо рационально и эффективно использовать. Их назначение многофункциональное. Принципы, обеспечивающие устойчивое и сбалансированное развитие городских территорий, представлены в стратегическом приоритете «Развитие городских территорий».
В стратегическом приоритете «Развитие городской среды» сделан акцент на обеспечение устойчивого, качественного развития общественных пространств, позволяющих сформировать систему новых качеств городской среды.

Концептуальные положения

Цель и подцели
Цель пространственного развития города Екатеринбурга – обеспечение устойчивого и сбалансированного развития городского пространства.
Достижение стратегической цели предполагает реализацию трех подцелей:
развитие городской транспортной сети, способствующее повышению мобильности населения, связности и доступности городских территорий;
интенсивное преобразование городских территорий;
формирование комфортной и уникальной городской среды.

Принципы пространственного развития

Основополагающими из них являются:

  • функциональное и пространственное разнообразие: отказ от крупных монофункциональных зон;
  • повышение разнообразия типов жилья, видов работ и досуга в пределах одного района; полицентричность планировки территории; создание социальных объектов межмуниципального значения;
  • эффективное, рациональное и бережливое использование городского пространства (компактное развитие города): ограничение строительства на свободных территориях и повышение эффективности использования застроенных территорий; усиление связанности территорий; баланс транспортной доступности и интенсивности освоения территорий; сохранение зеленой зоны города;
  • учет природных ландшафтов: сохранение существующих и интеграция новых в городскую планировочную структуру;
  • развитие непрерывного природно-экологического каркаса города;
  • улучшение качества экологии: снижение негативного воздействия на окружающую среду; развитие «зеленой» экономики; эффективное применение «зеленых» технологий;
  • приоритетное развитие комфортного общественного транспорта: формирование интегрированной, мультимодальной транспортной системы;
  • повышение качества общественного транспорта и уровня мобильности населения;
  • создание системы качественных общественных пространств: формирование доступных, безопасных, многофункциональных и комфортных зон, учитывающих интересы разных социальных групп;
  • баланс и разграничение частных и общественных территорий, формирование безбарьерной, эстетичной и безопасной городской среды;
  • соразмерный человеку масштаб архитектурной среды: формирование среды (застройки территорий, пространств), ориентированной на пешеходные перемещения; соблюдение комфортного для человека масштаба в проектировании зданий и общественных пространств;
  • приоритет горизонтальной плотности и среднеэтажной застройки;
  • своеобразие и узнаваемость: развитие идентичности Екатеринбурга за счет сохранения и восстановления объектов культурного наследия, создания выразительной новой архитектуры и системы пространственных ориентиров;
  • согласованность новой застройки с существующей городской средой; уникальность районов Екатеринбурга;
  • баланс социальных и экономических интересов: экономическая обоснованность планировочных и объемно-пространственных решений, учет интересов населения и бизнеса.


Пространственное развитие Екатеринбурга планируется направить на повышение эффективности использования существующих застроенных (освоенных) городских территорий, особое внимание будет уделяться формированию, развитию и гармонизации общественных пространств в разных районах города. Это позволит сформировать новый тип городской полицентричности, позволяющий снизить несбалансированное развитие городских территорий, повысить уровень транспортной доступности для окраин.
При планировании нового строительства и редевелопмента территорий Екатеринбурга будет учитываться принцип сохранения исторически ценных участков городской среды, элементов природного компонента.

Анализ исходной ситуации (SWOT-анализ)

Сильные стороны
Формирующаяся транспортно-логистическая инфраструктура;
высокая плотность улично-дорожной сети и линий общественного транспорта в центральной части города;
сложившаяся компактная структура города;
наличие природного ландшафта, зеленых территорий и водных объектов
(в границах города);
стилевое многообразие и локальная специфика архитектурно-художественного облика города.

