Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Муниципально-частное партнерство: объединение усилий - в интересах всех

6 декабря 2016, 16:19

Алексей Белышев рассказал о формировании Стратегии пространственного развития, конкурсе на разработку концепции благоустройства парка Коммунаров и многом другом.

Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Белышев в телевизионной передаче «Открытая студия. Екатеринбург» на канале «41-Домашний» рассказал о формировании Стратегии пространственного развития, конкурсе на разработку концепции благоустройства парка Коммунаров и многом другом.

Ведущая: Добрый вечер! В эфире «Открытая студия. Екатеринбург». Уважаемые телезрители и радиослушатели, на ваши вопросы в прямом эфире отвечает заместитель главы Администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Белышев. Алексей Аркадьевич, добрый вечер!

Белышев А.А.: Добрый вечер!

Ведущая: Сегодня мы обсуждаем вопросы развития городской инфраструктуры: каким будет парк Коммунаров и сколько километров дорог отремонтирует город в следующем году. Сейчас мы запускаем интерактивное голосование: «Как сегодня развивать городскую инфраструктуру?» Вы считаете, что в строительстве новых дорог, парков и социальных объектов бизнес должен участвовать наравне с муниципалитетом или вы полагаете, что вкладывать в развитие городской инфраструктуры должен только бюджет. Третий вариант для тех, кто считает, что основная финансовая нагрузка должна ложиться на бизнес. Итоги подведем в конце программы. Сейчас давайте попытаемся разобраться, что такое муниципально-частное партнерство, и какие проекты этот вид сотрудничества поможет решить нам, горожанам? Как можно объяснить горожанам, чтобы они голосовали и понимали, за что отдают свой голос?

Белышев А.А.: Любая застройка - это удовлетворение потребностей жильцов, горожан на этой территории, поэтому нормативы градостроительного проектирования определяют доступность социальных, транспортных и иных инфраструктурных объектов, которые удовлетворяют основные потребности. Мы исходим не просто из нормативов, мы исходим из того, что определение комфортной жизни - это статус нескольких документов. Говоря о приоритетах, стоит сказать, что в послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию 1 декабря как раз прозвучало, что основной задачей нашей политики является соблюдение интересов горожан, сохранение человеческого потенциала как главного богатства России. Исходя из этого, были определены несколько национальных приоритетов, о которых мы уже давно говорим, с которыми работаем - прежде всего, это вопросы образования и культуры. В нашей стратегии серьезное внимание как раз уделено удовлетворению именно этих потребностей, потому что сегодня состояние этих объектов крайне печально. Президент обратил на это особое внимание, мы должны, начиная с текущего года и до 2025 года, реализовать программу строительства новых школ, создания новых образовательных мест на всей территории Российской Федерации.

Ведущая: В этом может помочь бизнес муниципалитету?

Белышев А.А.: Есть примеры: в Московской области в ближайшее время, до 2022 года, около 80 школ будет реконструировано и построено с участием государственно-частного партнерства, в ХМАО заявили об инициативе соучастия частного капитала в строительстве школьных объектов. Мы, безусловно, следим за этой практикой, разрабатываем свои мероприятия. Еще в советский период застройщик отвечал и за строительство социальных объектов инфраструктуры. Понятно, что сменилась структура собственности.

Ведущая: Строились садик, школа, аптека…

Белышев А.А.: Да. В том числе строились и культурные объекты. Это были не просто клубы, а целые кинотеатры, это были и банные комплексы, и многое другое.

Ведущая: Нужно возвращаться к тому, что когда-то успешно работало.

Белышев А.А.: Мы говорим о том, что интересы бизнеса, муниципалитета и государства в чем-то совпадают, ведь чем комфортнее будет среда, тем более востребованы будут те объекты, которые инвестировал частный бизнес. Чтобы кто-то купил квадратный метр, этот метр должен быть обеспечен всеми объектами социальной инфраструктуры.

