Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Медиаторы помогут: решение конфликтов студентов выходит на новый уровень

21 марта 2017, 18:12
Медиаторы помогут: решение конфликтов студентов выходит на новый уровень

Инициативу проявил Кировский район.

Медиаторы могут появиться в общежитиях при колледжах и техникумах Кировского района.

И - нет, речь не о приспособлениях для игры на гитаре, как, возможно, кому-то подумалось. А о посредниках для урегулирования конфликтов. В некоторых школах такие уже практикуют, но в учреждениях среднего профессионального образования (УСПО) вы вряд ли их встретите. И это, по мнению участников семинара по применению восстановительных технологий, - большое упущение. Семинар организовали для представителей УСПО Администрация Кировского района, территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также АНО «Уральский центр медиации».

Конфликты в образовательных учреждениях были всегда. Но только в 2011 году появился ФЗ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». И лишь два года назад так называемые службы примирения, которые курируют те самые медиаторы, начали создаваться на базе школ. По словам директора центра медиации Ольги Махневой, на сегодняшний день в Свердловской области действует порядка 400 школьных служб примирения. Неужели проблема настолько обострилась?

«Нельзя сказать, что обострилась, просто на конфликты взглянули по-новому, - считает Ольга Павловна. - Возьмем для примера один из них: забрал один ученик у другого портфель. Учитель говорит: «Нехорошо, верни». Портфель возвращается хозяину, и на этом конфликт, как правило, исчерпывается. В более серьезных случаях участников спора могут вызвать к директору, на педсовет, к инспектору по делам несовершеннолетних и так далее. Но! Не исключено, что ситуация повторится, ведь профилактики как таковой не было. Медиатор - это человек, который выясняет мотивы того или иного поступка, помогает участникам спора услышать друг друга, налаживает между ними конструктивное взаимодействие и тем самым позволяет минимизировать риск рецидива».

Ольга Махнева привела пример из собственной практики: мальчишка стащил у пожилой женщины кошелек. В рамках обычного правосудия его бы приговорили к реальному наказанию. В рамках восстановительного все ограничилось беседой. У пенсионерки спросили: действительно ли потеря кошелька для нее значима? И выяснили: да, но не потому, что у нее маленькая пенсия, а потому что кошелек - память о внуке, который его подарил и который живет сейчас за границей. Юному правонарушителю попытались донести значимость ущерба понятным ему способом - на примере любимой игрушки: мол, представь, что ты ее лишился, будет ли тебе обидно? Такой подход, считает медиатор, увеличивает шансы достучаться до обоих участников конфликта.

Умение говорить с людьми на их языке - одно из главных качеств посредника. Вот почему костяк службы примирения составляют обучающиеся: в школах их набирают из старшеклассников. Но куратором обязательно выступает взрослый (как правило, учитель), прошедший обучение по специальной программе и овладевший навыками медиатора.

Ожидается, что с каждым годом все больше школ будет обзаводиться собственными службами примирения, но только в Кировском районе задумались о том, чтобы внедрить их в колледжах, техникумах и училищах.

«На территории нашего района находится 11 учреждений среднего профессионального образования - такого количества нет больше ни в одном другом районе. И по возрасту большинство учащихся УСПО ничем не отличаются от учащихся 10-11-х классов, то есть это еще незрелые молодые люди, у которых много амбиций, но мало жизненного опыта для урегулирования конфликтов, - отмечает начальник отдела по работе с общественными организациям, СМИ и молодежной политике Администрации Кировского района Наталья Гулаенко. - Более того, многие учащиеся живут в общежитиях, где поводов для конфликтов гораздо больше, чем в образовательном учреждении. По этой причине мы и инициировали проведение семинара, на котором обсудили возможность использования восстановительного подхода в УСПО и особенно в общежитиях».

Присутствующая на семинаре замдиректора по воспитательной работе Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа Елена Билюшова подтвердила: большинство конфликтов вспыхивает на бытовой почве.

«Был у нас случай, когда один мальчик настолько болезненно относился к тому, что кто-то другой мог взять его личную вещь, что, уходя из комнаты, надевал на дверцу пенала наматрасник. А его соседи обижались: мол, мы же не воры какие. Или другой случай: в одной комнате поселились четверо ребят, причем двое из них - чистюли, а два других, напротив, грязнули. Мальчишки не смогли между собой договориться и провели посередине комнаты границу: в одной части, где жили чистюли, был всегда порядок, а в другой - бардак. И таких примеров - масса! - утверждает Елена Викторовна. - Конечно, у нас в общежитии есть так называемый бытовой совет, где разрешается часть споров. Есть учащиеся, выступающие в роли «громоотводов», к которым бегут за помощью в разрешении конфликта. Вот их в перспективе и можно было бы включить в состав службы примирения. Главное - «вооружить» специальными знаниями и навыками».

По информации Натальи Гулаенко, Администрация района приняла решение пригласить профессионального посредника на традиционные трехдневные волонтерские сборы, который пройдут на базе ЕКТС в сентябре. Медиатор поделится с заинтересованными учащимися УСПО секретами мастерства. А они уже применят полученные знания по урегулированию конфликтов по назначению: непосредственно в учреждении либо в общежитии. Да, это не служба примирения в ее полноценном варианте, но уже кое-что. Любая, даже самая длинная дорога начинается, как известно, с первого шага.

«Посредники актуальны еще и потому, что в современном мире многие начали злоупотреблять имеющимися у них правами. Чуть что - бегут в полицию, в прокуратуру, в суд. В результате обычный конфликт, который можно урегулировать мирным путем, рискует обернуться уголовным преследованием и поставить на чьей-то жизни крест. Вот почему так важно научить людей конструктивному взаимодействию», - резюмирует Ольга Махнева.

По словам председателя территориальной комиссии Кировского района по делам несовершеннолетних и защите их прав Елены Махаевой, в 2016 году рассмотрено 107 административных протоколов в отношении юных кировчан.

Основное число детей, обсуждаемых на заседаниях комиссии, по-прежнему составляют учащиеся школ, но есть среди правонарушителей и студенты колледжей: таких в прошлом году было 72.

Среди правонарушений, которые совершают несовершеннолетние, лидируют так называемый шоплифтинг - мелкие хищения в торговых центрах; распитие спиртных напитков; курение в общественных местах; пропуски занятий без уважительной причины, побои и драки.

«Безусловно, ребенок, совершивший общественно опасное деяние, должен понести ответственность: обсуждение на комиссии по делам несовершеннолетних, постановка на профилактический учет в ПДН, внутришкольный учет. А если он старше 11 лет и совершает противоправные действия неоднократно, с тяжкими последствиями, то по решению суда может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Увы, конфликт при этом часто остается не разрешенным. Считаю, что службы примирения могут оказать комиссиям по делам несовершеннолетних большую помощь в данном вопросе. И создавать их нужно не только в школах, но и в учреждениях среднего профессионального образования, - убеждена Елена Дмитриевна. - Да и в вузах они, пожалуй, тоже не помешают».

Текст подготовила Надежда Баяндина («Вечерний Екатеринбурга»)

21 марта 2017, 18:12
Ключевые слова: кировский район, студенты

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:

7 декабря 2018, 13:03
К нам едет…Елка!

Передачу праздничного дерева в распоряжение горожан осуществит лично Дед Мороз.

7 декабря 2018, 12:24
Октябрьский район – лидер рейтинга качества воды в ноябре

Качество живительной влаги контролируют на всех этапах более чем по 80 показателям.