Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

История: 85 лет назад свердловские художники объединились в творческий союз

31 мая 2017, 13:55

Без этого объединения невозможно представить развитие уральского искусства ХX века.

Екатеринбургская организация Союза художников России в мае 2017 года отмечает свое 85-летие.

Это одно из самых крупных, после московской, санкт-петербургской и ростовской организаций, творческих объединений России. При разнообразии современных оценок творческого наследия Союза художников ясно одно: без этого объединения невозможно представить развитие уральского искусства ХX века.

Художники по своей природе всегда стремятся к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Культурными очагами, вокруг которых группировались художественные силы Екатеринбурга, можно назвать Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) и Екатеринбургское общество любителей изящных искусств (ЕОЛИИ). С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. Именно ее выпускники и педагоги в последующие десятилетия составили основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала. В 1918 году на базе школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников.

Основной проблемой уральских художников были их отношения с заказчиками. Старая система отношений после 1917 года разрушилась, и на протяжении 1920-х годов художники настойчиво стремились к объединению именно для выполнения заказных работ от частных лиц и государственных организаций, а также для проведения художественных выставок, которые должны были обратить внимание власти и общественности на деятелей искусства.

В 1925 году возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), состоявший почти целиком из выпускников Екатеринбургской художественно-промышленной школы - И. К. Слюсарева, Н. С. Сазонова, А. А. Кудрина, А. Ф. Узких и другие. Возглавлял филиал педагог школы А. Н. Парамонов.

Попыткой решить материальные проблемы и одновременно выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник». Его деятельность стала своеобразной репетицией для художников перед новыми для их сознания ролями в Союзе.

Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце двадцатых - начале тридцатых годов. Назовем лишь наиболее значительные, местом проведения которых был Свердловск: Областная выставка творчества художников Урала (1928, 1929), Первая выставка Свердловского филиала АХР (1929), Выставка свердловских художников (1931), Третья передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР (1931), Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах. Выставки продемонстрировали, что в уральском искусстве произошли значительные изменения. «Преобладал пейзаж. Но что осталось от традиционных кладбищ, часовен, уютных лесных полянок, идиллических заводей! Они уступили место индустриальным пейзажам ВИЗа, Уфалея, Гумешек, Лысьвы, Каслей, Ревды, Хромпика, Первоуральска, Нижних Серег. Налицо была работа выездных бригад АХР… На выставке было много портретов рабочих и работниц… Бесспорно, выставка свидетельствовала о серьезном повороте художников АХР к современности», - писал Сазонов.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» было воспринято большинством уральских художников с искренним одобрением. Сазонов не кривил душой, когда писал: «Уральские художники были подготовлены к этой перестройке. Они сами давно стремились к лучшей организации творческой работы». Организация Союза советских художников лишь официально закрепила обязанности деятелей искусств и их положение в обществе, которое они фактически к этому времени уже занимали.

После выхода постановления ЦК ВКП(б) организационные формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении Драматического театра (по другим источникам - в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников.

Первым председателем оргбюро (так предварительно называлось руководство Союза, правлением оно стало называться с 1937 года), стал Николай Иванович Козлов. По своему влиянию на художественную жизнь Свердловска он, несомненно, уступал и Л. В. Туржанскому, и А. Н. Парамонову, но зато был членом партии. Осенью 1932 года в городе была открыта выставка московских и свердловских художников «Социалистическое строительство Урала». О ее характере рассказывает статья М. Бродского «Выставка картин о Новом Урале», напечатанная в журнале «Штурм», где отмечалось: «Выставка явилась первой в Союзе по целевой производственной тематике и второй по объему после ленинградской». На выставке было представлено 700 полотен. Рядом с такими мастерами, как Д. П. Штеренберг, П. В. Вильямс, Б. В. Иогансон, А. М. Нюренберг, выступали свердловские художники А. В. Кикин, О. Д. Коровин, И. Н. Слюсарев, И. В. Славнин, Н. С. Сазонов, Н. И. Козлов, Г. А. Мелентьев, произведения которых показывают, «что на Урале растет целая плеяда талантливых художников». Автор статьи делает вывод: «Основные задачи в деле широкого развития ИЗО-работы на Урале - это создание нормальных условий для художников, укрепление ИЗО-комбината, создание Союза советских художников и развертывание их творческой и теоретической базы, создание картинной галереи и постройка дома художников».

Совместная работа с художниками Москвы и Ленинграда дала уральским живописцам образцы тем, мотивов и технических приемов «нового социалистического искусства». После постановления 1932 года деятельность художественных организаций находилась под неусыпным контролем партийных органов. Московский искусствовед В. С. Манин в исследовании, посвященном этому периоду истории отечественного искусства, писал: «Произошло невиданное в истории вмешательство государства в художественное творчество. Отныне художники творили по расписанию, всякое отклонение от которого считалось недопустимым. Интеллект художника, его редкий творческий дар были закуплены госучреждениями». Тем не менее, творческое объединение способствовало профессиональному становлению многих талантливых мастеров.

До сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Организация объединяет более 250 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет российский режиссер, сценарист и художник анимационного кино, карикатурист Сергей Айнутдинов.

Текст подготовил Дмитрий Мигалин, фото www.yandex.ru

31 мая 2017, 13:55
Ключевые слова: живопись, история

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 10:16
Люди города: график и живописец Юрий Филоненко

С 1975 года он был участником городских, областных, всесоюзных и международных выставок.

15 августа 2017, 11:35
Гран-при фестиваля «Август» завоевал Александр Мичурин из Уфы

Впервые в Екатеринбурге фестиваль прошел в 2010 году, в этом году он состоялся уже в восьмой раз на эстраде Литературного квартала.

15 августа 2017, 10:48
День города: фестиваль меццо-тинто соберет маэстро из более чем 17 стран

Самым обширным, зрелищным и интригующим разделом фестиваля станет открытый конкурс, где в этом году соревнуется 87 художников из 32 стран.