Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Этот день в истории: 292 года назад завершилось строительство плотины

7 сентября 2015, 19:35

Началось строительство в марте 1723 года, после спада вешней воды.

Строительство заводской плотины на реке Исети завершилось 7 сентября 1723 года.

Об этом знаменательном событии Георг Вильгельм де Геннин писал: «На прошлой неделе такую новую великую плотину заперли, и вода в пруд пущена изрядно устояла. Оная плотина 100 сажен длины, 4 сажени вышины, а заложен фундамент ей 37 сажен толстоты, а наверху 25 сажен».

Начало истории уральской столицы положил построенный в 1723 году на реке Исети металлургический завод. Единственной механической силой на заводах того времени были водяные двигатели, поэтому сооружение заводов начиналось с создания водохранилища, то есть с возведения плотины.

Завод имел 41 цех, где выплавлялись чугун и медь, изготовлялась кричное железо и сталь, различное литье, прокат, проволока, поковки, чеканилась монета, обрабатывалось дерево. Для того чтобы привести в движение многочисленные механизмы завода, требовалось обеспечить работу пятидесяти водяных колес. Нужный напор воды и должна была создать заводская плотина.

Строительство плотины началось в марте 1723 года, после спада вешней воды. Главную массу строителей составляли крестьяне, приписные к заводу Камышловской, Красноярской, Ощепковой, Белослудской и Тамакульской слобод, Верхотурского уезда. В июле на плотину перебросили солдат, занятых сооружением укреплений и строительством жилья.

В результате напряженной работы строителей в сентябре 1723 года плотина Екатеринбургского завода была готова. Огромное по тем временам сооружение было возведено за полгода. Для дополнительного обеспечения водой пущенного в ход предприятия в 1726 году было создано новое, впятеро большее водохранилище, получившее название Верх-Исетского пруда.

Как отмечают специалисты-гидротехники, особенно оригинальным является размещение строительных материалов в теле плотины. Уральские мастера-умельцы применили для нижней ее части дерево, неограниченно долго сохраняющееся под водой, а для верхней - каменную кладку. Основу плотины составляют деревянные, рубленые в шпунт ряжи. Внутренность ряжей и пространство между ними плотно забиты глиной. Верх плотины земляной. Мокрый откос, вначале засыпанный глиной, впоследствии был снабжен каменной одеждой.

За триста лет своего существования плотина не раз меняла облик. В 1878 году в заводских корпусах расположились главные мастерские Пермской железной дороги, позднее преобразованные в Вагоноремонтный завод имени В.С. Воеводина. Немногие старожилы вспомнят, как прямо из ворот исторического сквера по улице Малышева двигались поезда.

Первая Урало-Сибирская научно-промышленная выставка, явившаяся знаковым событием в культурной и промышленной жизни Урала, проходила именно на Плотинке, которая в это время заметно преобразилась. Муниципалитет разбил парк с аллеей и садом камней, благоустроил территорию по обе стороны реки: построил деревянные павильоны, разбил цветники и установил фонтаны.

Заводской территория Исторического сквера оставалась до 1962 года. После того, как старый завод был закрыт, перед горожанами встал вопрос: как поступить с заводскими постройками. Решили расчистить территорию, превратив эту зону в место для отдыха и развлечений. Реконструкцию приурочили к 250-летию города, и к 1973 году исторический сквер приобрел современный вид.

Текст подготовила Наталья Илюбаева (телефон +7 (343) 371-72-97), фото www.1723.ru

7 сентября 2015, 19:35
Ключевые слова: история, плотинка

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 19:04
Новый рекорд среднесуточной температуры зафиксирован в Екатеринбурге

Показатели впервые поднялись выше 22 градусов.

Сегодня, 13:08
Руководители избиркомов обсудили новые возможности для голосования горожан

Совместная работа комиссий позволит отладить механизмы участия в выборах по месту нахождения.

Вчера, 17:50
Выходные в «СКВЕРЕ»: чего ждать гостям сада Вайнера?

Игры выбирались народным голосованием.