Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Современный Екатеринбург: монументальные конструкции и комфорт горожан

23 марта 2016, 17:34

Главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель рассказал о планах на будущее.

Администрация города Екатеринбурга активно работает сразу над несколькими масштабными проектами: реконструкцией набережной Исети и ЦПКиО, установкой композиции «Маски Скорби», паспортизацией зданий фасадов, а также брендированием города новым логотипом.

О том, когда в Екатеринбурге появятся скульптура Валерия Чкалова, обновленный ЦПКиО, где установят первые концептуальные остановки с новым логотипом города, рассказал главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.

- Дмитрий Михайлович, над какими проектами сегодня работает Главархитектура?

- Проектов много. Одно из основных направлений - это работа над проектом по реконструкции и соединению проспекта Ленина и улицы Татищева. В зону реконструкции попадают несколько зеленых зон, которые необходимо увязать в единый комплекс. Еще одно из направлений это подготовка конкурсной документации на благоустройство площади 1905 года, необходимо сделать данное пространство полноценной городской средой, которой жители и гости города смогут пользоваться. На этом месте проходят различные массовые мероприятия, поэтому наша задача - сделать эту площадь мобильной, чтобы она могла видоизменяться под конкретные нужды и запросы.

- Уже определены какие-то элементы? Что здесь будет: фонтаны, скамейки, озеленение?

- Озеленение и скамейки, конечно, должны быть предусмотрены. Последние должны быть мобильными, чтобы их было легко передвигать и трансформировать пространство.

- Ранее главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев рассказал, что был создан специальный совет, который будет собирать и обобщать предложения по поводу развития набережной Исети. Как продвигается работа в этом направлении, есть ли какие-то предварительные наброски?

- Задача совета - собрать идеи, обобщить их и сформировать техническое задание. Этот документ ляжет в основу концепции развития набережной реки Исети от Верх-Исетского до Нижнеисетского пруда. Девелоперы уже активно застраивают территории, прилегающие к набережной реки Исети, возводят новые объекты, которые включают в себя благоустройство прибрежной полосы. Поэтому крайне необходимо все участки набережной выполнять на основании глубоко осмысленной концепции. Создание ее - дело небыстрое. Помимо эстетических, есть и технические вопросы: уровень воды, направление разлива, необходимые функциональные зоны. Работы предстоит много, но я думаю, что в ближайшее время советом будет сформировано техническое задание.

- Обсуждается реконструкция ЦПКиО. Есть ли уже какие-то решения?

- Данный проект рассматривали в прошлом году, и к нему были определенные замечания. Эта территория обладает огромным потенциалом, но для его реализации необходимо вводить новые функции, событийность, точки притяжения.

- Какие функции предполагается туда внедрить?

- Общественное питание, велодорожки, развлекательные и образовательные, научно-познавательные функции, например, планетарий, летний кинотеатр, пляж. Новое руководство задает современный, активный вектор развития. Часть функций уже осмыслена. В рамках подготовки к ЧМ спроектирована фан-зона.

- Реконструкция ЦПКиО будет за счет средств городского бюджета или привлечения частных инвестиций? Есть ли уже желающие вложиться?

- Это вопрос, в первую очередь, руководства парка. Я полагаю, что частных инвесторов, желающих участвовать в проектах парка, будет предостаточно. ЦПКиО - одна из городских точек притяжения, есть большой трафик отдыхающих горожан, при правильном функциональном наполнении посетителей станет еще больше.

- Уже три года обсуждается вопрос с Краснознаменной группой. По последним данным, ее решено перенести в ЦПКиО. Как вы относитесь к данному памятнику с художественной точки зрения, имеет ли он, на ваш взгляд, ценность? И подойдет ли для его размещения ЦПКиО, в условиях создания новой концепции парка?

- Краснознаменная группа - продукт своего времени, в стиле советского брутализма в полной мере соответствующая этому названию. Прекрасная композиция, требующая реставрации и уважительного отношения. Конструкция имеет большую массу и не была рассчитана на то место, где она стояла, поэтому по техническим причинам ее пришлось демонтировать. Сейчас готовим документацию для проведения конкурса на подбор площадки нового размещения Краснознаменной группы.

Что касается нового месторасположения, то одной из площадок действительно может стать ЦПКиО. Но нам бы не хотелось ставить группу на территории парка, потому что место достаточно удалено. Композиция нарядная, узнаваемая и интересная. Ее необходимо ставить там, где она «читается», где ее видно издалека. Например, перед входом в парк.

- Какие площадки для ее установки еще рассматриваются?

- Нижнетагильское направление, где никак не обозначен въезд в город. Конкурсом мы определим точное место.

- Когда в Екатеринбурге установят «Маски Скорби», готовы ли уже скульптуры?

