Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Исполнитель роли Башлачева: екатеринбургская публика требовательнее московской

25 октября 2015, 14:42

Спектакль о легендарном СашБаше с аншлагом прошел в уральской и российской столицах.

Спектакль «СашБаш. Свердловск - Ленинград и назад», поставленный в екатеринбургском Центре современной драматургии (улица Тургенева, 20), привлек большое внимание не только уральских, но и московских зрителей, театральных критиков и журналистов.

«СашБаш...» - это история о выдающемся поэте и культовом представителе русского рока Александре Башлачеве, его яркой жизни, женщинах, друзьях, поклонниках и врагах. Спектакль собрал аншлаги на фестивалях «Реальный театр» в Екатеринбурге и «АртМиграция» в Москве.

Журнал «Русский репортер» опубликовал интервью с драматургом Ярославой Пулинович и исполнителем роли Башлачева, актером «Коляда-театра» и солистом группы «Курара» Олегом Ягодиным.

- В «СашБаше» вы постарались передать атмосферу Екатеринбурга. В чем дух уральской культуры, как вы искали эту атмосферу?

Олег Ягодин: Что ее искать-то? Мы же сами оттуда. Но Екатеринбург - другая история, тут все-таки Свердловск. Хотя этот город до сих пор по своей сути остается Свердловском. В общем, это очень странная атмосфера, которую сложно сформулировать и выразить.

Ярослава Пулинович: А мне кажется, эта атмосфера формулируется как раз в том, что Екатеринбург - такой странный город, где есть все те же институции, что и в столицах. Например, театральный институт, киностудия, консерватория, архитектурная академия, театры. Но при этом время течет медленнее, людей меньше - и все это дает уникальную для художника возможность сформироваться. Возможность вызреть, не торопиться, не бежать сломя голову.

Олег Ягодин: Нашу публику так-то не проймешь. В Москве можно показать палец - и все, запищат. У нас не так. У нас народ очень долго привыкает к новой группе, к новому режиссеру, театру.

Ярослава Пулинович: При этом в Екатеринбурге есть абсолютно сформировавшаяся творческая тусовка, есть то, что создает такой компот, в котором все варятся, набираются какого-то опыта и сил. Это присутствует в Екатеринбурге не меньше, чем в Москве или Петербурге.

Олег Ягодин: И при этом промышленный город, в первую очередь. Заводы, вся вот эта история дает какой-то стержень каждому свердловчанину. И все равно это пересылка, это Урал, тут царя расстреляли. А еще криминальный город.

- А можно ли сказать, что Башлачев сформировался именно в Свердловске?

Олег Ягодин: Абсолютно. Потому что УрГУ - великое место, многих выпустившее в свет. А тем более в то время, в начале 1980-х. Я помню город где-то с 1985-го, и Свердловск был мрачным местом, там всем неформальным объединениям было тяжко. Тем более что Свердловск всегда был маленьким городом, даже сейчас это все равно маленький город. И вот УрГУ, УПИ (ныне - Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина), архитектурный, все студенчество…

Ярослава Пулинович: Это огромные университеты-гиганты, которые собирали всю молодежь не только из Свердловской области, но и из других областей. В УрГУ поступали лучшие, там была огромная студенческая прослойка со своими рок-группами, театрами, идеями.

Олег Ягодин: Все эти битвы были, я помню.

- Разницу между Свердловском и Ленинградом, Екатеринбургом и Петербургом пытались понять?

Олег Ягодин: Такую нет, но тема, связанная с переездом, есть. Любого человека это меняет. Потому что и Петербург, и Москва более восторженно относятся к человеку. Здесь можно обмануться очень просто, по себе знаю. Когда «Курару» вдруг полюбили в Москве и Питере… Это башню сносит просто напрочь. Удержаться в этом нелегко, но можно.

- А что нужно сделать, чтобы удержаться?

Олег Ягодин: Многое. Себя держать в узде. Чему-то верить, чему-то нет. С другой стороны, можно смело засохнуть в Свердловске. Если никуда не уезжать, то можно там и пропасть. Поэтому Свердловск в этом смысле мифическое место, странное. Все-таки люди на Урале - это как индейцы в Америке.

- А вы сами в Москву не собираетесь? Ведь вы оба достаточно известны в своей среде.