Слабые стороны
Множество искусственных рубежей, снижающих связность транспортной сети;
низкий уровень транспортной доступности окраинных территорий;
отсутствие связной велосипедной и пешеходной сети;
несбалансированное развитие городских территорий в части формирования объектов городской инфраструктуры;
неэффективное использование городских территорий и городской среды;
большое количество ветхих и аварийных зданий жилого и нежилого назначения;
невостребованность существующих общественных пространств из-за их неприспособленности к современным социальным потребностям (снижение актуальности назначения и наполнения существующих общественных пространств);
неэффективная защита общественных пространств, в том числе природных и водных ресурсов.

Возможности
Развитие сети скоростного и ускоренного видов общественного транспорта (метро, трамвай);
развитие системы транспортно-пересадочных узлов;
развитие агломерационных связей;
высокий градостроительный потенциал застроенных территорий;
повышение спроса населения на формирование локальных культурных центров, общественных пространств в разных районах города (развитие полицентричности);
консолидация частных и публичных (государственных и муниципальных) ресурсов для реализации проектов по развитию городских пространств;
проведение международных мероприятий.

Угрозы
Разработка градостроительных проектов без учета принципов устойчивого развития городских территорий;
экстенсивное освоение городских территорий;
застройка перспективных многофункциональных зон преимущественно жилыми объектами;
утрата ценных для города пойменных территорий в процессе застройки;
исчезновение исторически ценных участков городской среды, элементов природного компонента в ходе строительства новых объектов и редевелопмента;
утрата исторически сформированных городских панорам, силуэта и идентичности города.

Сценарии пространственного развития

Стратегия пространственного развития должна определить основные направления и возможные площадки для развития планировочной структуры города на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также оптимальную форму организации плана Екатеринбурга.

Пространственное развитие планировочной структуры города будет определяться закономерностями одной из фаз ее развития: экстенсивной или интенсивной. В сложных больших системах фазы интенсивного и экстенсивного развития могут происходить одновременно на разных территориях.

В настоящее время Екатеринбург находится в экстенсивной фазе развития планировочной структуры, о чем говорит его сложная, звездообразная форма. Это подтверждается наличием большого числа жилых образований, строящихся на свободных территориях: районы Академический, Истокский, Солнечный и другие. В случае развития города по такому сценарию произойдет снижение компактности пространств. Это потребует значительных капиталовложений в транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру, а также приведет к росту затрат на подготовку территорий.

Другой сценарий – компактное развитие. Повышение интенсивности застройки позволит осуществить развитие застроенных территорий, сократив территориальное разрастание. Произойдет переход от моноцентрической планировки к полицентрической – с развитыми центрами.

Необходимо сохранять территории промышленных и коммунально-складских зон, которые будут развиваться в соответствующих видах разрешенного использования, сохраняя рабочие места, которые предусматриваются во всех планировочных зонах. Это позволит сократить маятниковые трудовые миграции населения и уменьшить транспортные нагрузки. Следует отказаться от практики создания монофункциональных «спальных» районов. Развитие планировочных зон должно производиться сбалансированно, с особым вниманием к качеству создаваемого городского пространства.

Повышение интенсивности использования территорий вызовет повышенную нагрузку на экологические системы. Необходимо сберечь лесопарковые зоны, исключив в них застройку любых видов. Цель лесных зон – образовывать разрывы в застройке. Каждая планировочная зона должна иметь парковые и лесопарковые территории.

Формирование городского пространства Екатеринбурга по сценарию компактного развития обеспечит наиболее рациональную территориальную организацию видов использования земли и связей между реализуемыми на них функциями, позволит сбалансировать городскую застройку с необходимостью защиты окружающей среды и целями социально-экономического развития.

Перечень стратегических проектов
Городская земля.
Екатеринбургская агломерация.
Развитие застроенных территорий.
Система рекреационных и общественных пространств.

Основные результаты реализации Стратегии пространственного развития (14Кб)

Стратегические приоритеты

Приоритет 1. Развитие городской транспортной сети

Стратегическое видение будущего
В настоящее время в крупнейших городах России актуальна проблема развития территориальных транспортных систем. Приоритетом в данных условиях является поиск решений, позволяющих снизить уровень негативного воздействия транспорта на окружающую среду, сократить время, затрачиваемое горожанами на различные поездки. Этого можно достигнуть за счет создания рациональной планировочной структуры и функционального зонирования, использования экологически нейтральных видов транспорта, а также развития транспортной инфраструктуры, в том числе улично-дорожной сети, сети скоростного и ускоренного видов общественного пассажирского транспорта.