Ведущая: Яркий пример комплексного развития Екатеринбурга - новый район Академический. Телезрители спрашивали нас, когда там будет запущен трамвай. Здесь бизнес может подключиться?

Белышев А.А.: Да, мы сегодня находимся на стадии проектирования, видимо, в следующем году согласуем полностью эту документацию, и будут проведены торги на проектные работы, потому что всю предпроектную стадию мы закончили. Есть несколько предложений, мы сегодня серьезно говорим с инвесторами о форме муниципально-частного партнерства. В частности, обсуждается концессия как один из видов договоров, к которому может прийти инвестор для реализации такого крупного инфраструктурного проекта.

Ведущая: Это так называемые «длинные деньги». Когда инвестор может выгоду получить, бизнес ведь считает деньги?

Белышев А.А.: В любом случае, здесь есть синергетический эффект, когда частный вклад в государственный проект дает дополнительный интерес, повышает инвестиционную привлекательность там, где исключительно частные проекты реализуются. Допустим, мы строим жилье за частные деньги и рядом реализуем проект муниципально-частного партнерства. Допустим, он убыточен, но доходность по первому проекту покрывает эти убытки, создавая ту норму прибыли, которая необходима для инвестора. В этом синергетический эффект. Для того, чтобы кто-то купил это жилье, он должен доехать тем же трамваем. А если он не доедет - у него нет интереса покупать это жилье. Мультипликативный эффект складывается из нескольких проектов, результат создает тот позитивный формат, по которому такие проекты могут быть реализованы. Практика показала, что у нас такие проекты есть. Аэропорт Кольцово реализован в формате государственно-частного партнерства, мы имеем другие примеры на территории многих субъектов Федерации.

Ведущая: Кстати, аэропорт Кольцово признан одним из лучших в мире.

Белышев А.А.: Да, он признан лучшим в России в 2016 году. Форматы эти есть, к ним идти надо, потому что борьба за развитую комфортную городскую среду - это задача обеих сторон. Не бывает так, что кто-то строит только жилье, не обеспеченное социальной инфраструктурой. Мы хотели бы, чтобы комплексность решения этих вопросов рассматривалась обеими сторонами: муниципалитетом и государством с одной стороны, частными инвесторами - с другой. Эта единая организованная деятельность в рамках развития Генерального плана должна удовлетворить все потребности и исключить ситуации, когда граждане страдают от отсутствия транспорта, детских садиков, школ. Это беда тех людей, которые получают жилье в районах, не обеспеченных социальными объектами.

Ведущая: Сегодня есть и федеральная поддержка, раз тезисы были озвучены на самом высоком уровне.

Белышев А.А.: Да. Более того, есть нормативные законодательные акты. Сейчас вопрос в практике, реализации. Государство установило те национальные приоритеты, в которых будет соучаствовать на уровне федеральной власти, безусловно, вовлекая и уровень субъекта, и уровень муниципальной власти.

Ведущая: Муниципалитет один не справится?

Белышев А.А.: Безусловно. Когда мы говорим о задачах государственных, это приоритет всех конституционных ветвей власти, в том числе и муниципальных.

Ведущая: Каким был этот год для строительства в Екатеринбурге, если мы говорим о социальной сфере? Есть здесь шаг вперед?

Белышев А.А.: В наших муниципальных программах есть те приоритеты, реализация которых является безусловной. В рамках бюджета, который мы имеем, мы будем реализовывать эти задачи. Для нас это остается незыблемой нормой - в Екатеринбурге должна быть реализована социальная часть программ. Это социальная ответственность за территорию, за которую мы отвечаем. Школа № 23, которая появилась в Академическом, - это гордость Екатеринбурга, нужно отдать должное и компании «Ренова» - застройщику всего микрорайона, и тем компаниям, которые приняли участие в реализации этого проекта, это «Стройтек», и подрядным организациям, потому что этот объект уникален для Екатеринбурга. Это флагман для новых образовательных объектов, чтобы наши дети получали комплекс всего, что дает обязательная программа и дополнительное образование.

