Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Школьная среда - это не только парты и стулья

1 июля 2016, 16:45

Екатерина Сибирцева рассказала о планах по реконструкции, строительстве и капремонту школ.

Начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга Екатерина Сибирцева в программе «Сумма мнений» на телеканале «ЕТВ» рассказала о планах по развитию школ уральской столицы.

Ведущая: В эфире программа «Сумма мнений». Глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб подписал программу реконструкции, капитального ремонта и строительства школ в Екатеринбурге. Какие школы попали в список для ремонта, какие средства выделены в этом году - об этом мы поговорим с начальником Управления образования Администрации Екатеринбурга Екатериной Сибирцевой. Екатерина Александровна, здравствуйте!

Сибирцева Е.А.: Добрый вечер!

Ведущая: Понятно, что, как всегда, желания и потребности расходятся с нашими возможностями. Что сможем за это лето?

Сибирцева Е.А.: Мы должны открыть новую школу № 23 в микрорайоне Академическом, объект будет сдан в июле, 1 сентября дети уже смогут пойти в новую школу. Это существенно разгрузит тяжелую ситуацию в районе, особенно с детьми начальных классов. Мы с нетерпением ждем окончания реконструкции гимназии № 39 на улице Авиационной, очень надеемся, что объект будет сдан до нового года, потому что школа № 18, где нашли пристанище учащиеся гимназии, практически несет двойную нагрузку. Если у нас получится закончить реконструкцию вместе с подрядчиком, который осуществляет работы, это «Атомстройкомплекс», ребята вернутся в отремонтированное обновленное здание, а школа № 18 примет на себя основную нагрузку построенного микрорайона Юг Центр. Конечно еще идет строительство по региональной программе - это образовательный комплекс в микрорайоне Мичуринском (Широкая речка). С нетерпением ждем, надеемся, что строительство будет завершено в 2017 году или чуть позже. Тем более, что там подразумевается еще и встроенный детский сад на 150 мест. Очень хочется в этом году начать ремонт школы № 1, которая закрывается на следующей неделе, и дети распределены по двум школам Верх-Исетского района, хочется начать ремонт школы № 80 в Орджоникидзевском районе. Пока на эти объекты мы средств по программе не видим, но если деньги будут, то мы их сразу пустим на эти два приоритетных объекта. Если говорить о программе, надо отметить, что в ней три больших блока. Первый блок - это строительство новых школ, второй - это реконструкция существующих зданий. Этот раздел для нас очень важен, потому что есть целый ряд зданий, которые нуждаются в реконструкции, они нам дадут существенный прирост мест в тех районах, где строить новые школы уже нельзя, потому что нет земельных участков соответствующей площади. Третий блок - это капитальный ремонт существующих зданий. Все разделы подразумевают введение новых мест, потребность в которых очень большая.

Ведущая: Любая обновленная, отремонтированная школа будет вмещать в себя больше учеников?

Сибирцева Е.А.: Совершенно верно, это главный критерий сегодня при проектировании.

Ведущая: Всего в Екатеринбурге 162 школы и более половины из них изношены на 50 и более процентов. Сейчас вы упомянули только несколько. Это капля в море?

Сибирцева Е.А.: Да, но все наши школы прописаны в первом этапе программы, до 2021 года, мы очень хорошо понимаем, что нам нужно делать. Деньги на проектирование заложены муниципальные, а вот то, что касается самой реконструкции - здесь без федеральной помощи, помощи субъекта Федерации не обойтись.

Ведущая: В Академическом вы вышли на застройщика района, получили участок земли с коммуникациями, готовый план - серьезный фундамент под этой школой уже был. Эта схема сотрудничества может осуществиться в других районах?

