Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Выставка подтвердит слова Мамина-Сибиряка: «Урал - сокровищница России»

17 февраля 2017, 17:34

Центральная часть выставки «Гений места» - совместная работа авторов, где портрет писателя находится в окружении «Уральских мотивов».

«По народной примете, счастливые люди родятся в сорочке, и мы позволяем перенести это сравнение на Екатеринбург, который в ряду других русских городов занял, с первого дня своего появления на божий свет, совершенно исключительное место. Екатеринбург, который величается тем, что он еще европейский город, есть один из красивейших городов России…»

Так начал свой исторический очерк «Город Екатеринбург» Дмитрий Мамин-Сибиряк в марте 1888 года. Он любил город, с которым связана его творческая судьба, его жизнь и жизнь его героев. Он скучал о нем, став жителем Санкт-Петербурга, и возвращался в него воспоминаниями.

Екатеринбург - центр Урала, маминской «ойкумены», земли обетованной. В центре центра - в Литературном квартале, где в домах-музеях (тогда просто домах) объединенного Музея писателей Урала в разные годы проходили екатеринбургские дни уральского классика, готовятся к знаменательной дате. 6 ноября 2017 года исполняется 165 лет со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1912). Первая юбилейная выставка уже открылась в литературно-мемориальном доме-музее писателя (улица Пушкина, 27).

И дом этот особенный, и выставка. Дом «лично причастен» писателю: он приобрел его для матери и сестры на гонорары от романов «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо», а в 1914 году дочь Елена Дмитриевна (та самая Аленушка из сказок) подарила дом городу. С 1946 года в нем находится маминский музей, первый в музейной семье Литературного квартала. А выставка тем отличается от многих «литературных» экспозиций, что не иллюстрирует произведения Мамина-Сибиряка. Она погружает зрителя в саму атмосферу того места, genius loci которого стал писатель. Она уводит гостей в те городские и природные пейзажи, сумеречные и светлые, которые видел и любил Мамин-Сибиряк. В «ойкумену», повлиявшую на все, что вышло из-под его пера. «Гений места» - выставка живописи двух известных художников Татьяны и Александра Степановых.

Живопись Степановых не заселена золотоискателями, промышленниками, купцами, аристократами, работниками. Это их авторская интерпретация не персонажей романов, рассказов и сказок, а того места на земле, что вдохновляло писателя. Кажется, он только что прошел мимо этих уже тогда старых домов, по екатеринбургской улице. Ему в лицо светило это желтое осеннее солнце на аллее, золотой от листьев, а в глади пруда в Харитоновском парке отразятся его черты. Такие проникновенные тонкие пейзажи создала Татьяна Степанова. А в работах Александра Степанова - бурных, словно вылепленных крупными пастозными мазками - живут почти человеческими страстями ветер, деревья, вода… Мамин это видел, чувствовал? Мамин это видел, чувствовал, - утверждают художники, разгадывая в красках эмоциональную, органическую связь места и гения места.

Центральная часть выставки «Гений места» - совместная работа Степановых, где портрет Мамина-Сибиряка находится в окружении «Уральских мотивов». Темно-зеленые, ультрамариновые пятна пронизывает мерцание - золотых ли самородков, далеких огней будущего… Краски в образ города - вечернего, ночного - словно перекочевали из лесных чащоб, со склонов Уральских гор. Старинная екатеринбургская водонапорная башня стоит на страже по обеим сторонам «мотивов» - узнаваемая и разная на каждом из листов, мудрая, как много переживший человек, и до сих пор красивая, как уральский самоцвет.

Кстати, живопись Степановых дополнена и самоцветами. В первом зале музея, где представлены документы, предметы, фотографии из жизни писателя, расположилась «многоэтажная» витрина. На каждом ее ярусе - прекрасные изделия знаменитого художника-ювелира, удостоенного множества международных наград, Владимира Хахалкина. Они наглядно подтверждают слова Мамина-Сибиряка: «Урал - сокровищница России».

Жизнь писателя в его «ойкумене» бывала и трудной, и горькой. «...Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок», - сетовал Дмитрий Наркисович в письме другу 1889 года.

«Они» - это читатели того времени, внимания которых так ждал писатель. Известность, признание пришли к Мамину-Сибиряку, и все-таки он ясно ощущал недооцененность, недосказанность. Его книги вряд ли и сегодня стоят в ряду бестселлеров, но их читают. Их стоит перечитать - не к юбилею, а для себя. Принять «подарок». В день вернисажа дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка тоже принял подарки. От художников Степановых - тот портрет писателя, что сейчас находится в центре экспозиции «Гений места» и останется в фондах музея. И от Анны Решетниковой, студентки кафедры дизайна интерьера РГППУ (руководитель ее дипломного проекта - доцент Александр Степанов) - декоративную тарелку из сувенирной серии, посвященную, конечно же, Мамину-Сибиряку.

Текст подготовила Екатерина Шакшина («Вечерний Екатеринбург»), фото Алины Шешени

17 февраля 2017, 17:34
Ключевые слова: дом-музей мамина-сибиряка, выставка, живопись

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


24 июля 2017, 18:17
Путин поздравил актрису Мирошниченко с юбилеем

Глава государства особо отметил талант и обаяние именинницы, пожелал ей здоровья и неиссякаемого вдохновения.

24 июля 2017, 13:04
«Стенограффия-2017»: полный список арт-объектов

Изначальный список организаторы дополнили новыми работами.

21 июля 2017, 10:30
Граффити как повод задуматься: в Екатеринбурге появилась исчезающая норка

Своей работой художник высказался в защиту животного.