Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Учитель года: я хотел быть актером кукольного театра

5 декабря 2016, 19:02

Алексей Чуваков рассказал о своей профессии.

Победитель конкурса «Учитель года», учитель физики гимназии № 47 Алексей Чуваков в телепередаче на Десятом канале рассказал о своей профессии.

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня мы говорим об образовании. В нашей студии учитель физики гимназии № 47, победитель конкурса «Учитель года» Алексей Чуваков. Алексей Витальевич, здравствуйте!

Чуваков А.В.: Добрый день!

Ведущая: Вы учитель физики. Скажите, какие знания Ваших выпускников по физике останутся лет так через десять после окончания школы?

Чуваков А.В.: Я думаю, что многого не останется, но отношение к жизни, школе, учителю - это останется.

Ведущая: Физика - не только естественнонаучный предмет, это что-то большее?

Чуваков А.В.: Физика - это повод поговорить о жизни.

Ведущая: Сегодня учителя, представители педагогического сообщества говорят о том, что мышление у ребят изменилось. Оно более клиповое, им трудно удержать внимание на чем-то одном, они быстро переключаются. Лекционная форма во многом бывает неэффективна. Как это все укладывается в такой сложный предмет, как физика? Как ребят увлечь этим предметом?

Чуваков А.В.: Нам интересно только то, что нам понятно, а понятно нам то, что мы делаем сами. Сейчас современные требования к уроку заключатся в том, чтобы не рассказать, а чтобы ребенок сам пришел к этому. Главная задача учителя - организовать деятельность на уроке.

Ведущая: Как это получается на уроке физики? Сильно изменилась методология за последние годы?

Чуваков А.В.: Все очень сильно меняется. Вот пример: мы изучаем влажность воздуха. Я дал вам оборудование, вы измерили с помощью термометра, психрометра влажность воздуха. Многое вы от этого получили?

Ведущая: Не думаю.

Чуваков А.В.: Главное - зачем вы это делали. Сегодня, давая задание, нужно, чтобы ребенок понял, зачем он это делает. Давайте смоделируем ситуацию. Вот гимназия, проверим, соответствует ли температура и влажность в кабинетах санитарным нормам. Это конкретная задача. Дети делают тоже самое, они измеряют влажность, но не только в кабинете физики, а во всей школе. Они смотрят, соответствуют ли условия нормам, соответственно, делают рекомендации, что нужно сделать, чтобы влажность была в норме.

Ведущая: А если ребята говорят, что нормальная влажность только в кабинете биологии, так как там много растений и их поливают? А в остальных кабинетах у нас сухость?

Чуваков А.В.: Так часто и бывает.

Ведущая: А администрация школы что-то делает, чтобы улучшить ситуацию, чтобы ребята понимали, что от них что-то зависит?

Чуваков А.В.: В том-то и дело! Я рассказал о проектной технологии, об учебном проектировании. Любой проект должен делаться с какой-то целью, он должен претворяться в жизнь. Как можно повысить влажность? Обычным проветриванием! Интереснее стало?

Ведущая: Задача школы - научить ребят учиться. Сегодня есть у ребят желание получать что-то новое, новые знания? В дореволюционную пору учитель был единственным источником знаний, отношение к учителю было совершенно особым.

Чуваков А.В.: Дети начальной школы, среднего звена - у них есть интерес к учебе. Физика начинается с седьмого класса, у большинства семиклассников горят глаза.

Ведущая: Что потом происходит?

Чуваков А.В.: Потом случается самое главное. Старшеклассников сложнее заинтересовать, поставить цель. У них, мне кажется, большой цели нет. Они идут в 10 класс, предполагают, что еще два года они будут здесь находиться, что с ними будет потом они не знают. Большинство до мая 11 класса даже не предполагают, куда они пойдут. Самая большая сложность для меня - старшее звено: 10 и 11 классы.

Ведущая: Сколько ребят из старшего звена увлечены естественнонаучными знаниями - физикой, химией? В наше время это были 2-3 человека из класса.

Чуваков А.В.: Я не могу говорить про всех, так как я работаю в специализированных классах, в нашей гимназии в старших классах есть естественнонаучное направление. В эти классы идут мотивированные дети, которые уже что-то хотят. Конечно, есть и такие ребята, которые идут в этот класс, но не понимают, зачем они пришли. Им становится трудно и неинтересно. Примерно 50 процентов идут осознанно, остальные 50 догоняют по пути. В гуманитарных классах есть курс естествознания. У нас был опыт отдельного ведения курсов: «Химическая картина мира», «Физическая картина мира», «Биологическая картина мира», то есть каждый учитель вел по-своему. Здесь ведь главное не физика, а общее представление о науке. Гуманитарию не обязательно знать все законы, решать все задачи, но элементарные знания о мире, о природе ему необходимы.

Ведущая: Например, почему падает яблоко?

Чуваков А.В.: Да. Был случай, когда по телевидению показывали обогреватель не с мощностью, а с КПД 150 %! Купите ли вы такой обогреватель? Люди покупают.

Ведущая: У людей не возникает вопросов, как это возможно?

Чуваков А.В.: Да! Основы физики надо знать, все-таки сейчас XXIвек.

Ведущая: Мы поговорили о современных учениках, а каков сегодня современный учитель? Каким он должен быть?

