Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

История: 75 лет назад в Кольцово взлетел первый советский реактивный самолет

15 мая 2017, 12:16
История: 75 лет назад в Кольцово взлетел первый советский реактивный самолет

Пилотировал его легендарный летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи.

Первый полет советского самолета с работающим жидкостным ракетным двигателем был произведен в аэропорту Кольцово в Свердловске ровно 75 лет назад, 15 мая 1942 года.

БИ-1 - экспериментальный образец самолета-перехватчика - пилотировал летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи.

Разработка машины была начата в инициативном порядке в 1941 году конструкторами А.Я. Березняком и А.М. Исаевым в КБ завода № 293 в Химках (директор завода и главный конструктор КБ - В.Ф. Болховитинов). Концепция быстрого ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлет - одна быстрая атака - посадка на планировании», выглядела привлекательно для советских конструкторов.

После начала Великой Отечественной войны работы резко ускорились: уже 9 июля эскизный проект был передан в Главкомат обороны, в августе ГКО принимает решение о постройке самолета, а уже 1 сентября самолет без двигателя отправляется в Летно-исследовательский институт для начала летных испытаний.

В октябре 1941 года принято решение об эвакуации завода № 293 на Урал. 7 ноября персонал завода начал развертывание производства в поселке Билимбай (60 километров западнее Свердловска). К декабрю 1941-го доводка самолета была продолжена на новом месте.

20 февраля 1942 года во время работы двигателя на стенде произошел взрыв. В результате пострадали А.В. Палло и Г.Я. Бахчиванджи, были повреждены стенд и двигатель. Однако уже в марте испытания были продолжены.

25 апреля 1942 года самолет перебазирован на аэродром НИИ ВВС близ Кольцово (80 километров от Билимбая и Первоуральска). 30 апреля осуществлены пробные включения двигателя, 2 мая - пробежка по аэродрому, 13 мая - подлет длиной около 50 метров на высоте около 1 метра.

15 мая 1942 года самолет БИ-1 под управлением Григория Бахчиванджи впервые взлетел с использованием ракетного двигателя. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд, за 60 секунд работы реактивного двигателя была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 километров в час и максимальной скороподъемности 23 метра в секунду.

«Для нас, стоявших на земле, этот взлет был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец, Бахчиванджи возвратился и сел на аэродром.

Посадка получилась жесткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило и покатилось по аэродрому.

Для летчика это тоже был не просто первый полет на новом самолете, но полет на аппарате новых непривычных качеств, которые потребовали от него убыстрения всех действий и мышления в силу кратковременности полета и сильно возросших ускорений движения. Машина вела себя совершенно не так, как другие самолеты того времени, из-за этого летчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полет и благополучно возвратился», - вспоминал авиаконструктор Виктор Болховитинов.

После полета выяснилось, что за весь цикл испытаний БИ-1 уже достаточно поврежден азотной кислотой. Было принято решение о производстве еще двух экспериментальных БИ и закладке небольшой (30-40 машин) войсковой серии БИ-ВС. От опытных самолетов БИ-ВС отличались вооружением: в дополнение к двум пушкам под фюзеляжем перед кабиной летчика устанавливалась бомбовая кассета. В кассете размещалось десять мелких бомб калибром 2,5 килограмма, обладавших большой взрывной силой. Бомбы были рассчитаны для сброса на бомбардировщики, идущие строем, и поражение их осколками и взрывной волной.

В 1943 году было осуществлено еще шесть полетов на втором (БИ-2) и третьем (БИ-3) экземплярах самолета. Один из полетов выполнял К.А. Груздев, остальные - Г.Я. Бахчиванджи.

Задание на полет 27 марта 1943 года (седьмой по счету, шестой в 1943-м) отличалось от предыдущих. Если ранее самолет испытывался на максимальную высоту и скороподъемность, то теперь он должен был испытываться на максимальную скорость полета. Для этого летчик-испытатель должен был на постоянной высоте 2 тысячи метров дождаться выключения двигателя по окончании топлива. С точки зрения наблюдателей с земли до момента выключения двигателя полет проходил по плану, однако потом самолет вошел в пике и, не совершая попыток выйти из него, столкнулся с землей. Григорий Бахчиванджи погиб.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи - советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан. Родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1908 или 1909 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году - Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году летчик прибыл в полк и за образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники был направлен в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на летно-испытательную работу. С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, добровольно ушел на фронт. Совершил 65 боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично два вражеских самолета и три в группе.

Григорий Бахчиванджи похоронен в Екатеринбурге, его именем названа улица в поселке Кольцово. Мемориал в его честь установлен на территории аэропорта Кольцово. «Без полетов Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы 12 апреля 1961 года», - сказал однажды Юрий Гагарин.

«Капитан Бахчиванджи первым в истории человечества поднялся в воздух на летательном аппарате с ракетным двигателем, первым пролетел на нем с невиданной до этого скоростью и, очевидно, стал первой жертвой грозного звукового барьера. Но дело, которому он отдал жизнь, было поистине неоценимо...», - писал журнал «Огонек» в номере 19 в 1967 году.

В день годовщины первого полета на БИ-1 в Октябрьском районе Екатеринбурга прошел торжественный митинг с возложением цветов к бюсту героя.

Текст подготовил Дмитрий Мигалин, фото yandex.ru

15 мая 2017, 12:16
Ключевые слова: григорий бахчиванджи, история, авиация, кольцово

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 18:00
Лидия Худякова: Екатеринбург научил меня трудолюбию и творческому подходу к делу

Почетный гражданин поздравила городскую Думу с юбилеем.

Вчера, 17:14
Екатеринбург ждут теплые выходные

О морозах на ближайшие дни можно забыть.

Вчера, 16:40
«ЭКСПО»: молодежь организовала обсуждение российской заявки

Сторонники проведения выставки склонили сомневающихся на свою сторону.