Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Люди города: автор многих памятников, скульптор Владимир Егоров

24 апреля 2017, 12:05
Люди города: автор многих памятников, скульптор Владимир Егоров

Начитавшись самоцветных сказов Павла Бажова, он твердо решил связать свою жизнь с Уралом.

Официальный портал Екатеринбурга продолжает рассказ о выдающихся горожанах, оставивших свой след в истории уральской столицы. 24 апреля исполняется  90 лет со дня рождения Владимира Егорова, скульптора, создателя памятника «отцу радио» Александру Попову.

Владимир Егорович Егоров - один из тех мастеров искусства, кто нечасто находился в лучах юпитеров, давал автографы и телеинтервью, но он внес в развитие монументальной и станковой скульптуры свой весомый вклад. Его творческий путь фактически всецело оказался связан с Уралом, городом Свердловском - ныне Екатеринбургом. В Екатеринбурге всем известны такие работы скульптора, как памятники изобретателю радио Александру Попову, Ивану Малышеву, бюст Виссариона Белинского на фасаде главной областной библиотеки, мемориальные доски Павлу Бажову - на улице Бажова, декабристам - в память об их пути в Сибирь через Екатеринбург, памятник легендарному разведчику Николаю Кузнецову на Уралмаше, панно на станции метро «Уралмаш».

Памятники, барельефы и другие произведения Владимира Егорова можно встретить в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Каменск-Уральском и других городах Свердловской области, в Кургане, Тюменской области, Москве и Подмосковье, Амурском крае, в Якутии, Казахстане.

Родился будущий скульптор 24 апреля 1927 года в селе Гривки Салтыковского района Саратовской губернии. Он был младшим в семье плотника Егора Михайловича Егорова и его жены Дарьи Герасимовны. Отец - человек острой и ясной мысли, приветливого нрава, замечательный мастер на все руки - был вынужден найти работу под Москвой и заставил переехать сюда жену с двумя дочками Марией и Полиной, сыном Вовкой в голодном тридцать третьем. Москва с ее Третьяковкой, музеем имени Пушкина, множеством выставок пробудила в юноше мечту стать художником.

В годы войны работал Владимир Егоров в совхозе пастухом, разнорабочим, объезжал лошадей. Мать умерла вскоре после войны, отец - еще задолго до нее.

В 1946 году Владимир Егоров поступил на скульптурное отделение Московского художественно-промышленного училища имени Михаила Калинина.

Начитавшись самоцветных сказов Павла Бажова, Владимир был ими очарован и твердо решил по окончании учебы связать свою жизнь с Уралом. В 1951 году Владимир Егоров приехал в Свердловск, с которым и связал свою дальнейшую жизнь и творческую судьбу.

Первой, пусть и не самой выдающейся работой Егорова в Свердловске (1951 года) было геральдическое панно с гербом РСФСР на здании Горсовета. Затем была работа в группе свердловских художников для Нижнего Тагила.

С 1952 года Егоров стал участником сначала свердловских, а затем и всероссийских, всесоюзных и международных выставок. Наряду с работой в Свердловске художник работал в поселке Мраморском, по мере сил способствуя делу возрождения уральских народных промыслов резьбы по камню. Настоящую известность принес Владимиру Егорову скульптурный портрет «Уральский камнерез Г. Д. Зверев» (1954), обошедший большие и малые выставки страны, экспонировавшийся на Международной художественной выставке в Варшаве 1955 года. В портрете старейшего уральского камнереза Григория Даниловича Зверева (сына Зверева - прототипа бажовского Данилы-мастера) Владимир Егоров воссоздал образ мастеров-камнерезов, принесших славу Уралу во всей России и за рубежом. В предвоенные годы Г. Д. Зверев возглавил группу уральских камнерезов изваявших уникальную карту Советского Союза из уральских самоцветов. Зверев с учениками гранил и рубиновые звезды для башен Московского Кремля.

Русский музей пожелал приобрести «Портрет камнереза», но автор пожелал видеть его в "родной" Свердловской картинной галерее. И с тех пор уже полвека эта вошедшая в историю русского советского изобразительного искусства скульптура находится в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

В дальнейшем тема старых уральских мастеров, камнерезов нашла продолжение и приобрела черты жанровости в ставшем также широко известным по многим выставкам и находящемся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств портрете «Умелец Н. Татауров», созданном в 1957 году. В том же году В. Е. Егоров скульптурой «Портрет девушки» участвовал в выставке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, стал членом и заместителем старосты Международной студии скульптуры и рисунка, объединившей молодых художников и скульпторов многих стран. А героиня «Портрета девушки» - Лилия стала женой Егорова, у них родился сын Вадим, а позже и дочь Елена. В пятидесятые и шестидесятые годы Владимир Егорович много бывал за рубежом, набираясь новых впечатлений - как в реальной жизни, так и в музеях Рима, Нью-Йорка, Парижа, Амстердама и других культурных центров мира. Ему довелось встречаться с аббатом Х. Джонсоном, «пассионарией» Долорес Ибаррури, фельдмаршалом Б.-Л. Монтгомери, Эрнесте Че Гевара и другими определившими в двадцатом веке облик мира историческими личностями.

С середины шестидесятых годов Владимир Егорович Егоров стал активно работать в области монументальной скульптуры, создав многие памятники и мемориальные доски героям войны и труда, замечательным ученым, политикам, деятелям культуры на Урале и за его пределами.

В памятнике Ивану Малышеву Егоров попытался создать образ интеллигента-учителя, ставшего революционером, а затем и комиссаром красной армии. Правда, некоторым бдительным свердловчанам в семидесятые-восьмидесятые годы показалось, что в центре Свердловска открыли памятник «белому» офицеру. Высеченная в красном граните, фигура Малышева в длинной кавалерийской шинели словно вырастает из постамента.

В 1975 году в Свердловске был установлен памятник изобретателю радио Александру Попову. Памятник Попову в сквере у почтамта приглашает прохожего остановиться, присесть, поразмышлять над жизнью.

Памятник Николаю Кузнецову был открыт на Уралмаше при большом стечении людей и с военным парадом у нового Дворца культуры и техники УЗТМ накануне Дня Победа в мае 1985 года. Затем была работа над горельефным панно «Уралмаш: история и современность». Точнее это два больших многофигурных горельефа, один из которых посвящен строительству «завода заводов» в тридцатые годы. А другой посвящен Уралмашу в года войны и в конце двадцатого века. Ныне это панно занимает две стены станции «Уралмаш» екатеринбургского метрополитена.

В начале девяностого года скульптор активно работал над образом маршала Жукова, возможно рассчитывая создать в Свердловске памятник любимому народом полководцу. Замыслу скульптора Егорова сбыться не удалось, хотя (через пять лет) монумент работы другого автора в городе был открыт. Жизнь Владимира Егоровича 19 февраля 1990 года внезапно оборвалась сердечным приступом.

Текст подготовил Дмитрий Мигалин, фото www.yandex.ru

24 апреля 2017, 12:05
Ключевые слова: скульптура, люди города, александр попов, иван малышев

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


9 декабря 2017, 13:56
Скончался «Мюллер» советского кино

Леонид Броневой умер на 89-м году жизни.

8 декабря 2017, 15:00
«Герои среди нас»: выставка, посвященная Героям России, открылась в гордуме

В рамках выставки рассказаны истории 51 Героя России.

8 декабря 2017, 11:20
Дети Верх-Исетского района посвятили день добрым делам

Волонтеры навестили ветерана войны, изготовили кормушки, а также связали пенсионерам маленькие подарки.