В целях решения проблем, связанных с загруженностью улиц, продолжительностью и безопасностью передвижений в Екатеринбурге будет сформирована обновленная транспортная система, предусматривающая изменение типологий улиц и дорог, строительство новых элементов улично-дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры, реализацию политики парковочного пространства и развитие немоторизованного движения с учетом сложившихся процессов агломерирования. Кроме того, планируется развитие сети и инфраструктуры городского общественного пассажирского транспорта на территориях с высокой плотностью мест проживания и приложения труда. Эффективная работа общественного транспорта будет организована за счет повышения уровня провозной способности и увеличения количества пассажиров вследствие проведения комплексной работы по внедрению новых линий общественного транспорта для обслуживания существующей и проектируемой застройки и организации новых мест притяжения населения в зоне обслуживания существующих линий.

Усовершенствование транспортной системы предусматривает и развитие сети транспортно-пересадочных узлов, включающих в себя остановки внешнего пассажирского транспорта, остановки скоростного/ускоренного городского и пригородного общественного пассажирского транспорта, парковки и объекты вспомогательных функций.

Целевой вектор
Развитие городской транспортной сети, способствующее повышению мобильности населения, связности и доступности городских территорий.

Основные задачи

  • Повышение уровня мобильности населения посредством развития инфраструктуры общественного пассажирского транспорта, улично-дорожной сети, немоторизованного движения;
  • увеличение транспортной связанности территории путем организации возможных кратчайших связей между объектами, расположенными на территории города и агломерации;
  • обеспечение доступности территорий за счет повышения транспортной связности территории и развития транспортной системы в целом;
  • установление устойчивых агломерационных и внешних связей.

Методы решения стратегических задач

Формирование улично-дорожной сети, обеспечивающей оптимальные возможности для перемещений в городе, и эффективное использование городских территорий 

Систематизация улиц и дорог в зависимости от характера обслуживаемых территорий, нормативных уровней доступности, качества и безопасности передвижений позволит сформировать требуемую улично-дорожную сеть. Она будет гарантировать эффективную мобильность населения с учетом нормативных затрат времени на передвижение, а также обеспечивать возможность использования альтернативных маршрутов движения (Приложение 1.2).

Сформированная улично-дорожная сеть позволит:

распределить транспортные потоки и обеспечить соответствующее транспортное обслуживание исходя из особенностей прилегающих территорий;
определить геометрические параметры улиц в соответствии с характерными для них условиями движения.

Основные принципы формирования улично-дорожной сети:

улицы и дороги города составляют единую сеть, следовательно, каждая улица или дорога не может рассматриваться в отдельности;
улицы и дороги не могут примыкать к улицам и дорогам с категорией ниже их собственной;
появление новой связи в улично-дорожной сети может обеспечиваться улицей или дорогой любой категории (в зависимости от условий территории и среды);
выведение транзитного трафика (потока транспорта, двигающегося между отдаленными территориями города или агломерации) из центральной части города;
направление потока транспорта, двигающегося внутри города и между районами по улицам общегородского и районного значения;
направление потока транспорта, двигающегося внутри районов и микрорайонов по улицам районного и местного значения;
предоставление приоритета движению общественного пассажирского транспорта (в том числе по выделенным линиям); движение допускается
по магистральным улицам общегородского и районного значения;
создание на всех видах улиц условий для немоторизованного движения
(в том числе маломобильных горожан).

При формировании улично-дорожной сети города будут учитываться нагрузки агломерационных и внешних потоков транспорта, основанные
на использовании современных цифровых технологий (смарт-данных).

Обеспечение скоростными и ускоренными видами городского общественного пассажирского транспорта территорий с высокой плотностью мест притяжения населения

Формирование сети скоростного и ускоренного видов городского общественного пассажирского транспорта (линии метрополитена, трамвая, городской электрички) позволит повысить доступность городских территорий. Высокая плотность городской застройки вблизи таких типов общественного пассажирского транспорта способствует стимулированию его использования (Приложение 1.3).