- На сегодняшний день разработана проектная документация, которую мы согласовали с Эрнстом Неизвестным. Памятник был деликатно вписан в композицию всего Мемориального комплекса жертвам политических репрессий. Модель масок из Челябинска была принята на баланс Музеем истории Екатеринбурга. Сейчас она отреставрирована, собрана и находится в литейной мастерской. На этом работа из-за отсутствия финансирования остановилась. Сейчас формируется фонд для аккумулирования средств на реализацию данного проекта.

Я считаю свои долгом установку «Масок Скорби», потому как проект интересен, в том числе, на международном уровне. Этот проект - большой плюс для нашего города. Еще одним этапом станет реконструкция Музея жертв политических репрессий. Но то, что мы заложили камень мемориального комплекса - это уже своего рода победа.

- Планируется ли установка еще каких-то монументальных конструкций в городе или реставрация существующих объектов?

- К юбилею трансатлантического перелета Валерия Чкалова планируется установка скульптурной композиции. Сейчас готовится конкурс по выбору лучшего эскиза. Скульптура появится в парке за ТЦ «Дирижабль». Это будет полноразмерная ростовая композиция: бронза, литье, гранит - все по классическим канонам. У данного проекта есть инвестор, поэтому мы надеемся, что установим скульптуру до конца 2016 года. Планируется реконструкция и самого парка.

- Как вы относитесь к уличному искусству, например, к абажурам Тимофея Ради, рисункам на домах от «Стенограффии»? Необходимо ли это развивать? Как вообще отличить искусство от не искусства?

- Фестиваль создан как раз для того, чтобы отделить искусство от не искусства. Либо мы мараем стены, либо создаем актуальное искусство. В рамках фестиваля определяем поверхности и вместе с его устроителями осматриваем эскизы, потому что все знают - искусство очень мощный инструмент и его надо использовать правильно и дозировано. Никто не отменял расовую и межконфессиональную неприязнь. Художник своим словом может, как помочь, так и навредить. Но, к сожалению, многие люди не понимают этого. Искусство вышло из хулиганства, но оно переросло этот уровень.

У нас есть и другие хорошие проекты. Например, экспонирование классической и не обязательно классической живописи на строительных ограждениях. Так, на заборе одной из площадок появилась картина Марка Шагала «Влюбленные над городом». Вышедший на улицу музей повышает культурный уровень жителей города. Кроме того, не каждый пойдет в музей, необходимо, чтобы музей шел к людям.

- В каком направлении, по-вашему, должны развиваться малые архитектурные формы: фонари, скамейки, урны, клумбы? Нравится ли вам их сегодняшний внешний вид, хватает ли нам этих элементов? Возможно, есть какие-то новые интересные проекты?

- Во-первых, эти элементы должны быть чистыми, опрятными и не сломанными. Во-вторых, следует идти в ногу со временем, то есть должны быть актуальные формы. Про историческое наследие забывать не стоит, но необходимо двигаться дальше. У нас появляется новая городская среда, и малые архитектурные формы должны ей соответствовать, должна быть ансамблевость.

Две недели назад были на заводе «Бетфор», где нам представили предварительные образцы МАФ. Для застройщиков с экономической точки зрения такие варианты очень выгодны, но с эстетикой надо еще поработать. Я предложил объединить производственников с дизайнерами, предложил свои услуги и площадку. Думаю, в результате этого родятся красивые объекты хорошего качества.

- Как считаете, МАФы должны быть яркими или, напротив, сливаться с городской средой?

- Они могут быть разными, в зависимости от контекста среды. Если активная архитектура и функция транзита, то они должны быть незаметными и не раздражающими. На небольшой площадке для формирования пространства, напротив, необходимы акценты: цветовые или необычной формы. Это композиционный прием.

- Как продвигается работа над созданием единой концепции остановочных комплексов? Когда мы увидим первые работы на улицах города?

- Концепция проработана в двух эскизах. Первые пять остановочных навесов-образцов находятся на складе. Полугодовая задержка с реализацией проекта произошла из-за того, что выбирали место для их установки, теперь согласовываются раскопки. Предположительно, первые остановки появятся к апрелю на проспекте Ленина. Затем мы их протестируем, проанализируем полученные результаты, внесем конструктивные изменения и начнем серийный выпуск.

Мы хотели, чтобы новые остановки были нейтральны по отношению к городской среде, незаметны, потому что самое главное на улицах - это архитектура, строения, дома. На этом контрасте мы и работаем. В оформлении комплекса есть шрифтовые композиции логотипа города. Мы ведем к унификации и к тому, что наш город постепенно брендируют по данной системе. Все между собой связано, в том числе новые автобусы зеленого цвета. Они не зря зеленые.

- Как еще планируется продвигать логотип Екатеринбурга?