Ведущая: Вторая очередь этой школы появится?

Белышев А.А.: Да, в 2017 году стоит задача сдать второй блок этой школы на 875 учебных мест. Тем самым мы снимаем часть проблем Академического, показываем образец школы в рамках реализации федеральной программы на территории Екатеринбурга.

Ведущая: Программа по детским садам закончена 2016 годом. Какой год обозначен на федеральном уровне для полной реализации программы по школам? Мы готовы к этой дате?

Белышев А.А.: Федеральная программа предусматривает к 2025 году переход на односменный режим обучения. Также есть программы субъекта и муниципальная, в них учтены потребности. С учетом демографической ситуации нам к 2025 году нужно более 25 тысяч школьных мест, сейчас у нас 162 школы, из них более ста нужно капитально отремонтировать и 25-30 построить. Задача очень большая, это порядка 50 миллиардов рублей инвестиций нужно только Екатеринбургу, 120 миллиардов рублей - в целом по Свердловской области. Конечно, мы смотрим на те показатели федеральной программы, которые будут направляться страной на развитие этой программы. Мы активно в этом направлении работаем. Сегодня у нас более 17 объектов находятся на стадии проектирования. В следующем году мы готовы начать от 4 до 8, если будут решены вопросы финансирования.

Ведущая: 2018 год не за горами, Екатеринбург готовится встречать чемпионат мира по футболу. Какая ситуация на спортивных объектах?

Белышев А.А.: У нас в рамках выполнения мероприятий к чемпионату мира по футболу есть несколько муниципальных контрактов, за которые мы непосредственно несем ответственность. Источники финансирования - федеральные и субъекта Федерации. Прежде всего, это тренировочная арена спортклуба «Урал», клуб «Калининец» и парк-стадион «Химмаш». При этом мы участвуем в большой реконструкции улично-дорожной сети, переустройстве глобального количества объектов инженерной инфраструктуры. Весь этот комплекс - вклад в подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Ведущая: Что появится в районе Центрального стадиона, в плане дорог?

Белышев А.А.: Мы увидим совершенно новое развитие проспекта Ленина, который перейдет в улицу Татищева, пройдет новая трамвайная линия, изменится конфигурация улицы Репина. Раскрытие улицы Татищева - это давняя мечта еще 70-х годов, будет совершенно новое восприятие этого главного коридора нашего города. Многое уже сделано. Это будут улицы нового качества, со всеми элементами современного благоустройства, будут специальные разноцветные твердые покрытия. Все улицы будут оборудованы с учетом приоритета пешеходов, с велосипедными дорожками. Мы переходим в постоянный формат обязательности этих элементов. Будет и технологически новое освещение улиц. Будут и новые территории, которые примыкают у этой улично-дорожной сети.

Ведущая: Какими объектами в этом году прирос Екатеринбург, если говорить о дорожном строительстве?

Белышев А.А.: Мы закончили несколько объектов. Среди них, прежде всего, улица Педагогическая. Показательно, что здесь впервые удалось реализовать все элементы, которые предусматривают самый продвинутый стандарт для улиц: и пешеходная, и парковочная часть, специальные велопарковочные турникеты, и территория, прилегающая к школе, детскому садику - все компоненты были реализованы.

Ведущая: Побольше бы таких объектов!

Белышев А.А.: Да, постараемся к этим стандартам перейти. Многострадальная улица Мехренцева, наконец-то, реализована. Она досаждала трем крупным жилым комплексам. Улица Лучистая появилась в Солнечном, и мы продолжим развитие уличной сети в этом микрорайоне.

Ведущая: Кстати, о продолжении на следующий год. Программа «Столица» заявлена, что она предполагает? Какие мы получим плюсы от ее реализации?

