Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Никита Корытин назвал создание центра «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге главным событием Года культуры

25 декабря 2014, 14:38
Никита Корытин назвал создание центра «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге главным событием Года культуры

Директор музея изобразительных искусств Екатеринбурга Никита Корытин принял участие в программе «10+» на телеканале «10 Канал-Губерния».

Директор музея изобразительных искусств Екатеринбурга Никита Корытин принял участие в программе «10+» на телеканале «10 Канал-Губерния». Главной темой передачи стали предварительные итоги работы музея в Год культуры.

Ведущий: 2014 год подходит к своему логическому завершению. Год был объявлен в России Годом культуры. Действительно это было так, или все-таки есть некоторые сомнения?

Корытин Н.Н.: Для нас это было так. Во всех отношениях. В инфраструктуре нашего музея произошли очень важные изменения. Во-первых, в этом году мы наконец-то договорились и подписали очень сложное соглашение с директором Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским о создании Культурно-выставочного центра «Эрмитаж-Урал».

Ведущий: Когда планируете это мероприятие?

Корытин Н.Н.: Я думаю, это вопрос ближайших 2-3 лет. За этот период все это возникнет и заработает в полной мере. Это, можно сказать, наша первая победа. Вторая важная для нас черта, подведенная в этом году - нам выделили здание под фондохранение. Это, если не сердце, то, наверное, печень каждого музея, которая оздоравливает его жизнь. Фондохранение - это отдельно стоящее здание, в которое выведены все фонды, реставрационные мастерские и прочее-прочее. Где хранится, сохраняется и исследуется все наше невосполнимое культурное наследие.

Ведущий: Каковы запасы музея?

Корытин Н.Н.: В экспозиции находится только 5% того, что имеется в музее. Все остальное находится в хранении и лучше, когда для него есть отдельные условия. Для меня это была первостепенная задача. Сейчас я понимаю, что надо только довести дело до конца и дальше уже можно галочки какие-то в своей жизни ставить. Фондохранение у нас точно будет, здание под него мы вот-вот получим. Надо будет его реконструировать и запускать. Но это тоже вопрос ближайших 2-3 лет. Мы постараемся превратить его в серьезный центр хранения и реставрации на Урале. То есть он будет работать не только для нас. С момента прихода на эту работу, я сразу же лоббировал идею общего фондохранения для всех музеев. Вот такой счастливый год для учреждений культуры: нам дали фондохранение, а для всех остальных муниципальных музеев дали отдельно стоящее хорошее здание. Очень хорошо, что это событие произошло в Год культуры. Совпадение это или нет - я не знаю. Но тут однозначно нужны были и звезды и воля.

Ведущий: В этом году музеи Екатеринбурга были отмечены какими-либо призами?

Корытин Н.Н.: Да, в этом году было столько призов, что их, наверное, заметил в городских сводках даже житель. Мы фигурировали в новостной повестке неоднократно. Самой интересной и яркой победой наших музеев был «Интермузей». Это главный музейный форум в России, который проходит в Москве. Так получилось, что 4 проекта от нашего города оказались на пьедестале, оказались в финале либо взяли главный приз. Два проекта от нашего музея и по одному проекту от наших коллег - музея истории и музея писателей Урала. Это совершенно небывалая ситуация, когда столько участников из одного города оказались финалистами. Это показывает, что уровень музейной жизни, экспозиционной и творческой активности в городе очень высок. Нам есть чем гордиться! И поэтому надо ходить в музеи.

Ведущий: Вот это мне нравится!

Корытин Н.Н.: Причем не только за рубежом, в Москве или Санкт-Петербурге, можно сходить и у нас. Это важно для того, чтобы почувствовать, где ты живешь, что составляет твою идентичность.

Ведущий: Из вопроса краеведения, один из заявленных вами проектов - это проект по поводу Денисова-Уральского. Как мне кажется, это одна из понятных краеведческих работ.