Линии и остановки/станции скоростного и ускоренного видов городского общественного пассажирского транспорта планируется располагать в непосредственной близости от территорий, имеющих высокую плотность мест притяжения населения, в целях минимизации времени на путь к остановке. Пропускная способность данных линий обеспечит формируемый пассажиропоток.

Основными принципами формирования сети скоростного и ускоренного видов городского общественного пассажирского транспорта являются следующие:

основой такой сети служат существующие линии общественного пассажирского транспорта (метрополитен, трамвай, городская электричка);
функционирование сети призвано обеспечивать доступность городских территорий;
инфраструктура обслуживания пассажиров должна обеспечивать удобство пользования транспортом.

Формирование системы транспортно-пересадочных узлов

Одним из механизмов снижения транспортного напряжения в центре города и улучшения связей между Екатеринбургом и другими муниципальными образованиями в составе агломерации будет формирование системы транспортно-пересадочных узлов, которые должны охватывать все основные магистрали и направления связей центра и пригородов агломерации. Расположение транспортно-пересадочных узлов на территории города обусловлено эффективностью распределения пассажиропотоков по транспортной сети.

Главной характеристикой транспортно-пересадочного узла является его интермодальность – возможность пассажиров совершить пересадку на разные виды пассажирского транспорта. Выделяются транспортно-пересадочные узлы трех уровней: федерального, агломерационного/регионального и городского значения (Приложение 1.3).

Принципы формирования транспортно-пересадочных узлов:

располагаются на линиях и включают в себя остановки скоростных и/или ускоренных видов пассажирского общественного транспорта;
позволяют перехватить автомобильный трафик в целях пересадки пассажиров на общественный транспорт;
находятся преимущественно вне центральной части города.
Основные требования, предъявляемые к транспортно-пересадочным узлам:
доступность, безопасность и комфорт для всех групп граждан;
кратчайшие расстояния при пересадке с одного вида транспорта на другой и сокращение временных затрат на пересадку;
наличие общественно-деловой и коммерческой функции (торговля, услуги, офисы и т.п.), при этом коммерческая функция не должна преобладать над основной – транспортно-пересадочной.

Ожидаемые результаты

Повышение связанности городских территорий за счет развития транспортной сети;
повышение доступности городских территорий за счет увеличения количества транспортно-пересадочных узлов.


Приоритет 2. Развитие городских территорий

Стратегическое видение будущего

В настоящее время наблюдается тенденция неравномерного экономического развития городских территорий. Решение этой проблемы – сбалансированное развитие городского пространства с диверсифицированной экономикой и инфраструктурой, а также высоким качеством жизни населения.

Формирование многофункциональных городских территорий обеспечит устойчивое пространственное развитие города и окажет существенное влияние на качество жизни горожан. При этом будет учитываться принцип сохранения существующих рабочих мест и появления новых, отвечающих всем требованиям современных стандартов и качества. Выявление в границах города неэффективно используемых территорий, имеющих дополнительный потенциал развития, даст важный ресурс, который в отличие от отдаленных районов уже обеспечен транспортно-инженерной инфраструктурой.

Эффективное использование территориальных ресурсов позволит сформировать рациональную компактную планировочную структуру Екатеринбурга.
Жилье, обладающее высоким качеством, должно быть обеспечено необходимыми объектами социальной и транспортной инфраструктуры, быть разнообразным, преимущественно среднеэтажным и многоэтажным, а также располагаться на территориях, подлежащих воссозданию.

Целевой вектор
Интенсивное преобразование городских территорий.

Основные задачи

Обеспечение эффективного развития городских территорий;
сохранение компактной планировочной структуры города;
формирование многофункциональных городских территорий;
дифференцирование городских территорий.

Методы решения стратегических задач

Установление границы развития застроенных и потенциально возможных для застройки территорий

Для замедления процессов экстенсивного пространственного развития предлагается разделить городские территории на две категории: развития и стабилизации (Приложение 1.4). Границы между ними определены топографическими и планировочными элементами, природными объектами и существующей застройкой.
Граница, проходящая между многофункциональными территориями застройки и территориями ландшафтно-рекреационного назначения, должна создавать ясно «читаемый» контур между застроенными и рекреационными территориями, четко выделять зеленые пространства внутри города.