Ярослава Пулинович: Нет.

Олег Ягодин: Почему надо ехать в Москву?

Ярослава Пулинович: Нам хорошо в Екатеринбурге.

Олег Ягодин: Что лучше в Москве? Денег больше? Так и в Екатеринбурге можно найти, как заработать, было бы желание. Сейчас границы абсолютно размыты.

Ярослава Пулинович: «Смысловые галлюцинации» в Екатеринбурге живут, «Чайфы». Потому что совсем необязательно переезжать в Москву, чтобы быть известным. Чтобы быть тусовочным - да. Моя профессия такова, что я могу писать, где угодно: я точно так же буду сидеть в Москве где-то на квартире и писать. Только в Екатеринбурге есть мои родные люди, люди, которых я хочу видеть, все как-то близко. И еще, мне кажется, в этом есть дополнительный кайф: приехать в Москву, сыграть и уехать.

Олег Ягодин: В Москве хорошо налетами, да. А мне вообще не резон ехать в Москву. В Москве нет «Коляда-театра». И «Курары» тоже нет.

- Когда работали над спектаклем, брали в расчет работу мастерской Фоменко «Рыжий» про Бориса Рыжего?

Олег Ягодин: Интересовались.

Ярослава Пулинович: Но там другой принцип.

Олег Ягодин: Другая стилистика. После Башлачева был Рыжий. Заканчивается спектакль стихами Рыжего, а начинается стихами Лермонтова. Спектакль ведь еще и про поэта, про то, что такое поэт.

Ярослава Пулинович: Для нас было важно, что Башлачев воплотил судьбу русского поэта, а она достаточно архетипична.

Олег Ягодин: И сделал он это через рок. Когда я был маленький, собирал все эти пластинки: вот «Наутилус», вот «Алиса», вот Цой. А почему Башлачева роком называют, не понимаю, хоть убей. Ну то есть это я сейчас понимаю, а тогда не понимал. И тем не менее это рок, самый настоящий, может, настоящий, чем все что было.

Ярослава Пулинович: Мне кажется, потому что рок - это энергия.

Олег Ягодин: Да.

- Раньше активно обсуждали 1960-е, теперь - 1980-е. Есть ли в этом какая-то легализация контркультуры? И если да, то почему она важна?

Олег Ягодин: Тогда резко открылись шлюзы. А сейчас никого ничем не удивишь.

Ярослава Пулинович: Энергия была дикая. Информации не было, и на этом фоне какая-то невероятная энергия, жажда познавания. Жажда узнавания, желания сделать что-то новое. Куча всего появилась.

Олег Ягодин: Работал вот этот социалистический позитив: «солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», а о том черном, что происходило в душе у человека, говорить было нельзя. А тут все открылось - и понеслось.

Ярослава Пулинович: Была громадная вера в то, что молодое поколение может изменить этот мир, это было связано и с политическими, и с культурными процессами. А сейчас, мне кажется, такой глобальной веры у людей нет. Стало понятно, что в общем и целом от людей мало что зависит.

Олег Ягодин: Энергии той нет. С другой стороны, а где ее сейчас взять? Что было тогда, то было тогда. Эта энергия все равно в нас, я ее впитал лет в 11-12 так, что держит до сих пор. Я помню прекрасно этот момент, когда я съездил к отцу на спортивную базу и в первый раз услышал «Наутилус» и Цоя. Если я видел в журнале маленькую цветную фотку панков, я просто трепетал: «Как это так?!» Цвет Свердловска 1986-1987 годов был очень уныл.

Ярослава Пулинович: И в этот серый мир проник стиль, проник цвет.

Олег Ягодин: Сегодня все одинаковое. Я очень жалею, что нет нефоров. Куда все подевались? Все такое стилизованное стало.

Ярослава Пулинович: Я думаю, это все ушло в интернет, куда-то в другие стили. Довольно много людей, которые были неформалами когда-то, слушали Башлачева, например, сейчас ходят в театр. Это на самом деле прекрасно, так и должно быть, потому что когда человеку 40, а он все еще неформал, это тоже смешно. 

Олег Ягодин: Мне скоро будет 40.

Ярослава Пулинович: Но ты же не неформал?