- Через 2-3 месяца у нас пройдет конкурс на сувенирную продукцию, в том числе с применением логотипа города. Продолжается работа по формированию концепции его продвижения. Здесь мы четко разделяем: есть герб и логотип города и они друг с другом не связаны. Логотип города - это знак жителей, и в него заложено много символов, говорящих, что такое Екатеринбург. Логотип пластичен, может видоизменяться. Как только его начнут широко использовать, он сам активно будет себя продвигать и самостоятельно жить, но сейчас надо ему в этом помочь, дать толчок.

Конкурс по выбору логотипа Екатеринбурга уникален для России, такого еще никто не делал в нашей стране. Нам регулярно поступают звонки из других городов РФ, например, Новокузнецка, Орла, с просьбой поделиться опытом.

- Началась паспортизация объектов: вывески, витрины приводятся к единому знаменателю. Как, по-вашему, должен выглядеть идеальный фасад? Много ли у нас в городе объектов, внешний вид которых необходимо привести в порядок?

- Таких большинство. Последние два года совместно с другими службами города (Комитетом по товарному рынку, бытовому обслуживанию населения, по благоустройству) мы активно боремся с баннерами на фасадах, пытаемся сделать улицы Екатеринбурга более эстетичными. Уже есть положительный эффект. Собственники открывают свои фасады, начинают украшать витрины.

Магазины премиального класса не дожидались паспортизации, а, опираясь на мировой опыт, давно оформляют витрины на очень высоком уровне. Сегодня начинается подтягиваться средний сегмент. Например, витрины некоторых детских магазинов привлекают внимание, в них хочется зайти.

Появляются общественные зоны, рестораны и кафе с открытыми витринами, где есть жизнь. Это очень привлекательно, в первую очередь, для владельцев данного бизнеса. Когда есть жизнь за стеклом - это замечательно, это насыщает городскую среду, становится интересным. Это более эффективный способ продвижения и привлечения клиентов. Завешивание своей витрины баннером с какой-то котлетой - это не вкусно.

- Как в целом, на ваш взгляд, изменился Екатеринбург с художественной точки зрения за последние 20 лет? Куда движется это развитие?

- Давайте расширим границы. В 1970-1980-е годы был активный рост, в том числе монументального искусства, после которого наступило десятилетнее затишье. Затем мы вступили в новую экономическую реальность и за короткое время прошли достаточно длинный путь - от железных киосков с решетками до магазинов премиального сегмента. Конечно, «наследие» 1990-х годов прослеживается, но через культуру мы и дальше будем с ним бороться. Мы намерены превратить Екатеринбург в современный европейский город, где людям будет приятно и комфортно жить, чтобы они могли гордиться столицей Урала и всегда с радостью возвращаться домой.

- 20 марта Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга отметил свое 80-летие. Как изменилась работа органа за это время, появились ли какие-то новые функции у главного художника города?

- Функции расширились. Например, четыре года назад при Главархитектуре был создан отдел дизайна городской среды, и это направление было поручено именно главному художнику. Данный отдел занимается формированием концепции городской среды и генерирует идеи, которые впоследствии воплощаются.

- Какие мероприятия пройдут в честь юбилея?

- Встречи, семинары, конференции, экскурсии, конкурс детских рисунков архитектуры города. Архитектура Екатеринбурга уникальна. Определенным брендом является конструктивизм. У нас сохранились целые ансамбли конструктивизма. В апреле в столице Урала пройдет международная практическая конференция «Конструктивизм Екатеринбурга: шаг в XXI век», на которой будут представители ЮНЕСКО. По итогам мероприятия ряд объектов эпохи первых пятилеток будет включен в список Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры.

К сожалению, большинство из объектов конструктивизма находится в неудовлетворительном состоянии. Проблема заключается в том, что в те времена использовались не самые лучшие и долговечные материалы, поэтому здания сейчас активно разрушаются. Наша задача - обратить внимание на эту проблему, привлечь федеральные программы, потому что за счет муниципалитета это невозможно сделать. И я надеюсь, что нам удастся восстановить ансамбли конструктивизма, потому что это то, чем можно и нужно гордиться, и не только в рамках нашего города.

Беседу вела Екатерина Турдакина (JustMedia.ru), фото Екатерины Катыхиной

23 марта 2016, 17:34
Ключевые слова: дмитрий фогель

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 15:14
Что делать, если обнаружили на себе клеща?

Александр Харитонов ответил на самые важные вопросы.

Сегодня, 13:33
Интервью на «Город FM 107,6»: как идет подготовка к выборам губернатора?

Илья Захаров расскажет обо всех нюансах.

Вчера, 14:47
Прямой эфир на «Город FM 107,6»: можно ли есть фастфуд, если очень хочется?

Речь пойдет о том, как сохранить свое здоровье.