К территориям развития относятся площади с существующей застройкой (за исключением дачной застройки), промышленные зоны и территории, на которых предусматривается размещение объектов капитального строительства. Их можно активно и эффективно использовать: строительство здесь разрешено. При формировании застройки на освоенных территориях развития предполагается повышение качества объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. 

Основными целевыми характеристиками территорий развития являются:

комфортность городской территории;
доступность транспортной инфраструктуры (включая общественный транспорт);
развитость социокультурной инфраструктуры.
К территориям стабилизации относятся функциональные зоны, включающие в себя лесные и лесопарковые массивы, обособленные лесные участки, пойменные участки рек, водоемы, луга, зоны сельскохозяйственного использования, а также территории, развитие которых противоречит формированию компактного городского плана. Строительство в зонах стабилизации ограничено: они предназначаются преимущественно для удовлетворения потребности населения
в рекреационных зонах.

Принцип интенсивного развития предполагает прекращение размещения застройки на новых участках, оказывая стимулирующее воздействие на реконструкцию существующих застроенных территорий смешанного, жилого и производственного назначения.

Развитие многофункциональных территорий, способствующее повышению качества жизни населения

Для повышения эффективности использования территорий необходимо формировать систему взаимодействия жилой, общественно-деловой, производственной, транспортной, инженерной, рекреационной функций.

Формирование многофункциональных территорий основано на следующих принципах:
принцип смешанного использования предполагает объединение функций, что способствует привлечению населения. Такое использование возможно
на уровне здания, жилой группы или квартала и осуществляется с привлечением частных или бюджетных инвестиций, а также с использованием механизма муниципально-частного партнерства.

Основные преимущества смешанного использования:
формирование компактной городской структуры;
повышение разнообразия жилой застройки (в том числе наличие арендного жилья);
сокращение расстояний между местами проживания, приложения труда и местами притяжения населения;
усиление идентичности территорий;
формирование спроса на велопешеходную инфраструктуру.

С учетом данного принципа будут созданы социальные объекты межмуниципального значения, востребованные в границах агломерации, а также реализованы проекты по созданию инженерной инфраструктуры, например, создание межмуниципальных полигонов по утилизации твердых коммунальных отходов.

Принцип синергии – при формировании многофункциональных территорий ожидаемый от комбинации двух или более функций результат характеризуется их значительно более эффективным взаимодействием в сравнении с эффективностью каждой функции в отдельности. Этот принцип подходит для территорий различных масштабов (планировочного района, микрорайона, квартала).

Принцип полицентричности и самодостаточности – формирование районных центров, которые позволят снять нагрузку с центральной части города за счет удовлетворения потребностей населения по месту проживания. Взаимодействие многофункциональных территорий позволяет формировать самодостаточные планировочные районы. Примеры жилых районов, сформированных по принципу самодостаточности: Уралмаш, Эльмаш, ЖБИ, Втузгородок, Пионерский и другие, развивавшиеся в ХХ веке. Самодостаточность подразумевает обеспеченность каждого элемента планировочной структуры объектами городской инфраструктуры, соответствующими их масштабу.

Принцип дифференциации, при котором потребности и вкусы жителей вариативны и не могут быть удовлетворены путем формирования стандартного пространства. Дифференциация функций городских территорий позволяет создать для жителей новые возможности и широкий выбор того, что в определенный период жизни представляет особую ценность. Для этого необходимо изменять состояние и уровень развития города не на основании усредненных нормативных показателей, а исходя из пространственного расположения городских территорий, с учетом их градостроительной ценности, наличия социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Развитие многофункциональной застройки вдоль маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности

Коридоры таких маршрутов позволяют сформировать ресурс для строительства и сохранения компактной планировочной структуры города.
Пространственная структура города и политика землепользования должны стать основой для направления бюджетных инвестиций на развитие городского общественного транспорта. Таким образом, компактная планировочная структура и многофункциональное территориальное зонирование (которые формируются благодаря размещению застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом) позволят создать благоприятные условия для жизни. Кроме того, развитие общественного транспорта высокой провозной способности будет способствовать повышению стоимости недвижимости, находящейся в зоне обслуживания этого транспорта, и снижению потребности в размещении мест хранения индивидуального автотранспорта.

