Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Центр защиты потребителей предельно ясно объясняет горожанам их права

14 марта 2017, 11:56

Янина Голубева рассказала, как в городе обстоит ситуация по спорам с поставщиками товаров и услуг.

Директор МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» Янина Голубева рассказала, как в городе обстоит ситуация по спорам с поставщиками товаров и услуг.

В ближайшую среду, 15 марта, весь мир отметит День защиты прав потребителей. Не станет исключением и Екатеринбург: в многолюдном городе с оживленной торговлей и развитой сферой услуг конфликтные ситуации между продавцами и потребителями исчисляются тысячами.

- Янина Владимировна, с чего началась работа учреждения?

- Первоначально мы существовали в виде комитета в составе Администрации Екатеринбурга. Затем центр был выделен в самостоятельное муниципальное бюджетное учреждение, которое было создано Администрацией города для осуществления полномочий по организации и руководству системой защиты прав потребителей в муниципальном образовании «город Екатеринбург», установленных статьей 37 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» и статьей 44 закона РФ «О защите прав потребителей».

- На что чаще всего жалуются екатеринбуржцы?

- Если говорить о товарах, то первое место вот уже несколько лет удерживает торговля сотовыми телефонами. Ненадлежащее качество, нарушение сроков ремонта, отказ в возврате товара… Жалуются и на прочую бытовую технику, и на торговлю иными товарами, но гораздо реже. Что касается услуг, то здесь лидирует сфера ЖКХ. После новогодних праздников количество таких обращений увеличилось - граждане не понимают принципа начисления платежей. В последнее время появились две новые болевые точки: жалобы на медицинские услуги и на юридические услуги. Не выходит из «топа» сфера кредитования…

- Жалуются на качество услуг или их навязывание?

- Если вести речь об обращениях, связанных с медицинскими услугами, это в первую очередь навязывание услуг. Людей массово обзванивают, приглашают на презентацию якобы медицинской продукции или на бесплатную медицинскую консультацию, и после такой презентации или консультации люди выходят с кредитными договорами на десятки тысяч рублей. Зачастую мошенники проникают в подъезд, собирают жильцов-пенсионеров на собрания и очень грамотно их обрабатывают: сперва рассказывают о новшествах в сфере ЖКХ, много и подробно говорят о льготах для пожилых людей, а потом навязывают псевдомедицинские приборы, которые вообще не работают или не приносят заявленного результата. Цена таких приборов немалая. Мошенники умело входят в доверие, представляясь сотрудниками Администрации города или района, управляющей компании, социальных служб… Чтобы не стать жертвой таких «продавцов», я призываю не впускать незнакомых людей в подъезды, в квартиры, а если такое стихийное собрание все же состоялось, тут же сигнализировать в полицию, в том числе и своему участковому. Я убеждена, что номер его телефона всегда должен быть под рукой. Если люди все же отдали деньги и стали обладателями совершенно ненужного им товара, милости просим к нам: во многих случаях при своевременном обращении деньги удается вернуть.

- Наверно, также обстоят дела и в сфере кредитования?

- Да, на рынке работает немало организаций, которые ведут агрессивную маркетинговую кампанию по навязыванию займов и кредитов. Подчас неадекватно работают коллекторы. Мы разъясняем горожанам, что они не обязаны брать на себя чужие кредитные обязательства, что при взыскании долгов кредиторы должны соблюдать жесткие требования законодательства. Также мы рекомендуем обращать внимание на различные дополнительные услуги, которые могут скрываться в объемных текстах договоров (это могут быть договоры страхования, сертификаты на юридическое или медицинское обслуживание). Помните, что никто не вправе навязывать вам товары или услуги.

Как ни странно, мало жалоб на микрокредитование. Возможно, люди просто не понимают, что могут найти защиту в случае завышения процента или агрессии со стороны коллекторов. Призываю: приходите, будем искать способ отстоять ваши интересы.

- Вы сказали, что также участились жалобы на юридические услуги. Расскажите об этом подробнее.