Сибирцева Е.А.: Мы очень надеемся, что эта схема будет работать и дальше, это очень позитивный опыт партнерства. Другой вопрос - что делать это в таком же формате можно только в новых микрорайонах, где есть площади, когда делается задание на комплексную застройку, предусматриваются социальные объекты. В таком случае Комитет по строительству договаривается с застройщиками, идет согласование комплексной застройки. Это не совсем наша функция, это делают строители, а не Управление образования. Мы работаем с тем, что есть. В центральной части города мы уходим в реконструкцию, поэтому этот раздел для нас, наверно, даже важнее, чем новое строительство.

Ведущая: Про реконструкцию - какие школы в самом критическом состоянии?

Сибирцева Е.А.: Я могу назвать эти объекты, первые четыре - школа № 1 на Верх-Исетском бульваре, школа № 80 в Орджоникидзевском районе, гимназия № 40 в Октябрьском районе, школа № 41 в Верх-Исетском районе. Это те объекты, которые сегодня изношены до крайней степени, их нужно закрывать, переводить детей временно в другие, и первые две из названных уже закрыты. Главное - чтобы эти объекты не стала долгостроями, для нас это очень большая проблема. Школа ведь не просто закрывается, надо содержать, охранять это здание. Прилагаются огромные усилия, чтобы школы все-таки привести в какое-то приемлемое состояние, открыть, пока мы ждем средства. По этим школам уже есть проекты и можно начинать работу.

Ведущая: Есть вероятность, что ремонт этих школ начнется в текущем году?

Сибирцева Е.А.: Очень надеемся, что хотя бы к концу года какие-то подвижки будут. Деньги из федерального бюджета на школу № 23 поступили, строительство скоро будет завершено, часть средств поступило на гимназию № 39. Было бы очень здорово, если бы мы сделали хотя бы небольшой задел по школе № 1, начали снос здания и первичный цикл строительства.

Ведущая: Помимо непосредственного ремонта стен, коммуникаций школа после реконструкции прирастает новым спортзалом, новенькими компьютерными классами. Расскажите об этом.

Сибирцева Е.А.: Требования к оснащению образовательных организаций достаточно хорошо известны, стандартизированы, они прописаны нам новыми образовательными стандартами. Ничего сверхъестественного там нет. Понятно, что строители стараются в каждой школе создать изюминку, сделать все интереснее и интереснее с каждым проектом, более удобной для детей, более функциональной, более модульной. Школьная среда - все-таки мультикомплекс, не только парты и стулья. Вот школа в Академическом имеет огромный спортивный зал (36 на 42 метра), больше таких залов нет ни в одной школе города. Нужен ли такой большой, другой вопрос, но там могут заниматься сразу три класса, даже четыре. Там есть еще два спортивных зала, бассейн, прекрасный актовый зал на 500 мест. Конечно, с такой инфраструктурой школа становится центром притяжения, социальным центром. Это очень важно для таких спальных районов. Это очень крупное ядро дополнительного образования, есть все условия для занятий и спортом, и творчеством. Конечно, хотелось бы больше таких объектов. А по начинке школ - все прописано очень четко, какие нужны парты, доски, компьютеры. Это стандартные требования, такое новое оборудование есть и в школах, которые не реконструируются, а вот таких инфраструктурных возможностей в старых школах конечно нет.

Ведущая: Это касается и бассейнов?

Сибирцева Е.А.: Бассейны, большие спортивные и тренажерные залы, современные столовые - конечно, хотелось бы это иметь во всех школах.

Ведущая: Помимо такого технического апгрейда стоит задача на федеральном уровне перевести все школы в одну смену.

Сибирцева Е.А.: Сегодня 28% детей учится во вторую смену. Это много, хотелось бы, чтобы их становилось меньше. Нам это предписывает и поручение Президента в рамках послания к Федеральному Собранию. Без вливания дополнительных финансов, без той программы, о которой мы сегодня говорим, решить эту проблему никак нельзя. До 2025 года наша программа подразумевает введение дополнительных 70 тысяч мест. Эту оценку нам дает сегодня Департамент экономики с учетом демографической ситуации, с учетом миграции и перевода учебы в одну смену. Большие цифры, амбициозные задачи, но, если динамика по рождаемости сохранится, другого пути нет. Задача сложная, как ее выполнять без дополнительных вложений, мне сегодня не очень понятно.