Корытин Н.Н.: Этот человек интересовался не только изобразительным искусством, ювелирным и камнерезным ремеслом, а интересовался краем вообще. Он рисовал Урал, был коллекционером, но еще он был успешным бизнесменом. Это очень многогранная личность. Наш уральский Леонардо, который, к сожалению, был незаслуженно забыт. Да и вообще, жизнь его сначала складывалась, казалось бы, успешно, но с приходом советской власти, все закончилось очень трагично. Потому это важно именно в Год культуры, в год 135-летия важного для нас художника. Денисов-Уральский для нашего регионального искусства, как Бажов для литературы. Нам было очень важно сделать большой мощный проект, чтобы о нем узнали все. И, действительно, этот проект взял очень много призов на самых разных конкурсах, причем не только местных, но и общероссийских. Я уверен, что после нашей выставки, которая работала почти полгода и на которую мы свезли работы Денисова-Уральского со всей России, люди стали иметь более отчетливое представление о том, кто он такой. Мы этого и хотели. Наша миссия, наша задача по уставу - продвижение или, если хотите, пропаганда изобразительного искусства.

Ведущий: Я бы сказал, просвещение…

Корытин Н.Н.: Фигура Денисова-Уральского - особая фигура, которая сама занималась продвижением Урала на Запад, в другие страны.

Ведущий: Поэтому может это и есть симбиоз понятия культуры, которое мы вкладываем в те большие слова?

Корытин Н.Н.: Это человек, который, в хорошем смысле, «наследил» в самых разных областях культуры, да и сам был большим энтузиастом. Поэтому мы отдали все силы, чтобы в Год культуры в первую очередь прозвучал именно этот проект и эта фамилия. Чтобы это был главный проект года.

Ведущий: Я надеюсь, научная работа на этом не остановилась?

Корытин Н.Н.: Безусловно. Просто это было знаковое совпадение: Год культуры и 135-летие этого художника.

Ведущий: Давайте вернемся к Эрмитажу. Достаточно знаковый проект для города Екатеринбурга. Если проследить связь Санкт-Петербурга или, говоря точнее, Ленинграда и Свердловска, в этом есть совершенно понятная культурная связь.

Корытин Н.Н.: Да, эта связь трогательная, красивая, и, к сожалению, недопонятая жителями Екатеринбурга. На нас лежала ответственная задача. В годы войны здание на улице Вайнера, 11 был официальным адресом государственного Эрмитажа. Поэтому в некотором символическом плане мы спасали эти коллекции. 1 миллион 200 тысяч экспонатов хранилось именно у нас. Этот момент в истории, как мне кажется, тоже нужно популяризировать. Чтобы это становилось все большим достоянием общественности. В частности, как благодарность за эту помощь, мы получили прекрасную коллекцию западно-европейского искусства. Да будет известно нашим уважаемым горожанам, больше половины того, что вы видите в постоянной экспозиции западно-европейского искусства в нашем музее, это вещи из Эрмитажа. Поэтому у нас коллекция очень высокого уровня. Наши взаимоотношения красиво завершилась таким прекрасным жестом как возникновение у нас Эрмитажного Центра. Какие - то 2-3 года и он у нас будет. Конечно, если все пойдет по плану.

Ведущий: Я думаю, все пойдет по плану! Давайте будем верить в хорошее.

Корытин Н.Н.: Тогда у нас появится сам центр и очень красивое фондохранилище для него. По проекту это очень интересное здание, которое будет знаковым для урбанистической среды города. У нас мало объектов, которые сделаны в наши дни и которыми можно гордиться.

Ведущий: С точки зрения архитектуры?

Корытин Н.Н.: Да. Это будет как раз одним из таких решений. Очень надеюсь, что скоро этот проект можно будет опубликовать.

Ведущий: Наступает 2015 год. Как я понимаю, планы не отменяются, не прекращается поток лекций, выставок? Какое ближайшее знаковое событие на пару первых кварталов 2015 года?

