Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Тимур Абдуллаев: больше улиц без машин и полезных функций для людей

15 декабря 2015, 18:41

Какие улицы могут стать пешеходными, как преобразится набережная Исети и многое другое в интервью с главным архитектором Екатеринбурга.

Главным на улицах Екатеринбурга должен стать пешеход. В связи с этим в течение ближайших десяти лет в городе предусматривается создание пешеходных улиц, значительное расширение зоны платной парковки, в том числе на периферии, а также благоустройство «зеленого меридиана» уральской столицы.

О том, какие улицы могут стать пешеходными, как преобразится набережная Исети, что ждет Центральный парк культуры и отдыха имени В.В. Маяковского и может ли там появится зоопарк рассказал главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.

- Тимур Насырович, в Москве система общественных пространств ориентирована на пешеходов. В каком направлении у нас будет развиваться благоустройство города? Станет ли, например, больше пешеходных улиц?

- Идею создания максимального количество пешеходных зон и пространств Администрация города, однозначно, поддерживает. Но надо сделать так, чтобы их организация не приводила к конфликтам между собственниками. Ведь, с одной стороны, вторгаясь в сложившуюся застройку, мы так или иначе вынуждены реконструировать улично-дорожную сеть, ограничивать транспортный доступ к каким-то объектам. С другой стороны - нужно понимать, что в любом городе центр должен быть зоной свободной пешеходной доступности. Поэтому судьба многих второстепенных улиц и переулков Екатеринбурга сегодня обсуждается в разрезе их реорганизации в пешеходное пространство.

Такой подход - благо не только для города и его жителей, но и для коммерсантов, многие из которых этого, к сожалению, пока не понимают. Любой уличный ритейл, кафе, выставочные галереи, которые попадут в зону влияния этих пешеходных зон, заживут по-новому. Другое дело - как заинтересовать коммерсантов вложить денежные средства в создание таких пространств? Вопрос отсутствия финансирования тормозит реализацию этих проектов.

Хотя в отдельных случаях заинтересованным лицом становится якорный арендатор территории. Например, в данный момент с застройщиком «Пассажа» мы обсуждаем развитие пешеходной зоны в районе Театрального и Банковского переулков, разрабатывается проект реконструкции и площади перед станцией метрополитена.

- Определен ли уже перечень улиц, которые могут стать пешеходными?

- В стадии обсуждения концепция создания пешеходной зоны по улице Толмачева от проспекта Ленина до Малышева. Главное в таких проектах - интересный сценарий. Чтобы эти территории не просто формально оказались благоустроены, а получили свое тематическое наполнение, новую точку притяжения. Стали не просто транзитной зоной по доставке человека из точки А в Б, а некой самоценной территорий, куда бы человек стремился прийти, где бы хотел задержаться. Если все будет идти по такому сценарию, то эти зоны сами по себе станут генераторами развития городской среды.

- Концепцией застройки квартала телебашни предусмотрено создание пешеходных зон и улиц. Например, свободной от автомобилей хотят сделать улицу Народной Воли.

- Статус этой улицы довольно странный. Это больше похоже на местный проезд, который непонятно что с чем соединяет. Основой развития пространства вокруг телебашни должен стать новый транспортно-пешеходный каркас. Важно правильно разделить потоки. С одной стороны, необходимо ввести транспорт внутрь квартала, чего сегодня нет. Это создаст хорошие условия для развития дополнительных функций данной территории. С другой стороны, нужно развивать пешеходную зону вдоль поймы реки, разрезающей квартал.

Главный пешеходный маршрут города - это зеленый меридиан (набережная Исети), который мы, по возможности, хотим сделать непрерывным и связным, чтобы когда-нибудь человек мог спокойно прогуляться от Верх-Исетского до Нижнеисетского пруда.

- У вас уже есть понимание развития территории набережной, в том числе в противоположном от центра направлении - в районе набережной Рабочей Молодежи?

- Этот вопрос прорабатывается в рамках рабочей группы по развитию набережной реки Исеть. Проводит эту работу некоммерческое партнерство под патронажем Департамента архитектуры и Комитета по благоустройству Екатеринбурга. На первом этапе собираются и обобщаются все данные, которые могут повлиять на развитие территории набережной, в том числе ожидания горожан. С этой целью был проведен ряд рабочих встреч с представителями различных профессиональных групп населения - архитекторов, представителей искусства, спортсменов, девелоперов. Участники обсуждения высказали свое видение развития набережной. Итогом этой работы может стать техническое задание для подготовки архитектурного конкурса на разработку концепции развития всей территории набережной.

- Есть ли уже какие-то интересные предложения от представителей рабочих групп?

- Предложений от жителей нашего города по поводу того, как бы они хотели использовать тот или иной фрагмент набережной, много. Информация пока обобщается. В данный момент мы собираем проектные ограничения и факторы, которые могли бы оказывать на это влияние. Сценарии развития могут быть различными. Благоустройство территории набережной вовсе не означает заведение русла реки в какой-то укрепленный берег. Во всем мире есть примеры организации как мостовых, так и естественных набережных. Общая протяженность русла Исети достаточно большая, и ландшафтных сценариев много, поэтому для нашего города уместен и тот, и другой вариант. Любая набережная начинает жить тогда, когда появляются интересные функции, когда у горожан возникает потребность идти от одной точки набережной до другой. Когда зоны притяжения сформируются, то и трафик будет осмысленным, востребованным, интересным.

Бытующие сейчас подходы к развитию набережной, к сожалению, являются довольно механистичными, я бы даже сказал, скучными. Простое мощеные дорожки и расстановка скамеек и урн не несет ничего нового и интересного. Некоторые части набережной уже выполнены по такому принципу.