Ведущая: Когда обновленная школа открывается после реконструкции с новыми местами для учеников - это решает проблему? Отремонтировали и перешли на одну смену?

Сибирцева Е.А.: Где-то это возможно, в большинстве школ после реконструкции дети учатся в одну смену. Исключение - школы в Академическом, № 16 и № 19, вести детей больше некуда. После запуска школы № 23 мы разгрузим эти школы, но пока полностью от второй смены не уйдем. Когда эти школы проектировались, подразумевалась учеба в две смены. Сегодня самая острая ситуация - с начальными классами. Например, по стандарту в школе оборудуются 10-16 кабинетов, а классов в начальной школе с первого по четвертый - 32. Мы не можем посадить их в кабинет для 5 класса, кабинеты должны быть оборудованы под начальную школу, это замена всей мебели, всех пособий - очень большие затраты. Вопрос перевода начальной школы в одну смену сегодня недооценен по масштабу, он стоит очень остро.

Ведущая: Как вы увеличиваете число мест в центральных школах, где маленькие пришкольные территории и сами школы построены 40-50 лет назад?

Сибирцева Е.А.: Мы задействуем все возможные ресурсы. Сейчас мы задействуем вторую смену, потому что других вариантов нет, проводим переоборудование кабинетов под начальную школу, где-то отказываемся от групп продленного дня, к сожалению, так как кабинеты нужны для первоклассников, переводим часть детей в другие школы.

Ведущая: Наращивать, пристраивать - это варианты?

Сибирцева Е.А.: Такие проекты есть, особенно удачными мне кажутся проекты пристроек в учреждениях именно для начальной школы. Это можно увидеть в программе, так все очень конкретно по школам расписано.

Ведущая: В этом году появятся такие пристрои?

Сибирцева Е.А.: В этом году, конечно, нет. Это большая задача, требуется проектирование, конкурсные процедуры и качественное строительство. В лучшем случае, если появятся деньги, первые пристрои появятся в 2017 году.

Ведущая: Есть долгосрочные демографические прогнозы, не столкнемся мы с демографическими ямами, когда новые школы будут пустовать?

Сибирцева Е.А.: У меня есть такое опасение. Сегодня мы пока не видим спада рождаемости, но в следующем году мы можем увидеть динамику неположительную. Задача - сделать комплексы максимально мобильными, например, комплекс садик-школа, чтобы менять количество мест в садике за счет школы и наоборот, создание более крупных образовательных комплексов, чтобы правильно распределять ресурсы. Это задачи, которые будем решать. Сегодня мы живем пока в условиях роста количества детей школьного возраста, скоро пик из детских садов придет в первые классы. Ближайшие десять лет будет либо рост, либо стабилизация количества детей школьного возраста.

Ведущая: Большое спасибо. О ремонте и реконструкции школ в Екатеринбурге мы говорили с Екатериной Сибирцевой, начальником Управления образования нашего города. Увидимся на «ЕТВ», до свидания!

Сибирцева Е.А.: До свидания!

Текст подготовил Денис Сухоруков (телефон +7 (343) 354-55-09), фото Юрия Ломакина

1 июля 2016, 16:45
Ключевые слова: школы, екатерина сибирцева

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


20 октября 2017, 10:01
Прямой эфир на «Город FM 107,6»: ремонт дорог и открытие Макаровского моста

В передаче примет участие замглавы Администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Архипов.

19 октября 2017, 17:21
«ЭКСПО»: по совокупности качеств выбор был сделан в пользу Екатеринбурга

Город выдержал сильную внутрироссийскую конкуренцию.

17 октября 2017, 12:22
«ЭКСПО-2025»: Екатеринбург получит интеллектуальный центр для будущих поколений

Андрей Корюков принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург».