Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Люди города: изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иван Ползунов

3 марта 2014, 13:25
Люди города: изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иван Ползунов

Его имя носит улица на Эльмаше и первое учебное заведение Екатеринбурга - горнозаводская школа.

Официальный портал Екатеринбурга продолжает серию публикаций в рубрике «Люди города». В ней повествуется о людях, которые благодаря своему труду, творчеству и таланту сделали город узнаваемым, запоминающимся, неповторимым. Сегодня героем рубрики стал Иван Иванович Ползунов - русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Иван Иванович Ползунов родился 14 марта 1728 года в Екатеринбурге в семье солдата государственных строительных работ, выходца из крестьян Туринского уезда Тобольской губернии Ивана Алексеевича Ползунова и его жены Дарьи Абрамовны. В 1738-1742 годах Иван обучался арифметике и словесности в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, после чего был определен учеником к главному механику уральских заводов Бахареву. У него Ползунов прошел полный цикл ученических работ: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством.

В 1747 году главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр, направлявшийся на место своей новой службы в Барнаул, остановился проездом в Екатеринбурге. Пользуясь предоставленным ему правом, он отобрал для царских заводов большую группу горных специалистов, в число которых и вошел 18-летний Иван Ползунов.

При Барнаульском медеплавильном заводе Иван получил должность гиттеншрейбера - смотрителя и учетчика при плавильных печах. Начальство завода, видя способности Ползунова, часто помимо основной работы загружало его различными организационными заботами. 11 апреля 1750 года по представлению одного из руководителей Иоганна Христиани Ползунов был произведен в младший шихтмейстерский чин с увеличением оклада до 36 рублей в год.

26 июня 1750 года Ползунов получил задание проверить, правильно ли выбрано место для пристани на реке Чарыш, а также измерить и описать дорогу до Змеиногорского рудника. Иван осмотрел место для пристани, а затем прошел с мерной цепью до самого рудника, отмерив 85 верст 400 сажен, всю трассу обозначил кольями, указал места для ночевки обозов с рудой. Длина будущей дороги оказалась в два раза короче действующей рудовозной. После этого задания Иван Ползунов отправился на Красноярскую пристань, где вплоть до 1751 года занимался строительством рудного сарая, караульной избы, приемкой и отправкой руды по Чарышу и Оби на Барнаульский завод.

В ноябре 1753 года Ползунов получил очередные назначения - сперва смотрителем за работой плавильщиков, а потом командирование на Змеиногорский рудник, где он принял участие в постройке новой лесопилки близ плотины. Эта пильная мельница стала первым серьезным заводским сооружением, возведенным под руководством Ползунова. Она представляла собой следующий механизм: от вращающегося водяного колеса осуществлялась передача двум лесопильным рамам, на которых перемещались бревна. Механизм передачи представлял сложный комплекс движущихся деталей, в состав которого входили кулачковая передача, зубчатая передача, валы, кривошипы, шатуны, храповые колеса и канатные вороты.

В ноябре 1754 года по поручению Иоганна Христиани Ползунов был определен на завод заниматься организацией работы мастеровых, а также контролем за исполнением работ. Однако уже в 1755 году ему дается новое поручение - поиск причин брака продукции нового стекольного завода в верховьях Барнаульского пруда. Изготавливаемая на этом заводе посуда имела множество признаков брака и низкую прозрачность. Иван пробыл на заводе около месяца, изучил технологию варки стекла и нашел причину дефекта - стекольные мастера неверно охлаждали посуду.

В январе 1758 года унтершихтмейстеру Ползунову, как одному из самых способных служащих при Барнаульском заводе, доверили сопровождение каравана с драгоценными металлами в Санкт-Петербург. Груз из 3400 килограммов серебра и 24 килограммов золота полагалось сдать на Монетный двор лично его директору Ивану Шлаттеру. Также Ивану Ползунову был вручен для передачи в Кабинет пакет с документами и большая сумма денег для закупки товаров, нужных заводу.

Потратив 64 дня на дорогу и посетив проездом родной Екатеринбург, Иван благополучно прибыл вместе с грузом в Санкт-Петербург. После этого он провел еще три месяца в Москве, занимаясь приобретением необходимых товаров: полотна, бумаги, тканей, книг, упряжи для лошадей, мелкой утвари.

В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин. Изучал книги по металлургии и минералогии. В 1763 году он разработал «огненный» (паровой) двигатель и был произведен в «механикусы» с чином и жалованием инженерного капитана-поручика.

Проект парового двигателя мощностью 1,8 лошадиных сил Ползунов разработал в 1763 году. Это был первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода.

Проект был послан Екатерине II, и она наградила Ползунова 400 рублями и повысила в чине на две ступени до капитана-поручика. Президент Берг-коллегии Иван Шлаттер при этом оценил проект словами: «За новое изобретение почесть должно», однако, очевидно, недостаточно вник в его суть, так как предложил объединить новый двигатель с водяными колесами в соответствии с британским опытом.

В 1764-1766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 лошадиные силы и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве.

Новизну установки и ее достоинства оценил Эрик Лаксман, посетивший в 1765 году Барнаул. Он писал, что Ползунов - «муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской».

Иван Ползунов умер от чахотки 27 мая 1766 года в Барнауле за неделю до пробного пуска машины. По всей видимости, напряжение работы сыграло в этом не последнюю роль.

Модель этой машины была взята в Кунсткамеру, сама же машина была испытана учениками Ползунова, окупила себя и успела даже принести прибыль. Однако после поломки после трех месяцев работы она была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.

Имя Ивана Ползунова носит улица в микрорайоне Эльмаш в Екатеринбурге. Первое учебное заведение города - горнозаводская школа - теперь называется Уральским государственным колледжем имени И.И. Ползунова.

3 марта 2014, 13:25
Ключевые слова: люди города, иван ползунов

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Новости на эту же тему

28 февраля 2014, 13:42 27 февраля 2014, 18:01 26 февраля 2014, 17:23 25 февраля 2014, 17:09 24 февраля 2014, 15:29 18 февраля 2014, 17:54 17 февраля 2014, 14:53 14 февраля 2014, 19:41 11 февраля 2014, 18:28 10 февраля 2014, 17:28 7 февраля 2014, 17:17 6 февраля 2014, 13:27
Вчера, 18:00
Лидия Худякова: Екатеринбург научил меня трудолюбию и творческому подходу к делу

Почетный гражданин поздравила городскую Думу с юбилеем.

Вчера, 17:14
Екатеринбург ждут теплые выходные

О морозах на ближайшие дни можно забыть.

Вчера, 16:40
«ЭКСПО»: молодежь организовала обсуждение российской заявки

Сторонники проведения выставки склонили сомневающихся на свою сторону.