Белышев А.А.: Мы закончили первый этап, который был утвержден до 2016 года. Жизнь продолжается, поэтому те проекты, которые мы видим в развитии этой программы, вошли в новую программу 2022 года, ее объем порядка 18 миллиардов рублей, более 68 объектов улично-дорожной сети. Есть приоритеты, ориентация - на комплексный подход. Там, где должен развиваться жилой комплекс - должна появиться и улично-дорожная сеть, которая обслуживает этот жилой комплекс. Мы предполагаем, что при наличии достаточного финансирования мы будем в состоянии реализовать и значительно улучшить состояние строительства именно новых дорог в Екатеринбурге.

Ведущая: Когда-то стоял вопрос: построят ли второй выезд из микрорайона Компрессорного? Это вошло в программу?

Белышев А.А.: У нас есть проект на организацию второго выезда, весь вопрос в финансировании.

Ведущая: По предварительным итогам интерактивного голосования, большинство нашей аудитории - за муниципально-частное партнерство в развитии городской инфраструктуры. Я думаю, что это правильный вектор. В Екатеринбурге появится совершенно новый интересный объект - парк Коммунаров. Что там будет? Ведь там совершенно разные точки притяжения, как прийти к единому пространственному решению?

Белышев А.А.: Глобальная комплексная реконструкция, которая идет вокруг Центрального стадиона, появление новых профилей улиц изменило и окружающее пространство. За долгие годы мы привыкли, что у нас была там одна улица Репина, проспект Ленина упирался в улицу Московскую, этот сложившийся формат территории жил какой-то своей жизнью. И вдруг такая резкая трансформация! Нужно отдать должное, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб при обходе территории не могли не обратить на это внимание. Было отдельное указание о срочном проведении конкурса по трансформации парка в новых границах.

Ведущая: Вместе с жителями обсудить, что там сделать.

Белышев А.А.: Задача была поставлена: в кратчайший период провести конкурс на отбор концепций. Все семь финальных работ размещены на Информационном портале Екатеринбурга, в соответствии с правилами конкурса у нас есть победитель. Вовлечение горожан - это один из приоритетов конкурса, мы продолжаем диалог, несмотря на его окончание. Сейчас мы начинаем этап проектирования этой территории, за следующий весенне-летний сезон нам надо успеть выполнить весь комплекс работ по реализации.

Телефонный звонок: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Ивановна. Я живу на улице Чкалова. Будет ли реализован проект соединения улиц Чкалова и Шаумяна с Академическим районом?

Белышев А.А.: Мы будем развивать улицу Чкалова в сторону Академического, проект готов, в 2018 году это есть в программе «Столица». Развитие есть и будет. Мы действуем строго по Генплану, его можно увидеть на Официальном портале Екатеринбурга. Можно обратиться непосредственно к нам, покажем всю документацию, информацию по этой программе.

Ведущая: В парке Коммунаров будет бульварное кольцо, что еще интересного можно увидеть уже сейчас?

Белышев А.А.: Нашей задачей было сохранить зеленые насаждения, которые создали особую ландшафтную часть этой территории, создать пешеходно-прогулочную сеть, которая позволила бы себя чувствовать комфортно в городском парке. Появилась идея о единой бульварной пешеходной связи, чтобы можно было гулять, не упираясь постоянно в переходы через дорожную сеть. Идея бульварного кольца есть в концепции победителя и в других работах. Мы это поддерживаем, это приоритет развития парковых пространств, они не должны быть разъединены, должны соединиться. Нужно было это дополнить определенными смыслами. У нас разные категории горожан, это должны быть активные зоны для молодежи, какие-то тихие уголки для молодых мам, пожилых людей.

Ведущая: Учесть интересы всех.

Белышев А.А.: Да, в том числе и маломобильных граждан, парк должен стать доступным, интересным для посещения. Это должно быть организованное освещенное пространство, тогда он будет работать в интересах горожан. Комплекс всех мероприятий надо реализовать, используя часть функциональных предложений, которые пришли в результате конкурса.

Телефонный звонок: Здравствуйте, меня зовут Анатолий Михайлович. Будет ли реконструкция Макаровского моста включена в программу 2017 года?