Стратегией пространственного развития предлагаются принципы определения границ зон для размещения застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом в виде коридоров вдоль маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности (метро, трамвай) с учетом их радиусов обслуживания (Приложение 1.3).

Базовые принципы, обеспечивающие размещение застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом:

планировочная организация застройки должна формировать высокую плотность улично-дорожной сети;
застройка предполагает размещение многофункциональных объектов;
плотность застройки увязывается с провозной способностью.

Назначение новых функций для неэффективно используемых внутригородских территорий, имеющих наибольший потенциал к преобразованию

Одной из основных задач интенсификации развития города является выявление в его планировочной структуре неэффективно используемых и имеющих пространственный потенциал территорий, а также формирование системы мер активизации использования территории в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Территории, имеющие наибольший потенциал для преобразований:

производственные (на них расположены предприятия, имеющие период восстановления окружающей среды менее трех лет, а также недействующие предприятия);
жилые (с ветхим и/или аварийным жилищным фондом);
индивидуальная жилая застройка (в границах выделенных территорий развития);
земельные участки, находящиеся в зоне обслуживания скоростным и ускоренным видами общественного транспорта;
территории вблизи рекреационных ресурсов (водоемов, парков, лесопарков);
центральная часть города.

В качестве таких территорий в Екатеринбурге можно отметить промышленные площадки заводов Уралтрансмаш, Уралпластик, Ювелиры Урала, жилой район Юг-Центр (индивидуальный жилищный фонд в структуре существующей застроенной городской территории), а также те, что осваиваются в рамках комплексного устойчивого развития территорий (Приложение 1.5).

Развитие водно-зеленого каркаса города, способствующее повышению качества городской среды

Одним из направлений градостроительного развития в рамках планируемой агломерации является формирование и сбережение полноценного сбалансированного природно-экологического каркаса, который формируется как основа развития зеленых пространств не только Екатеринбурга, но и близлежащих территорий, а также учитывает взаимосвязь с групповой системой расселения и организацией производительных сил в территориальном аспекте.

Развитие водно-зеленого каркаса Екатеринбурга будет направлено на создание единой системы зеленых пространств, включающих в себя существующие зеленые зоны и определяющих потенциальные территории, на которых планируется создание будущих парков и прочих недостающих элементов (Приложение 1.6).

Основные принципы развития водно-зеленого каркаса города:

сохранение и развитие естественных природных ресурсов города;
обеспечение доступа всем жителям к природным пространствам.

Система озелененных территорий Екатеринбурга будет состоять из крупных лесопарковых клиньев, водно-зеленого диаметра, пересекающего город вдоль поймы реки, полос озеленения, разделяющих планировочные районы города. При этом она дополняется внешним лесопарковым поясом и связывает внутригородские зеленые зоны между собой сетью озелененных улиц и бульваров.

Городские и районные парки, сады жилых районов, скверы, бульвары, набережные планируется сформировать в единый водно-зеленый каркас, оказывающий активное структурирующее воздействие на планировочную организацию города и позволяющий обеспечить комфортную среду для досуга населения. Пересечения каркаса станут системой центров:
деловой и социальной активности на основе объединения образовательных, научных и бизнес-объектов, привлечения зарубежных партнеров и инвесторов;
культуры и досуга, оснащенных полноценной обслуживающей инфраструктурой.

Для того, чтобы существующие водные объекты превратились в качественные точки развития городской среды, отдельные водоемы Екатеринбурга будут превращены в многофункциональные водные ландшафты с обеспечением удобного доступа к ним населения (восстановление Паркового пруда, северного берега озера Шарташ, ревитализация Верх-Исетского пруда).