- В Екатеринбурге появились организации, которые берутся за деньги консультировать потребителей. Нас настораживает, что некоторые откровенно стараются мимикрировать под наш центр. Другие, представляясь, используют наименования надзорных органов. Как это работает: к ним обращаются потребители, которые полагают, что их права ущемлены продавцом. Даже если это не так, их все равно убеждают подавать претензии, обращаться в суды, берут плату за консультирование, за составление различных жалоб (в прокуратуру города и района, в Администрацию города и района, в несколько надзорных органов), за написание черновика иска. Стоимость таких услуг немалая. В результате, не получив результат, потратив деньги на юридические услуги, люди обращаются в наш центр, но уже имея не только конфликт с предпринимателем, продавшим товар или услугу, но уже и с этой юридической фирмой. Люди жалуются - как же так, ведь нам обещали стопроцентный результат?! Мы всегда четко разъясняем гражданам их права, разъясняем нормы закона, и если специалист МБУ не усматривает нарушения прав, то без стеснения об этом говорит потребителю. Обращаю внимание всех екатеринбуржцев: муниципальный центр защиты прав потребителей ведет прием граждан по одному адресу: на Малышева, 31 «а», никаких филиалов у нас нет. Мы не направляем потребителей в какие-либо юридические фирмы. Наши юристы ведут прием с 09:00 до 17:00 в понедельник, вторник и четверг (перерыв с 13:00 до 14:00). Наши услуги для потребителей абсолютно бесплатны. Принимаем всех, никому не отказываем, даже иногородним.

- Вы оказываете только консультации?

- Консультируем, помогаем оформлять претензии, жалобы, помогаем составить полный пакет документов для обращения в судебные инстанции. Отмечу, что муниципальная система защиты прав потребителей в Екатеринбурге функционирует более 20 лет, наша деловая репутация хорошо известна и в Екатеринбурге, и далеко за его пределами. Многие муниципальные образования, как крупные, так и малые, перенимают у нас опыт создания и функционирования системы защиты прав потребителей.

- Сколько людей центр принимает в среднем за год?

- Судите сами: за два месяца 2017 года мы очно приняли более 600 человек. С января начали новую для себя практику онлайн-консультирования - по электронной почте potrebitel_ekb@mail.ru, через Официальный портал Екатеринбурга, где есть раздел «Защита прав потребителей». За два месяца, даже с учетом того, что январь, как известно, месяц неполный с точки зрения организации работы, дали около 200 консультаций в электронной форме. Отрадно, что эта форма оказалась очень удобной для людей с ограниченными возможностями. Консультирование граждан осуществляют пять высококвалифицированных юристов, нагрузка, сами понимаете, велика. Но мы стараемся оказать помощь и поддержку каждому обратившемуся.

- Вы рассказали об онлайн-консультировании. Это единственное новшество в вашей работе?

- В этом году мы запускаем несколько таких пилотных проектов. В частности, проводим дни открытых дверей. Ближайший - 14 марта, с 09:00 до 17:00. Воспользоваться предоставленной возможностью смогут не только екатеринбуржцы, но и жители соседних городов.

Кроме того, 15 марта состоятся бесплатные консультации для представителей малого и среднего бизнеса. Прием пройдет с 09:00 до 16:00 (перерыв с 13:00 до 14:00). Желающие записаться заранее на конкретное время могут сделать это по телефонам: +7 (343) 371-42-45 и +7 (343) 371-53-48.

- В разговоре мы уже несколько раз коснулись такой интересной темы, как потребительский экстремизм, выражаясь бытовым языком…

- Мы говорим о злоупотреблении правом со стороны потребителей. Такое тоже случается нередко, во многих случаях - по незнанию, хотя подчас имеет место и сознательное злоупотребление. Мы такие случаи не поощряем. Не критикуем обратившегося, но и не оказываем ему помощь. Наша задача - предельно ясно объяснить человеку его права. Нужно отметить, что грамотность потребителей в настоящее время растет.

Государство придерживается мнения, что потребитель - более слабая сторона в возможном конфликте с предпринимателем, поэтому законодательство в этой сфере постоянно меняется в сторону повышения защищенности простого гражданина. В последнее время много изменений коснулись работы банков, коллекторской деятельности, сферы ЖКХ. Состояние дел в сфере нашей деятельности становится все более цивилизованным, и это не может не радовать.

Беседу вел Дмитрий Мигалин («Вечерний Екатеринбург»), фото предоставлено службой информации «Город FM 107,6»

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


19 октября 2017, 14:51
Интервью на «Город FM 107,6»: значимость «ЭКСПО-2025» для Екатеринбурга

Гостем студии станет депутат Владимир Смирнов.

18 октября 2017, 9:41
Прямой эфир на «Город FM 107,6»: «Утро с Иннокентием Шереметом»

Главными темами передачи станут поправки в закон о курении, торговля алкоголем и страсти вокруг «Матильды».

17 октября 2017, 13:35
Интервью на «Город FM»: после ЧМ-2018 Екатеринбургу достанется бесценное наследие

В эфире радиостанции выступил депутат гордумы Дмитрий Сергин.