Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Основы религии в школах нацелены не только на детей, но и на их родителей

28 февраля 2017, 18:33

Задача создателей курса - духовно-нравственное воспитание.

«Пять столБов ислама» - именно так сказала ученикам одна из преподавательниц курса «Основы религиозных культур и светской этики» Другая же на вопрос ребенка «Почему Ветхий Завет называют Ветхим?» не моргнув глазом ответила: «Так книжка же старая!» Предмет преподается в школах с 2012 года (включен в программу 4-го класса), но до сих вызывает жаркие споры.

Об этом поведала на февральском ток-шоу «Разберем на атомы» учитель истории и обществознания одной из школ, в недавнем прошлом - старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин Института развития образования Людмила Лукоянова.

На сей раз на мероприятии, организованном Информационным центром по атомной энергии Екатеринбурга, говорили о вещах, которые находились в 2016 году в центре внимания разных областей наук. Если брать педагогику, то, по словам Людмилы Лукояновой, в числе приоритетных оставалась (и остается!) проблема духовно-нравственного воспитания, частично решить которую и призван этот курс. Почему же он буксует?

Трудности «потерянного поколения»

По мнению спикера, многие взрослые воспринимают «Основы религиозных культур и светской этики» как очередную попытку церкви вмешаться в частную жизнь. Между тем задача создателей курса - вовсе не вовлечение малолетних в религиозную жизнь, а упомянутое духовно-нравственное воспитание. Школьникам предлагается на выбор аж 6 модулей, 4 из которых имеют непосредственное отношение к традиционным религиям России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддисткой культуры», пятый модуль именуется «Основы мировых религиозных культур», а шестой - «Светская этика».

«Как показывает статистика, в Свердловской области предпочтение отдается светской этике, - констатирует учитель истории и обществознания. - Для сравнения: например, во Владимирской и Ярославской областях 90 % детей изучают «Основы православной культуры», свердловчане же делают выбор в пользу более нейтрального, как им кажется, модуля. Хорошо это или плохо, судить не берусь. Такова наша специфика, и с нею надо считаться».

Почему духовно-нравственное воспитание вдруг стало приоритетом? У Людмилы Лукояновой есть ответ и на этот вопрос.

«Родители нынешних школьников в большинстве своем являются представителями «потерянного поколения», - отмечает педагог. - Мы росли во времена, когда прежние ценности были поставлены под сомнение, а новые еще не появились. Теперь нам нечего передать своим детям. Так, во всяком случае, считают авторы инициативы».

Вот почему курс ОРКСЭ нацелен не только на школьников, но и на их родителей. Предполагается, что ребенок, получив на уроке пищу для размышлений, пожелает обсудить услышанное со взрослыми. Таким образом мамы и папы тоже окажутся вовлечены в процесс.

Если семья, то традиционная

В основе предмета лежит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - документ, утверждающий современный национальный воспитательный идеал, каковым является высоконравственный творческий компетентный гражданин России, укорененный в истории своего народа и в традиционных религиях.

В нем же прописаны базовые ценности личности - те ценности, на основании которых возможно существование Российской Федерации как единого государства. Если они не будут производиться в обществе - не будет и государства, предполагают создатели курса.

Людмила Лукоянова перечислила эти ценности: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья (причем традиционная, где есть папа и мама, а не «родитель 1» и «родитель 2»); здоровье (физическое, психическое и социальное); традиционные религии России; наука; труд и творчество; литература и искусство; человечество как ценность, в которой фиксируется этническое многообразие и мирное сосуществование, а также природа (все, что касается экологии и экологического мышления).

«Это первый документ с 1991 года, в котором педагогическое сообщество попыталось договориться, что под чем понимать и куда двигаться в развитии и воспитании детей, - продолжает спикер. - Этим же документом утверждается аксиологический подход в образовании. Суть в том, что о базовых ценностях говорится не только в рамках ОРКСЭ. Например, на уроках химии, физики или биологии можно внедрять в юные головы мысль о ценности научного знания и другом».

Что мешает

Казалось бы, все хорошо. Тем не менее, существует немало «но», которые стопорят весь процесс. Первое «но» - это критическое отношение к предмету со стороны большинства родителей. Впрочем, с этим можно попытаться бороться, считает педагог. Например, с помощью активной информационной кампании: многие взрослые выступают против, даже не удосужившись ознакомиться с целями и задачами курса.

Есть и другие причины. В их числе Людмила Лукоянова упомянула и неграмотность некоторых педагогов (отсюда и «столБы ислама»). Все 6 модулей должен освещать один человек, и этот человек - учитель начальных классов. Да, педагогов отправляют на курсы повышения квалификации, но за 72 часа освоить огромный массив информации просто нереально!

Вести этот предмет должны историки, считает она. Следующее «но» лежит глубже - в личности самого учителя. «В педагогику идут, как правило, люди, которые испытывают большую потребность во власти, - делится наблюдением спикер. - Перед тобой сидят 25 детей, и все они находятся в твоем подчинении. Если кто-то не подчиняется, учитель может применить различного рода санкции - от замечания и «двойки» за поведение до вызова родителей в школу, педсовета, обращения в службу опеки и так далее. Далеко не всегда примененные санкции справедливы. И дети, несмотря на возраст, прекрасно это понимают. Может ли говорить о ценностях человек, который сам не является их носителем? Вопрос риторический».

Добавим к этому немалую нагрузку педагогов, их особое восприятие нововведений в сфере образования, которых в последние годы слишком много… В общем, все сложно.

К слову, недавно в школьную программу вошел еще один предмет, основанный все на той же Концепции, - «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который является обязательным для учащихся 5-9-х классов. И несмотря на то, что курс прописан во всех нормативных документах, методики преподавания, по сути, еще нет, констатирует педагог.

С другой стороны, это дает учителям некий простор для творчества. И… открывает для них новые возможности. Людмила Лукоянова, например, начала работать над учебником, одна часть которого будет посвящена традиционным религиям России, а другая - этнокультурным особенностям Свердловской области.

Текст подготовила Надежда Баяндина («Вечерний Екатеринбург»), фото ТАСС

28 февраля 2017, 18:33
Ключевые слова: религия, школы, православие, иудаизм, ислам, буддизм

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:

21 апреля 2017, 17:38
Лидеры инноваций в образовании: в список вошли екатеринбургские педагоги

Карта - это сеть, которая объединяет людей по их рекомендациям.

21 апреля 2017, 11:57
Что нужно знать абитуриенту-2017?

Представители вузов и ссузов рассказали, как будет проходить приемная кампания.

21 апреля 2017, 9:17
Как правильно: вилок или кочан капусты?

Эти слова обозначают разные стадии «жизни» капусты.