Ожидаемые результаты

Повышение эффективности использования городских территорий;
сохранение компактной планировочной структуры города.

Приоритет 3. Развитие городской среды

Стратегическое видение будущего

Данный приоритет определяет возможные направления деятельности по преобразованию и включению в единую систему существующих участков города, имеющих социально-культурное и историческое значение, а также перспективных для развития и выполнения функций пространств общественного назначения. Повышение качества и комфорта городской среды предусматривает развитие отдельных компонентов общественных пространств (структурно-функционального, визуально-эстетического, ценностно-смыслового наполнения городской среды). Элементами создаваемой системы общественных пространств Екатеринбурга являются зеленые зоны, расположенные в черте города и предназначенные для массового повседневного отдыха населения (лесопарки, парки, скверы), пешеходные улицы, бульвары, аллеи, площади, набережные, организованные места отдыха у воды.

Целевой вектор

Формирование комфортной и разнообразной городской среды.

Основные задачи

  • Создание системы качественных пространств, объединяющей отдельные территории города общественного назначения и связанной единой сетью путей пешеходного движения;
  • развитие идентичности города путем обновления архитектурного облика с сохранением его историко-культурного наследия;
  • создание пространств, предназначенных для коммуникаций, творческой и спортивной активности горожан, а также проведения массовых мероприятий.

Методы решения стратегических задач

Повышение качества структурно-функционального наполнения городской среды

Существующая пешеходная сеть города позволит объединить отдельные рекреационные участки в систему многофункциональных пространств общественного назначения и обеспечит их доступность для горожан вне зависимости от их местоположения в городе.

Основные характеристики этой системы:
Связность и доступность общественных пространств. Существующее положение рекреационных территорий в городе – это развивающийся
в определенных направлениях каркас, формирующий отдельные места притяжения горожан.
Организация единой системы общественных пространств предполагает создание оптимальных направлений движения, позволяющих объединить все точки притяжения жителей города, сократить время, затраченное пешеходом в пути к месту назначения, а также увеличить количество зеленых зон . Реконструкция существующих участков пешеходного движения проводится с учетом необходимости обеспечения доступности общественных пространств Екатеринбурга для всех категорий горожан, включая маломобильные группы населения, определения максимально простой траектории движения с наименьшим количеством преград, обходных путей, а также организации площадок для кратковременной остановки пешеходов, позволяющих ознакомиться с окружающей застройкой или отдельными знаковыми объектами города.

Комфортное пребывание горожан на территориях общественных пространств. Обеспечение таких условий предполагает пересмотр планировочного решения отдельных скверов и парков для дальнейшей оптимизации существующих и создания транзитных направлений пешеходного движения (дополнительные участки пешеходного движения, введенные в сформированную планировочную структуру рекреационных пространств или проходящие по их границам), функционального назначения рекреационных территорий и участков среды, расположенных вблизи крупных учебных заведений, торговых центров, административных зданий, вдоль автомагистралей, прибрежных территорий основных водных артерий города.

Оптимизация путей движения в границах общественных пространств предполагает разделение потоков пешеходов и немоторизованных видов транспорта, что позволит повысить уровень безопасности и комфорта пешеходов на прогулочных маршрутах, определить положение локальных объектов притяжения (малых архитектурных форм, нестационарного оборудования, элементов средового дизайна и технического оснащения), а также участков, предназначенных для различных видов активности горожан (культурной, творческой, спортивной).

Многофункциональность и эффективность использования общественных пространств. Интеграция общественных пространств в культурную жизнь города основана на расширении существующего и внедрении нового функционального наполнения территории, включая реализацию коммерческих инициатив, а также использование их в ходе организации значимых для города социокультурных проектов.
Для популяризации общественных пространств среди населения необходимо наполнить их тематическими мероприятиями, создать постоянные и временные специализированные площадки, а также использовать в среде трансформируемое оборудование. Важной для горожан на таких территориях становится возможность приобрести во временное использование спортивный инвентарь, посетить стационарные торгово-выставочные павильоны или расположенные рядом культурные и просветительские центры.