Белышев А.А.: Да. Эта работа одобрена и уже идет. Уже в декабре мы отыграем торги. В следующем году мы приступим к работам по подготовке к реконструкции Макаровского моста.

Ведущая: Еще вопрос от телезрителей, который пришел на нашу электронную почту: «Как долго продлятся работы по реконструкции Макаровского моста?»

Белышев А.А.: Работы разбиты на три этапа. Мы предполагаем, что это будет до трех лет.

Ведущая: Независимо от чемпионата мира по футболу?

Белышев А.А.: Да, реконструкция такого важного сооружения, как Макаровский мост, не зависит от проведения трехнедельного международного мундиаля.

Ведущая: Вы рассказали, что привлекаете общественность к обсуждению развития территорий, пространства Екатеринбурга. Какая работа сегодня идет, Вы видите отклик жителей?

Белышев А.А.: Если мы говорим о разработке Стратегии пространственного развития, то в течение этого года мы провели несколько этапов. В начале года мы сделали анализ, оценку тех компетенций, которые являются основным потенциалом развития и тех недостатков, которые есть. Мы воспринимаем это как документ, договор общественного согласия. Без вовлечения горожан он был бы неполным, не отвечающим интересам жителей, для которых и делается этот стратегический документ. Главным принципом является вовлеченность горожан. Есть несколько стадий работы с горожанами. Прежде всего, мы отправили больше четырех с половиной тысяч анкет для обратной связи, мы реализовали новый самостоятельный проект «Сто мыслей о Екатеринбурге», его результаты опубликованы в виде книги, где собрано более 250 эссе экспертов, простых горожан, которые работают в разных направлениях. Эта обратная связь позволила нам наметить основные направления стратегии развития Екатеринбурга.

Ведущая: Говоря о парке в районе Дворца молодежи, какие-то идеи горожан были реализованы? Где можно посмотреть окончательный вариант?

Белышев А.А.: Привлекая горожан, мы говорили не о конкретных вопросах, а о том видении, тех ценностях, которые присущи Екатеринбургу, интересны нашим горожанам. Шел разговор, были пожелания по уплотнительной застройке, улично-дорожной сети, проблемах парков, общественных пространств, по проблемам архитектуры, по культурным мероприятиям, по социальным проблемам. Конкретные пожелания мы тоже учитывали как некий контекст. В чем общее видение Екатеринбурга? Какие ценности говорят о нас как о Екатеринбурге, выделяют нас среди других городов Российской Федерации и мира? Каким мы хотим видеть Екатеринбург? До какого уровня, на каких принципах мы хотим развиваться?

Ведущая: Самое главное - это двустороннее общение, отклик жителей. Пришло время подвести итоги голосования. Треть нашей аудитории считает, что бизнес должен заниматься работой по развитию инфраструктуры города, 13 % - что бюджет должен ее реализовывать. Большинство все-таки голосуют за муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство.

Белышев А.А.: Я считаю, что это очень объективный показатель. Такая практика сложилась и в мире, и в Российской Федерации. Мы сегодня внимательно смотрим на другие регионы.

Ведущая: Наверно, так и будут реализовываться все крупные проекты, в том числе и в Екатеринбурге?

Белышев А.А.: Да, мы полагаем, что такое объединение целей, задач и усилий - в интересах всех.

Ведущая: Спасибо большое, вы смотрели «Открытую студию. Екатеринбург». Всего доброго и до встречи!

Белышев А.А.: До встречи!

Фото Антона Буценко

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 12:59
«Безопасные и качественные дороги»: Екатеринбург успешно вошел в программу

Евгений Архипов рассказал о ходе ремонта улично-дорожной сети.

18 сентября 2017, 20:02
Евгений Архипов принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

Он рассказал о ходе ремонта улично-дорожной сети и подвел итоги тестирования повременного тарифа.

14 сентября 2017, 17:11
Ремонт дорог: лабораторный контроль по 14 параметрам

Виктор Юровицкий рассказал о работах на проспекте Ленина.