Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

История: 60 лет назад улица Свердлова стала цельным архитектурным ансамблем

16 сентября 2015, 12:22

Одинаковая высота зданий, единый отделочный материал фасадов придали улице единство в стиле «советского неоклассицизма».

Реконструкция улицы Свердлова завершилась в 1955 году.

Поселок Мельковская слобода сложился в конце XVIII века при впадении реки Мельковки в Исеть. Застройка Верхотурского тракта, выходившего с территории слободы, дало начало Верхотурской улице, которая уже прослеживается на плане города 1804 года, начинаясь у моста через реку Мельковку.

Улица Верхотурская (главная улица Мельковской слободы) стала оформляться в магистральную улицу города после появления на ней в 1870 году механического завода Ятеса и прокладки через Екатеринбург в 1878 году первой железной дороги. На этой улице строились лучшие здания, украшенные необычными фронтонами, башенками в русском стиле.

В 1903 году улица получила название Арсеньевский проспект в честь пермского губернатора Дмитрия Арсеньева, который внес большой вклад в развитие Перми и Екатеринбурга.

В годы первой русской революции на заводе Ятеса бывал Яков Свердлов, рабочие завода участвовали в митингах и демонстрациях в Екатеринбурге. Это повлияло на решение Городского совета присвоить улице имя Якова Свердлова в ноябре 1919 года.

К 7 ноября 1929 года по улице была проложена первая в городе трамвайная линия.

До 1950-х годов улица, за исключением нескольких объектов, построенных в конце 1920-х и начале 1930-х годов, сохраняла свой исторический облик. Согласно генеральному плану Свердловска 1947 года, она стала рассматриваться как парадная въездная магистраль, ведущая от вокзала к центру города.

Полная реконструкция улицы началась в 1953 году: строители ее расширили и начали возводить жилые дома и общественно-бытовые здания, представляющие единый градостроительный ансамбль. Одинаковая высота пятиэтажных зданий, единый отделочный материал фасадов придали улице единство в стиле «советского неоклассицизма».

Предъявлялись новые требования к планировке кварталов, предполагалось включение в застройку магазинов, встроенных в жилые дома, кинотеатров, столовых, мастерских и других учреждений бытового обслуживания, а также внутриквартальных объектов: детских садов, ясель и других. Основные установки по проектированию и застройке разработал институт Горпроект. Завершилась реконструкция улицы в 1955 году.

В 1979-1980 годах городские службы осуществили новую реконструкцию улицы: закрыли движение трамваев, сняли трамвайные пути и установили два подземных перехода.

Градостроительный ансамбль зданий, построенных на улице Свердлова в 1953-1960 годы, внесен в число объектов культурного наследия Железнодорожного района.

Текст подготовила Елена Порунова (телефон +7 (343) 371-72-97), фото www.yandex.ru

16 сентября 2015, 12:22
Ключевые слова: история

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 15:55
Александр Якоб назвал условие запуска движения по Макаровскому мосту

Заключение дадут специалисты после испытаний.

17 октября 2017, 16:44
Комиссия гордумы одобрила проект решения в сфере градостроительной деятельности

Документ подготовлен в связи с изменениями в федеральном законодательстве.

17 октября 2017, 16:21
Депутаты убедились в надежном контроле за состоянием плотин и мостов Екатеринбурга

Поддержание гидросооружений в должном состоянии требует увеличения объемов целевого финансирования.