Олег Ягодин: Ну как не неформал?

Ярослава Пулинович: Ну тебе можно.

Олег Ягодин: Так все-таки неформал?

Ярослава Пулинович: Ты это сделал своей профессией, тебе можно.

Олег Ягодин: Ну не умею я ничего другого, не могу я пиджачок накинуть.

Ярослава Пулинович: Ну, ты же не ходишь в банданах.

Олег Ягодин: Я тут приехал на «Кинотавр», а от меня все шарахаются: что за хмырь? А тут еще и на красную дорожку вышел, фотографы как на *** смотрели. По нашим временам - неформал, тем более в среде «Кинотавра» или театральных премий. На премии «Фигаро» со мной не хотела сидеть какая-то известная сериальная актриса. Села, потом решила поискать получше место, а ей сказали, что других мест нет. В итоге так и просидела. Хотя я вроде не в говне был, с концерта ехал. Пыльный, правда. Ну вот такая вещь, я не знаю. Я люблю смотреть на каких-то фриков. Фриков не стало, вот.

- Но вы же себя чувствуете каким-то фриком?

Олег Ягодин: Да нет. Какой я фрик? Фриков жалко, да. Вот сейчас подружились с Иваном Туристом, группа «Н.О.М.» («Неформальное объединение молодежи», группа, играющая так называемый ироничный рок, появилась в 1980-е), вот это фрики с большой буквы. Вот какие они великие были, они и сейчас великие, а народу мало ходит.

Ярослава Пулинович: Все просто наелись этим.

Олег Ягодин: Наелись, но с другой стороны, не доели даже.

- Не распробовали, может?

Олег Ягодин: Все не хотят этого: «Не, мы этого не хотим, нам что-нибудь поприкольнее». Комфорта, например.

- Получается, народ у нас променял энергию на комфорт?

Ярослава Пулинович: Это не совсем так. Естественно, когда все это поначалу хлынуло, это была новая, живая энергия, потом это стало коммерцией. Потом проявилось что-то новое. Хотя, если говорить про Европу, там же тоже это пережили, но у них есть панки до сих пор. Волны - это нормальное развитие. Потом появится что-то еще, наверное.

Беседу вела Елена Смородинова (Русский репортер), фото Татьяны Шабуниной (Центр современной драматургии)

Справка

Ярослава Пулинович родилась в Омске. В 2009 году окончила отделение драматургии Николая Коляды в Екатеринбургском государственном театральном институте. Была стипендиатом Союза театральных деятелей. Пьеса Пулинович «Карнавал заветных желаний» вошла в шорт-лист фестиваля драматургии «Евразия-2005», «Учитель химии» - лауреат премии «Голос поколения» от Министерства культуры и кинематографии,  «Мойщики» - лауреат фестиваля драматургии «Евразия-2007», вошла в шорт-лист фестиваля «Новая драма». Одна из самых известных пьес Пулинович, «Наташина мечта», построенная на монологах трех Наташ - воспитанниц детдома, стала лауреатом премии «Дебют» и поставлена во многих театрах как в России, так и за рубежом.

Олег Ягодин родился в Екатеринбурге. Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт. Играл на сцене Екатеринбургского ТЮЗа и Театра драмы.

Был в числе актеров, которые ушли из Екатеринбургской драмы в создаваемый «Коляда-театр». Ведущий актер «Коляда-театра». Среди ролей Ягодина - Гамлет, Башмачкин, Хлестаков, Ромео, Подколесин. В сентябре 2015 года на большой экран вышел фильм «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, где Ягодин сыграл одну из главных ролей.

Олег Ягодин известен не только как актер, но и как музыкант, фронтмен группы «Курара». Заслуженный артист России.

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


18 августа 2017, 17:55
Академический отметит день рождения Екатеринбурга вместе с центром города

Каждая площадка найдет своего зрителя.

18 августа 2017, 11:13
Прямой эфир на «Город FM»: плюс одна строка в квитанциях за «коммуналку»

Гость студии расскажет о подготовке к отопительному сезону, отключениях горячей воды и замене лифтов.

17 августа 2017, 13:52
Интервью на «Город FM 107,6»: все о плате за аренду земли

Геннадий Денисов расскажет обо всех аспектах.