Чуваков А.В.: Я не могу сказать обо всех учителях, я скажу про ту школу, в которой работаю. У нас в гимназии учителя - одни из самых передовых.

Ведущая: Это Вы сейчас специально хвалите. Потому что это гимназия, в которой вы работаете?

Чуваков А.В.: Нет, я достаточно искренне говорю. Но чтобы быть на плаву - нужно постоянно учиться. Учитель должен учиться всю жизнь. Если происходят какие-то изменения в образовании, надо это понять и этим вооружиться. Нельзя работать по-старому. Когда я готовился к конкурсу, я прочитал многое о будущем в образовании. Даже сама профессия учителя будет претерпевать изменения. Может, учитель будет один на весь город и будет вещать через интернет, а другая роль будет воспитательная. Может быть, будет педагог по проектной деятельности.

Ведущая: Сегодня все это в себе совмещает один человек - это и учитель, и педагог, и воспитатель. Универсальный солдат.

Чуваков А.В.: Да. Сегодня мы делаем универсальную работу. Один человек не может объять необъятное.

Ведущая: Это скорее минус, чем плюс?

Чуваков А.В.: Сейчас мы пока можем это делать, но через какое-то время уже не сможем.

Ведущая: Что сегодня мешает педагогу заниматься своей непосредственной работой?

Чуваков А.В.: Мешает большая загруженность, сегодня нагрузки на учителей очень большие. У меня 30 часов, это шесть рабочих дней. Когда я провожу четыре урока, чувствую себя хорошо, а шесть уроков в день - энергетически затратно. Ведь на всех уроках надо выложиться полностью. Когда я еще учился в школе, моя учительница, классный руководитель, говорила, что учитель за один час работы тратит столько же энергии, сколько косарь на три часа. Конечно, усталость большая, когда проводишь шесть уроков, еще нужно подготовиться на следующий день. А если есть классное руководство - нужно заниматься классными делами.

Ведущая: Учителя нужно немного разгрузить?

Чуваков А.В.: Восемнадцать часов - это идеальный вариант.

Ведущая: Алексей Витальевич, как Вы пришли в профессию?

Чуваков А.В.: По призванию, но я не из династии учителей. Мой отец - рабочий, мама - служащая. Мне всегда нравилось работать в школе. Хотя сначала я хотел быть актером кукольного театра.

Ведущая: Что-то есть схожее в этих профессиях - учитель и актер? Вы используете свои данные?

Чуваков А.В.: Конечно. Я хотел работать в школе, мне нравилась литература, физика, но мне не давалась история. Я хотел даже назло стать учителем истории. Но классный руководитель сказала, что физик - это мужская профессия, это очень хорошо, когда учитель физики - мужчина. Я ее послушал и стал учителем физики.

Ведущая: Никогда не жалели об этом?

Чуваков А.В.: Я никогда не жалел, но у меня были моменты усталости, хотелось попробовать что-то еще. Через шесть лет работы в школе, через восемнадцать - были такие моменты.

Ведущая: Сколько лет Вы работаете в школе?

Чуваков А.В.: Тридцать.

Ведущая: Я не верю в это! Конечно, очень важно любить свою профессию, любить детей, но важен и материальный стимул. Может ли учитель сегодня материально обеспечить свою семью?

Чуваков А.В.: Я думаю, что должно быть определенное соотношение затрат и материального вознаграждения. Я считаю, что сегодня педагог, учитель тратит гораздо больше, чем оценивается его труд.

Ведущая: Еще раз скажите, сколько у Вас часов в неделю и сколько должно быть?

Чуваков А.В.: Сейчас у меня тридцать часов, а должно быть восемнадцать.

Ведущая: Нагрузка больше почти в два раза. Автоматически Ваша зарплата должна в два раза увеличиться. О конкурсе: как изменилось Ваше внутреннее ощущение после победы?

Чуваков А.В.: Я с трудом принял решение об участии в конкурсе, думал, нужно ли мне это? Я считал, что у меня есть, что показать, но были сомнения, все-таки я не идеальный учитель, есть свои недостатки, свои зоны роста. Когда я все-таки решился, прошел первый заочный тур, у меня крылья поднялись. Потом - первый тур, второй, финиш… Мне многое дало участие в конкурсе. Это возможность посмотреть на себя со стороны, понять, что я многое могу. Изменилось и отношение. По-другому и дети смотрят, и коллеги. Коллеги говорят, что я поднялся на Олимп. Но на самом деле, я никуда не поднялся.

Ведущая: Планируете участвовать во всероссийском конкурсе?

Чуваков А.В.: Однозначно!

Ведущая: Удачи Вам, и мы еще встретимся, мы будем за Вас болеть. Большое спасибо!

Чуваков А.В.: Спасибо, до свидания!

Текст подготовил Денис Сухоруков, фото Алины Шешени

5 декабря 2016, 19:02
Ключевые слова: учитель года

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 11:30
Миллион избирателей Екатеринбурга: важен каждый голос

Илья Захаров рассказал о подготовке к выборам губернатора.

22 августа 2017, 14:20
Интервью на «Город FM 107,6»: как Екатеринбург отметил День города?

Илья Марков лично наблюдал за многими мероприятиями и смотрел фейерверк из толпы.

21 августа 2017, 14:30
Интервью на «Город FM 107,6»: дети на дорогах - под контролем ГИБДД

Госинспектор расскажет о мерах по обеспечению безопасности несовершеннолетних на дорогах города.