Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Линия доверия: телефоны уступают место мессенджерам и соцсетям

31 марта 2017, 14:21

Помощь, оказываемая детскими линиями поддержки, в России действительно востребована.

Председатель Комитета по молодежной политики Администрации города Екатеринбурга Оксана Буракова в пятницу, 31 марта, поприветствовала участников IV Всероссийской научно-практической конференции «Организация профилактической деятельности в детской и подростковой среде в практике консультирования на телефоне доверия», которая прошла на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета (улица Машиностроителей, 11).

Цель конференции - информирование о формах и методах профилактической деятельности в практике телефонного консультирования в детской и подростковой среде.

В панельной дискуссии, которая открывала деловую программу мероприятия, приняли участие начальник Отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации города Екатеринбурга Юлия Касимова и приглашенные эксперты - начальник отдела «Психологическая помощь субъектам образования» ЦЭПП МГППУ Андрей Камин (Нижний Новгород) и ректор Института консультативной психологии и консалтинга, президент Федерации психологов-консультантов России Виктор Меновщиков (Москва).

Андрей Камин в рамках своего выступления отметил, что одна из уникальных «фишек» линии поддержки подростков в уральской столице заключается в том, что она не ограничивается только телефоном: екатеринбургские подростки могут получить поддержку и в рамках текстовых чатов. Психологи готовы поддержать детей и подростков, которые напишут им в мессенджерах или в социальных сетях. С ним согласился и Виктор Меновщиков, который считает, что именно за онлайн-технологиями - будущее, поскольку поддержку через интернет можно получить из любой точки мира, это абсолютно бесплатно, а для молодого поколения начать текстовый чат гораздо проще и комфортнее, чем позвонить по телефону. Именно поэтому многие подростки, которые раньше не решались звонить на линии поддержки, получили удобную возможность обратиться за помощью к профессионалам и активно ее используют.

Не обошли стороной эксперты и одну из проблемных сторон вопроса, отметив, что часто подростки и не только балуются, обращаясь к психологам с выдуманными историями, пытаясь разыграть их, пообщаться с ними, даже если поддержка им не нужна, а порой просто поговорить на достаточно провокационные темы. Бороться с такими фактами и даже просто выявлять их довольно трудно, ведь консультанты должны отвечать на все обращения. Другая проблема - невозможность оценить эффективность работы, ведь все общение на линии поддержки полностью анонимно и узнать, как в дальнейшем сложилась судьба человека, обратившегося за помощью, не получится.

В рамках панельной дискуссии состоялось также обсуждение вопроса о стратегиях и перспективах развития линий поддержки - свои вопросы экспертам могли задать гости и участники конференции: сотрудники телефонов доверия, преподаватели, студенты и другие.

Затем эксперты провели ряд мастер-классов. Например, Виктор Меновщиков провел занятие «Интернет-консультирование в службах психологической помощи». Также в различных аудиториях состоялись мастер-классы по темам «Специфика работы на телефоне «Горячая линия», «Вопросы консультирования на телефоне доверия по проблеме ВИЧ-инфекции», «Профилактика суицида в дистанционном консультировании», «Стресс-менеджмент для консультантов: техники стрессоустойчивости» и другие.

Телефон доверия - один из видов социально значимых услуг, который предоставляет возможность анонимного разговора с квалифицированным консультантом. В ходе общения абоненту может предоставляться информация и психологическая поддержка, а звонящий может передавать какие-либо сведения консультанту. Телефон доверия часто используется для консультирования по сложным, противоречивым темам, обсуждение которых в личной беседе может быть затруднительным: межличностные, стигматизированные болезни, психологические травмы и многое другое. Главная особенность в том, что общение полностью анонимно. Узнать личность звонящего консультант сможет только в том случае, если тот сам захочет представиться.

Одно из основных направлений работы - профилактика опасного и зависимого поведения. Существует два пути работы линии поддержки в этой области. Во-первых, консультанты могут прямо информировать абонентов о последствиях опасного и зависимого поведения, о способах избежать его возникновения, а также о тех учреждениях, где человеку могут помочь от него избавиться. Во-вторых, они могут постараться оказать помощь в решении той трудной жизненной ситуации, которая привела абонента к опасному или зависимому поведению, помогает ему избавиться от этого поведения. Кроме этого, консультанты занимаются профилактикой суицидов (кстати, именно для этого в свое время и были придуманы телефоны доверия), подключаются к общегородским акциям «Сообщи, где торгуют смертью». Важное место в телефонном консультировании занимает профилактика распространения ВИЧ и СПИД.

Одной из новых тем конференции 2017 года стал поиск эффективных методов работы телефона доверия для предотвращения травли (буллинга) и интернет-насилия над детьми и подростками - проблемы, которая в последнее время встала особенно остро.

Стоит отметить, что помощь, оказываемая детскими линиями поддержки, в России действительно востребована: за период с 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2016 года только на общероссийский детский телефон доверия поступило около 7 миллионов обращений, из них более половины -  от детей и подростков, 11,7 % - от родителей детей и подростков или других законных представителей, 29,7 % - от иных граждан. В Свердловской области на телефоны доверия ежегодно обращается от 31 до 55 тысяч человек.

Текст и фото Тимура Насибуллина

31 марта 2017, 14:21
Ключевые слова: оксана буракова

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 10:43
Владимир Путин подписал указ о приеме в гражданство РФ с принесением присяги

В этот раз новыми гражданами России станут 62 человека.

Сегодня, 09:44
Семидесятое заседание Екатеринбургской городской Думы

На повестке дня 11 вопросов.

Вчера, 17:23
Владимир Путин произвел перестановки в руководстве МИД

На должность замминистра вместо Алексея Мешкова назначен Александр Панкин.