Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Краса родной земли в миниатюре: что посмотреть на выставке лакирного дела?

10 марта 2017, 11:20

Два века России уместились в работах мастеров первых лакирных фабрик.

Выставка «Лакирное дело. Русская лаковая миниатюра XIX-ХХ веков» в Музее изобразительных искусств (улица Воеводина, 5) предметно знакомит с историей уникального художественного промысла с истинно национальным колоритом.

Поговорку «Начать от печки» на этой выставке придется перефразировать: все началось «от козырька». Московский купец Петр Коробов начал свое лакирное дело именно с козырьков из папье-маше для воинских фуражек и киверов, которые сверкали черным лаком на солнце не хуже сабель. В Европе тем временем вошли в обиход табакерки, украшенные рисунками. Предприимчивый купец, знающий падкость соотечественников на чужеземную моду, стал по-своему внедрять ее на родных просторах с 1793 года. И не ошибся: расписные лаковые изделия из папье-маше сразу понравились и раскупались влет.

Два века России уместились в миниатюрах мастеров первых лакирных фабрик Лукутиных (наследников Коробова) и Вишняковых и сформировавшихся позже центров этого промысла, существующих по сей день, - знаменитых Федоскино, Палеха, Холуя, Мстеры. Библейские сюжеты сменяются хороводами, тройками, пирами, сказочными сюжетами. А во второй половине ХХ века являются покорители космоса, похожие по русской лакирной традиции на былинных богатырей. Так, с этой лакированной вещицы палешанина Бориса Кукулиева гостям улыбается первый космонавт.

Два века России, два ее мира - дореволюционный и советский - запечатлены в лаковых миниатюрах на шкатулках, коробочках, пудреницах, панно, кошельках, бисерницах и даже шашках. Эти «шайбочки» из папье-маше созданы в первой половине XIX века. Каждая из них пленяет индивидуальным «портретиком» доброго молодца и красной девицы.

Куратор выставки, заведующая отделом художественного металла Музея изобразительных искусств Ксения Гилева рассказала, как развивалось лакирное дело в России, остановившись у этой витрины «лукутинских лаков», производства, которому вместе с «вишняковскими лаками» суждено было в ХХ веке стать славным Федоскино. Но сначала на отлакированную поверхность просто приклеивали картинку и снова покрывали лаком. А потом перешли к росписи непосредственно поверхности готового изделия все из того же вручную созданного материала, легкого и недорогого. Портреты простолюдинов и русских царей, копии известных картин, бытовые сцены из народной жизни и барских развлечений. Любимые во все времена сказки и образы своего конкретного времени. Здесь нет авторских подписных работ, «авторство» принадлежит владельцу фабрики.

А вот в «советском» зале художники, запечатлевшие в миниатюре героев русских сказок, былин, великих писателей и артистов, эпизоды новой жизни, новых героев названы пофамильно. «Лакирное дело…» - музейная выставка из частной коллекции. Сам коллекционер, москвич Илья Сбруев представил несколько редких экземпляров своего обширного собрания. Тарелка с «краснознаменной» росписью и шкатулка с ленинским портретом выполнены в 1923 году художником из Мстеры Александром Брягиным. Это, пожалуй, единственные экземпляры росписи по дереву, представленные на выставке. Мастер попробовал и… отказался от этого материала, снова обратившись к «холсту» из папье-маше. Довольно большая шкатулка с изображением жанровой картины создана в 1937 году палехским мастером Иваном Вакуровым. Барышня в матроске спряталась среди деревьев и наблюдает, как юный рыбак в простецкой одежонке сильным ударом сбрасывает в воду заносчивого щеголя. Оказалось, это не картина, а иллюстрация на папье-маше к роману Николая Островского «Как закалялась сталь»: Тоня Туманова, Павка Корчагин, Виктор Лещинский…

Федоскинская миниатюра выполнялась масляными красками, а вот в Палехе, Холуе, Мстере, издавна славившихся своими иконописцами (богомазами по-старинному), остались верны темпере. Со временем утилитарность всех этих портсигаров, коробочек, чайниц, лотков ушла на второй план. На первый вышло виртуозное мастерство, с которым выполнены эти предметы из коллекции музейного достоинства. Удлиненные пропорции, изящество фигур персонажей, летящие складки плащей и платьев, прописанность деталей (под лупой!), особый свет - эта лакированная сказочность осталась на все времена.

Надеть бы тот кивер с черным лаковым козырьком, с которого все началось. И «взять под козырек» - отдать честь лакирных дел мастерам двух веков, сохранившим в миниатюре красу родной земли.

Текст подготовила Екатерина Шакшина («Вечерний Екатеринбург»), фото Алины Шешени

10 марта 2017, 11:20
Ключевые слова: выставка, музей изо

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


26 мая 2017, 16:28
«АртПоколение»: марафон художественного образования завершится гала-концертом

Он объединяет все проекты, мероприятия, конкурсы и фестивали различных уровней системы художественного образования столицы Урала.

26 мая 2017, 12:34
Бульвар Культуры в эту субботу полностью оправдает свое наименование

The Beatles Fest соберет известные группы Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.