Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

«Пилот был во власти иллюзий»: СМИ узнали о новой версии крушения Ту-154

25 марта 2017, 11:39
«Пилот был во власти иллюзий»: СМИ узнали о новой версии крушения Ту-154

Системы управления самолетом вплоть до столкновения с водой работали в штатном режиме.

Причиной катастрофы самолета Ту-154Б-2 Министерства обороны РФ, рухнувшего в Черное море 25 декабря 2016 года после взлета из аэропорта Адлера, может быть названа потеря пилотом ориентировки в пространстве, происшедшая из-за иллюзий, пишет Коммерсантъ.

Согласно этой версии, потеряв ориентиры на земле после взлета, пилот стал управлять машиной, ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения. По мнению участников расследования, лишь иллюзорное восприятие действительности могло заставить опытного летчика направить машину в смертельное пике с креном в 55 градусов.

«Реконструированная специалистами по показаниям параметрического самописца схема последнего полета Ту-154 оказалась довольно необычной, - поясняет издание. - Вылетевший с аэродрома Адлера на российскую базу в Сирии лайнер благополучно оторвался от полосы и начал набирать высоту в штатном режиме. Через несколько секунд после взлета второй пилот Александр Ровенский убрал шасси, доложив об этом командиру Роману Волкову, а затем по его же команде приступил к уборке выпущенных закрылков. С ними тоже не возникло никаких проблем».

Зафиксированная же речевым самописцем эмоциональная фраза Романа Волкова о закрылках, как полагают специалисты, не свидетельствовала о какой-либо неисправности рулей, а была произнесена командиром походя. Возможно, майор чуть запоздал с командой на их уборку и эмоционально укорил сам себя. Как сообщил близкий к расследованию источник, все без исключения системы Ту-154 до самого столкновения с водой реагировали на управляющие действия экипажа своевременно и штатно. Примерно через 60 секунд после отрыва от полосы Ту-154 находился на расчетной высоте около 250 метров, двигался с нормальной скоростью порядка 360-370 километров в час и начал запланированный правый разворот. Однако маневр не был завершен - управляющий самолетом Роман Волков, вместо того чтобы продолжать набор высоты, неожиданно отправил его в пике. Самолет, как показали самописцы, восемь секунд стремительно снижался, заложив за это время крутой вираж влево.

Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине - лишь на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: «Командир, мы падаем». Спасти машину и 92 находившихся на ее борту человек экипаж уже не мог. До катастрофы оставались мгновения, но экспертов удивило то обстоятельство, что на предупреждение штурмана пилоты даже не среагировали. Во всяком случае параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя».

Столь странное поведение управляющего летчика, по мнению участников расследования, может объясняться спецификой ночного вылета из Адлера.

«Через несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру», - так охарактеризовал его один из авиаэкспертов.

Стремительное исчезновение всех ориентиров при выходе самолета в воздушное пространство над ночным морем, как полагают специалисты, представляет опасность для пилота, поскольку в этот момент инстинкт самосохранения подталкивает его к тому, чтобы дистанцироваться от показаний приборов и ориентироваться на команды своего вестибулярного аппарата. В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий. Так, например, ускорение по курсу или кратковременное попадание самолета в восходящий воздушный поток создают у пилота полное ощущение задравшегося носа машины, и он переводит ее в режим пикирования. По данным мировой статистики авиакатастроф, из-за потери пространственной ориентировки происходит каждая десятая из них.

По версии участников расследования, о том, что пилот, управлявший Ту-154 в Сочи, находился в иллюзорном состоянии, косвенно свидетельствуют графики крена и тангажа лайнера в последние секунды полета, построенные по данным параметрического самописца. Их линии имели не плавную, характерную для полета по приборам, а как бы «дрожащую» форму, свидетельствующую о том, что летчик подчинялся командам своего вестибулярного аппарата и постоянно корректировал штурвалом положение машины в пространстве. Большинство участников расследования расценили это как свидетельство иллюзии, однако некоторые военные эксперты объяснили перепады неисправностью системы регистрации параметров. Для устранения противоречий военным специалистам и пришлось привлекать коллег из Межгосударственного авиационного комитета.

Другим аргументом противников иллюзии стала неисследованная, по их мнению, роль второго пилота Александра Ровенского, который, очевидно, наблюдал за развитием критической ситуации на борту, не вмешиваясь в нее. По мнению скептиков, у двух пилотов сразу иллюзии возникнуть не могли. Сторонники же теории потери ориентации объясняют безынициативность Александра Ровенского проще: по их версии, на споры у летчиков не было времени, а отобрать управление у более опытного майора Волкова он, видимо, не решился.Стоит отметить, что, несмотря на противоречивые мнения участников расследования, все они сходятся в одном: объяснить приводнение исправного самолета под контролем опытного военного пилота чем-либо иным, кроме как потери им ориентировки в пространстве, будет крайне сложно. В пользу «иллюзорной» версии катастрофы косвенно свидетельствуют и рекомендации для пилотов гражданской авиации, опубликованные МАК по результатам последних проведенных комитетом расследований. В этом документе столкновение с землей в управляемом полете «в условиях отсутствия видимости и ориентиров» называется одной из основных причин происшедших в гражданской авиации в последнее время катастроф. В связи с этим в рекомендациях предлагается провести исследования по изучению «механизмов возникновения и действия соматогравитационных иллюзий» у летчиков.

Фото EPA

25 марта 2017, 11:39
Ключевые слова: авиакатастрофа, сочи

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 17:56
Юные горожане отметили День Героев Отчества на лыжах

Также ребята встретились с ветеранами, которые рассказали о подвигах в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня, 15:00
Молодежный форум раскроет опыт добровольческих инициатив

Цель форума – содействие качественному росту добровольческого движения в Екатеринбурге.

Сегодня, 14:30
«Открытая регистратура»: очередей больше не будет

Татьяна Савинова рассказала радиослушателям о реализации проектов «Бережливая поликлиника» и «Открытая регистратура».