Повышение эффективности использования рекреационных пространств, расположенных в историческом центре города, и территорий районов, удаленных от центра, возможно при обновлении благоустройства, расширении функций и введении современных интерактивных технологий, способствующих распространению информации среди горожан об истории города, района, отдельных объектов. Таким образом создаются новые центры активности горожан. Их рассредоточение в системе общественных пространств позволяет вовлечь жителей города в инициативные проекты и культурно-просветительские мероприятия, проводимые органами местного самоуправления, представителями городских сообществ, общественными организациями.

Эстетика облика и визуальное восприятие городской среды

Комфортное пребывание в городе во многом зависит от архитектурного облика его исторической и современной застройки. Существующие здания создают фронтальную линию улиц, формируют окружение общественных пространств, определяют линию городского силуэта.
Облик Екатеринбурга в настоящее время сформирован историческими постройками, объединенными масштабом, стилем и колористическим решением фасадов, а также современной застройкой. Сохранение облика существующего фонда объектов капитального строительства предусматривает восстановление фасадов, ликвидацию визуального шума (информационных, рекламных конструкций), определение положения дополнительных элементов и устройств, размещаемых на фасадах и необходимых для эксплуатации здания. Вместе с этим соблюдение масштаба (высотности, объемно-пространственного решения зданий), колористических характеристик среды города в ходе современного строительства позволит скорректировать высотный уровень застройки улиц, а также вписать вновь возводимые объекты в сформированную среду города. Создание единой высотной линии существующей застройки также возможно при возведении отдельных высотных акцентов, положение которых определяется с учетом сформированной градостроительной ситуации, рельефа и природного комплекса Екатеринбурга.

Сохранение и развитие системы ценностей города и смыслов уникальных городских пространств

Наполнение новыми смыслами существующих рекреационных территорий, включенных в систему общественных пространств, позволит определить уникальность исторического развития и современного состояния отдельных районов города, создать хорошее настроение жителям.

Основные аспекты восприятия горожанами общественных пространств:
Идентификация человека в городе и отождествление себя с местом. Идентификация городского пространства осуществляется горожанином посредством визуальной фиксации отдельных городских объектов, обладающих для него уникальным смыслом.

Такие объекты можно объединить в следующие группы: исторические здания, современные здания, малые архитектурные сооружения (городская скульптура, памятники), средовые элементы и элементы благоустройства. Выявление этих объектов в границах рекреационных территорий, а также создание новых символов уникальности города (скульптурные композиции, мемориальные, памятные доски, нестационарные объекты) позволят создать своеобразный маршрут памяти города, наполнить смыслом каждое посещение общественного пространства, создать благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания горожан.

Психологический комфорт городской среды. Повышение качества городской среды предполагает создание комфортных условий для достижения человеком психологического и духовного комфорта. Введение в городскую среду элементов ландшафтной архитектуры, живой природы и элементов средового дизайна, обеспечивающих комфортные условия для общения, позволит создать новые зеленые зоны и ввести существующие в систему общественных пространств. Восстановление и оздоровление имеющихся зеленых насаждений и высадка новых приобретают особое значение в ходе объединения всех пространств общественного назначения. Озеленение в подобной системе служит буферной зоной в тех участках городской среды, где создание связей элементов системы посредством пешеходных путей не представляется возможным, а также является основным элементом благоустройства.

Сделать акцент на отдельных элементах городской среды, облегчить ориентирование человека в городе, а также поддержать общую колористическую концепцию застройки позволит создание и введение единой схемы цветового решения фасадов существующих и вновь возводимых объектов. Основные положения схемы цветового решения фасадов Екатеринбурга определяются с учетом типа застройки, а также положения в общей градостроительной ситуации. Так, архитектура центральной части города может быть представлена в спокойной гамме, характерной для классической архитектуры, а в удаленных районах города приемлемо использование более насыщенной цветовой гаммы.

Ожидаемые результаты

Повышение качества и интенсивности использования общественных пространств;
увеличение архитектурной привлекательности города;
вовлечение населения города в процесс градостроительного планирования, направленного на развитие приоритетных городских территорий. 

Последнее изменение 1 апреля 2019 11:08