Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

История: 90 лет назад в густом лесу началось возведение Уралмашзавода

15 марта 2017, 13:59
История: 90 лет назад в густом лесу началось возведение Уралмашзавода

История преприятия насчитывает много славных вех.

Первую сосну на площадке будущего Уралмашзавода строители срубили 15 марта 1927 года.

Завод, безусловно, является одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения в России. Его история насчитывает много славных вех - предприятие вложило огромный вклад в победу над фашизмом, способствовало экономическому становлению страны.

Строительство крупного завода тяжелого машиностроения на Урале было заложено в самые первые планы возведения новых заводов, о нем говорили еще в конце 1925 года. В апреле 1926 года Главное управление государственной металлической промышленности (Главметалл) Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) отпустило финансирование на составление проекта Свердловского машиностроительного завода.

Первоначально для его размещения рассматривались Верх-Исетсткий металлургический завод, Нижний Тагил и даже Челябинск. Но в результате тщательных экономических расчетов строительная площадка была определена за северной окраиной Свердловска. Основным аргументом в пользу такого решения стали залежи торфа, который предполагалось использовать в качестве топлива. Для возведения завода тяжелого машиностроения и соцгорода был выделен участок земли 1748,8 гектара неподалеку от важного железнодорожного узла, станции Свердловск-1, вблизи источников водоснабжения - озера Шувакиш и Верх-Исетского пруда.

Проект в это время дорабатывался и был готов к 1 июня 1928 года, когда его вынесли на заседание Главметалла ВСНХ СССР. Проект был утвержден на этом заседании. Согласно ему, новый завод должен был состоять из трех основных производств: металлургического, то есть производства чугунного и стального литья; горячей обработки, то есть изготовления прессованных деталей, а также термической обработки металла; и холодной обработки, то есть механической обработки металла. В составе завода планировалось построить 9 основных цехов, 24 вспомогательных цеха, а также собственную электроотопительную и газогенераторную станции.

2 марта 1928 года Президиум Совета народного хозяйства создал строительную организацию - Уралмашинострой во главе с членом Центрального Исполнительного Комитета СССР, членом бюро Уральского обкома ВКП(б) Александром Петровичем Банниковым. Главным инженером строительства был назначен Владимир Федорович Фидлер.

Уралмаш строился в лесу, на старых фотографиях запечатлены деревенские мужики, обутые в лапти, в посконных рубахах, с топорами и лопатами. Именно благодаря их упорному труду всего за пять лет был построен один из крупнейших в мире заводов тяжелого машиностроения. Для ускорения темпов строительства завода, была объявлена специальная акция, проходившая под лозунгом «На штурм!». Тогда рабочие работали по 12-14 часов, чтобы до наступления холодов закончить все необходимые земляные работы.

Строительство Уралмаша велось необычным до тех пор способом: производственное оборудование монтировалось одновременно с возведением цеховых корпусов. Для монтажа оборудования, в виду отсутствия кранов, использовались традиционные катки и рычаги. Это позволило вводить основное производство в эксплуатацию в установленные правительством фантастические сроки. 15 июля 1928 года был заложен Уралмашзавод. Открытие завода состоялось 15 июля 1933 года, в 14-ю годовщину освобождения Урала от Колчака.

По мере возведения завода самостоятельно решался огромный ряд проблем, связанный с нуждами строительства. Одновременно с Уралмашем строится лесопильный, кирпичный завод, сооружаются каменоломни, осваивается добыча песка из песчаных карьеров, строятся питьевые и промышленные водопроводы, бурятся скважины, возводятся новые дома, магазины, столовые, создаются подсобные хозяйства. Таким образом, строился не завод, а целый город.

Уралмаш внес огромный вклад в индустрию бурно развивающейся страны. За восемь довоенных лет на УЗТМ было изготовлено оборудование для 18 доменных печей, 70 прессов, 170 дробилок и мельниц, 13 прокатных станов, 20 агломерационных машин, первые отечественные карьерные экскаваторы.

В годы Великой Отечественной войны Уралмашзавод выпустил 30 тысяч орудий полевой и танковой артиллерии, изготавливал бронекорпуса, а затем освоил и полный цикл производства танков и самоходок. В 1950-80-е годы блюмингами, прокатными станами, а затем машинами непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) с маркой «УЗТМ» оснащались все металлургические комбинаты СССР и стран Восточной Европы. 12 тысяч карьерных гусеничных и 250 шагающих экскаваторов использовались при открытой добыче полезных ископаемых на всей территории СССР. 14,5 тысячи буровых установок осваивали нефтяные и газовые месторождения.

Текст подготовил Дмитрий Мигалин (телефон +7 (343) 354-56-51), фото www.yandex.ru

15 марта 2017, 13:59
Ключевые слова: уралмашзавод, история, промышленность

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 14:53
Екатеринбург примет участие в аукционе в поддержку людей с ОВЗ

Город выставит картину, средства от продажи которой будут направлены на социализацию людей с инвалидностью.

17 ноября 2017, 17:42
Кремль дал старт конкурсу разработок, которые будут внедрены на «ЭКСПО-2025»

Проекты-победители получат финансовую поддержку в реализации идей и будут реализованы на Всемирной выставке.

17 ноября 2017, 15:17
Станислав Мошаров: «ЭКСПО» - толчок к высокоскоростной магистрали

Председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров поддерживает заявку Екатеринбурга на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2025»