- В Екатеринбурге ведется реконструкция парков у Дворца молодежи. Есть ли подобные планы на другие рекреационные зоны? Достаточно ли вообще городу зеленых уголков? Многие архитекторы считают, что нет.

- Это спорный вопрос. Действительно, в ходе различных обсуждений многие говорят, что в городе мало рекреационных зон. Однако если посмотреть на наш город сверху, то видно, что Екатеринбург просто утопает в зелени. Проблема зеленых зон выражается не в количестве, а в качестве. Многие из них не организованы, не локализованы, и поэтому не функционируют как рекреационные зоны.

- Одной из главных зеленых зон города является ЦПКиО, где совсем недавно сменился директор и планируется реконструкция. По слухам туда даже могут перенести зоопарк. Есть ли уже концепция развития данной территории?

- Не надо путать слухи с утвержденными планами развития. Функцию зоопарка в ЦПКиО на уровне Администрации города никто серьезно не рассматривает. Из реальных планов - создание на окраине парка фан-зоны к ЧМ-2018. Кроме того, в данный момент Департамент архитекторы совместно с Комитетом по благоустройству обсуждает проект реконструкции парка, заказчиком разработки которого выступает дирекция объекта. Согласно документам, предполагается провести реновацию улично-дорожно-пешеходной сети, создать новые интересные зоны, связанные с благоустройством. Никаких инородных вторжений в парк не предусматривается. Обсуждается необходимость реконструкции моста со стороны завода радиоаппаратуры, который сегодня находится в плачевном состоянии.

- В рамках реконструкции моста планируется ли благоустроить набережную в том районе?

- Организовать укрепленную набережную планов нет. Будут организованы пешеходно-тропиночные сети, а также сеть велодорожек. Главная цель - максимально сохранить зеленые насаждения. Рекультивацией поймы реки и экологической оценкой ее состояния должны заниматься природоохранные структуры.

- Как сеть велодорожек будет развиваться в городе?

- Главная беда с развитием этого вопроса - отсутствие связной системы велосипедного движения. Во всех новых проектах планировок в обязательном порядке предусматриваются велосипедные дорожки, которые являются неотъемлемой частью профиля улично-дорожной сети. В тех районах города, где это не было предусмотрено изначально, не всегда возможно найти место для велодорожек. Для их организации придется ущемлять интересы пешеходов или сокращать количество зеленых насаждений и газонов. Сам механизм реконструкции осложняется тем, что это сложившаяся среда. Кроме того, возникают сложности с источниками финансирования работ, соответственно, реализация таких проектов растянута по времени. Но мы надеемся, что в какой-то момент в городе будет создан полноценный велотранспортный каркас.

- Если пешеход в приоритете, то предусматривается в связи с этим увеличение мест платной парковки?

- Их количество увеличится. Более того, в Администрации города рассматриваются варианты создания зоны платной парковки не только в центре города, но и в новых кварталах. Это связано с несколькими проблемами. Все мы знаем, что строительство подземных паркингов - серьезное бремя для застройщиков. Многие из них даже пытаются от этого отказаться, мотивируя это тем, что они не востребованы. Низкий спрос на них связан с большим соблазном жителей новостроек бросить машину во дворе или вдоль дороги. Это приводит к пробкам. Несознательные граждане не покупают паркинг не потому, что не могут себе это позволить, а потому, что просто не хотят этого делать, при этом они хотят владеть одной, а лучше двумя машинами.

- Работают люди в центре, приезжать и ставить машину во двор или вдоль дорог они будут вечером. Но ночью платная парковка все равно бесплатна. В чем смысл вводить плату за парковку на периферии?

- Это понятно. В данном случае мы решаем проблему круглосуточного занимания временных парковочных мест. Многие бросают свои машины на несколько дней, недель, лишая других людей возможности оперативной парковки. Вопрос сегодня не только в том, что мест мало, а в том, что они нецелевым образом использованы.

- Как вы видите развитие благоустройства города? И впишутся ли в этот сценарий высотные проекты?

- Городу не хватает плотности благоустройства, и качества развитости этой системы. Есть отдельные неплохие объекты и здания, но нельзя говорить, что они формируют городскую среду, пока вокруг не сложилась удобная система пешеходных пространств. Екатеринбург нуждается в реконструкции городской ткани, в развитии улично-дорожной сети, в качественной застройке, которая способствовала бы формированию этой городской среды. Сегодня наш город выглядит рыхловато. Было бы неплохо ввести базовый высотный регламент для новых объектов в сложившейся городской ткани, как это сделано во многих городах мира. Высотные же объекты должны быть локализованы, как это, например, сделано в районе Сити. Либо их появление должно быть обусловлено необходимостью акцентировать их градостроительное положение. Но когда 25-этажки в массовом порядке вырастают внутри пятиэтажных кварталов, это выглядит дико и формированию городской среды не способствует.

Беседу вела Екатерина Турдакина (ДжастМедиа)

15 декабря 2015, 18:41
Ключевые слова: тимур абдуллаев

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:

Сегодня, 14:20
Интервью на «Город FM 107,6»: как Екатеринбург отметил День города?

Илья Марков лично наблюдал за многими мероприятиями и смотрел фейерверк из толпы.

Вчера, 14:30
Интервью на «Город FM 107,6»: дети на дорогах - под контролем ГИБДД

Госинспектор расскажет о мерах по обеспечению безопасности несовершеннолетних на дорогах города.

18 августа 2017, 17:55
Академический отметит день рождения Екатеринбурга вместе с центром города

Каждая площадка найдет своего зрителя.