Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

«Салют» покажет отреставрированные фильмы Андрея Тарковского

28 марта 2017, 13:24

В программу вошли картины, снятые до переезда режиссера в Италию.

Кинотеатр «Салют» и компания «Иноекино» предоставят екатеринбургским зрителям уникальную возможность увидеть отреставрированные версии четырех фильмов Андрея Тарковского на большом экране.

В программу вошли фильмы, снятые до переезда Тарковского в Италию: «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Андрей Тарковский - не только «символ» и культовая фигура для отечественного кино, уже при жизни признанный классиком, но и «живой», волнующий автор, фильмы которого обладают уникальной фактурой и атмосферой, цепляющей современного зрителя так же, как и 40-50 лет назад.

Практика реставрации картин, снятых на пленку, в России существует довольно давно и реализуется, в основном, на базе московской киностудии «Мосфильм». Восстановление классических советских фильмов - своеобразная попытка удержать и сохранить пленочное кино с помощью современных технических средств. Процесс этот сложный и долгосрочный. Главный инженер Киноконцерна «Мосфильм» Игорь Богдасаров так описывает процедуру восстановления: «Все начинается с поиска исходника и его анализа. Мы пытаемся сделать так, чтобы картина соответствовала задумке ее создателя, выглядела именно так, как он бы этого хотел. Дефектов может быть множество - и искривление продольное, и искривление поперечное, и смещение перфорации. Это сложный процесс с массой вовлеченных в него людей и сложной аппаратуры. Мы сканируем все кадры, каждый из которых может быть разным по цвету. Мы считали - в некоторых кадрах было по тысяче артефактов. Это все делается автоматически, но мы предпочитаем работать вручную, иначе можно удалить что-то важное, несущее смысл».

Не упустите возможность - не важно, видели вы эти фильмы или будете смотреть впервые - большой экран, отличное качество звука и изображения, которое было достигнуто путем тщательной работы множества профессионалов и консультантов - опыт, который стоит того, чтобы выбраться в кино.

Андрей Рублев (СССР, 1966). 1 апреля. Начало в 18:00

Фильм описывает средневековую Русь в начале XV века - с 1400 по 1423 год, увиденную глазами монаха-иконописца Андрея Рублева. Мир, выстраиваемый Тарковским, наполнен анахронизмами и неожиданными для канонического представления о средневековье деталями - и именно это отступление от исторической и этнографической правды придает повествованию живость и гармонию. «Андрей Рублев» - это история художника, окруженного людьми, исповедь творца, полная искренности и отчаяния. Для Тарковского «Андрей Рублев» был лишь второй работой (после дебютного «Иванова детства»), что заставляет в очередной раз удивиться таланту и мощи молодого режиссера.

Прокатная судьба фильма оказалась не очень простой: в 1967 году состоялась премьера, которая в министерских кругах оставила довольно смешанные чувства. Съемочная группа была обвинена в пропаганде насилия и жестокости, а фильм - перемонтирован, сокращен и положен «на полку». Широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году, через 20 лет после окончания съемок. Еще через 20 лет восстановленная версия, выполненная на «Мосфильме», демонстрировалась на кинофестивале в Леоне. Вадим Юсов, оператор фильма, посмотрев отреставрированного «Андрея Рублева», говорил: «У вас получилось то изображение, о котором мы с Андреем мечтали, но не смогли сделать».

Картина получила приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1969 года, где фильм демонстрировался вне конкурса, и премию французской критики «Приз Леона Муссинака» как лучший иностранный фильм, показанный на экранах Франции в 1969 году.

Солярис (СССР, 1972). 2 апреля. Начало в 18:00

«Солярис» - этическая драма, снятая по мотивам романа Станислава Лема, поднимающая вопрос о соразмерности нравственного и технического развития человечества. Сюжет фильма строится вокруг главного героя - Криса - прибывающего на Солярис, далекую планету, изучением которой занимаются трое ученых на огромной полузаброшенной орбитальной научной станции. Углубляясь в изучение неизвестного разума по ту сторону космического корабля, Крис все больше приближается к пониманию себя самого. Полный метафор и цитат как из мирового искусства, так и из творчества режиссера, урок Тарковского состоит в том, что «человеку нужен человек», а еще - в желании чувствовать, переживать и любить.

В создании реставрированной версии «Соляриса», премьера которой состоялась в 2016 году на Московском Кинофестивале, принимал активное участие оператор фильма Вадим Юсов, консультируя инженеров и художников по вопросам цветокоррекции и художественной целостности фильма. «Солярис» является обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля 1972 года и приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году.

«Зеркало» (СССР, 1975). 3 апреля. Начало в 19:00

Во многом автобиографичный, фильм «Зеркало» представляет собой мозаику снов и воспоминаний главного героя, связанных с его семьей, войной, историческими событиями и интимными переживаниями. Главные события в жизни Алексея - развод родителей, послевоенное детство - создают поток, на первый взгляд, разрозненных сцен, в которых события неожиданно сменяют друг друга, чередуясь с кадрами кинохроники. «Зеркало» - один из самых эмоциональных, личных и глубоких фильмов Тарковского, оказавший влияние на всю мировую культуру.

Фильм вызвал множество интерпретаций, которые складывались, в основном, благодаря сложной повествовательной структуре фильма. По словам самого режиссера, фильм «Зеркало» рассказывает о чувствах, связанных с близкими людьми, о его взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга. Тарковский говорил: «Может быть, кино - самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

В 1980 году картине «Зеркало» был присужден приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии. Лента была восстановлена в 2008 году на студии «Мосфильм».

Сталкер (СССР, 1979). 4 апреля. Начало в 19:00

«Сталкер» - пятая из семи крупнейших работ режиссера, которой открывается «поздний» период творчества Тарковского, представляет собой непрерывное и неторопливое повествование о пути и самый медленный road-movie в истории кино. Фильм снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» и рассказывает историю о таинственной Зоне, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Туда отправляются трое героев - Профессор, Писатель и их проводник Сталкер, который зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону. Аскетичность киноязыка и сочетание цветных и черно-белых кадров создают атмосферу этого уникального фильма, влияние которого на мировое кино сложно переоценить. Большую роль в создании уникальной поэтики «Сталкера» сыграла музыка Эдуарда Артемьева.

Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трех лет. При проявке первый вариант был практически полностью уничтожен - Тарковский переснимал картину трижды, каждый раз работая с разными операторами и художниками-постановщиками. Картина получила приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года и заслужила особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году. Премьера отреставрированной копии «Сталкера» произошла на 73-м Венецианском международном кинофестивале в 2016 году и была приурочена к 30-летней годовщине смерти режиссера.

Текст предоставлен кинотеатром «Салют» (телефон +7 (343) 371-61-73), фото www.yandex.ru

28 марта 2017, 13:24
Ключевые слова: кино, кинотеатр салют

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 10:16
Люди города: график и живописец Юрий Филоненко

С 1975 года он был участником городских, областных, всесоюзных и международных выставок.

15 августа 2017, 11:35
Гран-при фестиваля «Август» завоевал Александр Мичурин из Уфы

Впервые в Екатеринбурге фестиваль прошел в 2010 году, в этом году он состоялся уже в восьмой раз на эстраде Литературного квартала.

15 августа 2017, 10:48
День города: фестиваль меццо-тинто соберет маэстро из более чем 17 стран

Самым обширным, зрелищным и интригующим разделом фестиваля станет открытый конкурс, где в этом году соревнуется 87 художников из 32 стран.