Корытин Н.Н.: Самое мощное событие в грядущем году, самое важное для нас и для меня лично, важнейший международный проект музея - Международный фестиваль гравюры меццо-тинто. Это будет уже третий по счету фестиваль (первый прошел в 2011, второй - в 2013). Это крупнейшее событие в изобразительном искусстве региона. В нем участвует более 40 стран, более 100 художников. От Новой Зеландии и Японии до Чили и Канады. Все уголки света предоставляют очень интересные работы. Судят фестиваль лучшие специалисты России.

Ведущий: А судейство все-таки подразумевается?

Корытин Н.Н.: Да, у фестиваля сложный состав. Есть персональные выставки победителей прошлого фестиваля, есть исторический проект, который мы берем из лучших частных коллекций и музеев России, есть конкурсный проект с призовым фондом. Все по-серьезному! Не только номинальные, но и денежные премии, за которые бьются десятки художников, занимающиеся меццо-тинто. На самом деле их в мире не так уж много, всего 400 человек. И более 100 из них участвуют в фестивале.

Ведущий: У меня вопрос другого характера, почему вы выбрали именно меццо-тинто?

Корытин Н.Н.: Это сложный вопрос. Он связан в основном с личными пристрастиями тех, кто этим занимается.

Ведущий: Влияет ли экономическая ситуация?

Корытин Н.Н.: Безусловно, экономика очень сильно влияет на музейную жизнь. Все процессы перемещения ценностей, обеспечения их сохранности и экспонирования связаны с деньгами. Но, тем не менее, даже если затянуть пояса на какие-то год или два, я не думаю, что интенсивность нашей музейной жизни изменится. Просто мы будем делать другие проекты, продумывать логистику, работать с другими музеями. Да, будет меньше выставок из центральных музеев. На самом деле, у нас за последние 5 лет было много музеев: Эрмитаж, Русский музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственный исторический музей. Сейчас к этому стремиться не надо. В том же Омске, в городе, где в ближайшее время тоже будет эрмитажный, не было выставок Эрмитажа уже более 30 лет. Разница очень большая в интенсивности присутствия здесь центральных музеев. Мы будем делать выставки с другими музеями. Я уже продумываю какие-то решения. То, что экспозиции будут не менее интересными - это однозначно! Просто это будет чуть сложнее, поскольку придется брать вещи из большого количества музеев, которые расположены поближе.

Ведущий: У нас, в принципе, и местного материала достаточно много.

Корытин Н.Н.: И местного материала много, и выставки фондовые мы делаем достаточно интересные. Вот прямо сейчас работает выставка, которая называется: «В предгорьях Таганая», которая посвящена Златоустовской гравюре на стали. Это огромный проект на улице Воеводина, 5, в котором участвует несколько частных коллекций и музейные вещи. Очень красивая выставка, связанная с нашим регионом, с тем, что мы знаем и любим, с тем, что составляет наши локальные ценности. По-моему, идти надо обязательно!

Ведущий: Хочу поздравить с наступающим 2015 годом! Как бы мы не хотели, но он наступает. Со временем не поспоришь, время можно только ценить и уважать. Спасибо Вам большое!

Корытин Н.Н.: Спасибо!

Фото Евгении Лялиной

25 декабря 2014, 14:38
Ключевые слова: музей изо, эрмитаж, никита корытин

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 20:43
Ира Овчинникова: в результате «ЭКСПО» Екатеринбург получит суперсовременную территорию

Проведение выставки повлечет большие вложения средств в инфраструктуру города.

15 декабря 2017, 11:15
Прямой эфир на «Город FM 107,6»: работа общественного транспорта зимой

Гостем студии станет начальник отдела организации транспортного обслуживания Николай Вахлов.

14 декабря 2017, 11:43
Интервью на «Город FM 107,6»: о бюджете и изменениях в законодательстве

Гостем студии станет депутат гордумы Владимир Крицкий.