Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Екатеринбург - Челябинск: скоростная электричка сблизит города-миллионники

30 июня 2017, 17:28
Екатеринбург - Челябинск: скоростная электричка сблизит города-миллионники

Алексей Прядеин рассказал о строительстве железнодорожной ветки между мегаполисами и многом другом.

Начальник Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга Алексей Прядеин в эфире программы «Сумма мнений» на телеканале ЕТВ рассказал о стратегии развития уральской столицы, а также о строительстве скоростной железнодорожной ветки Челябинск - Екатеринбург.

Ведущий: Добрый вечер! Мы говорим с начальником Департамента экономики Администрации Екатеринбурга Алексеем Прядеиным о будущем Екатеринбурга. Каким будет Екатеринбург в 2030 году? Добрый вечер!

Прядеин А.А.: Здравствуйте!

Ведущий: Давайте обсудим новости этого месяца. Китайская корпорация в Харбине подписала с российской стороной меморандум о строительстве скоростной железнодорожной ветки Челябинск - Екатеринбург. Об этом пишет China Daily: инвестиции в проект по предварительным оценкам составят 2,5 миллиарда долларов, скорость поезда будет 300 километров час. Можно будет за один час и десять минут доехать от одного уральского миллионника до другого. Будет реализован этот проект?

Прядеин А.А.: Уже создано хозяйственное общество по реализации этого проекта, подписано соглашением между губернатором Челябинской области Борисом Дубровским и временно исполняющим обязанности губернатора Евгением Куйвашевым на форуме в Санкт-Петербурге. Эту идею поддержали уже все стороны. А с учетом, что уже найден инвестор, шансы на реализацию этого проекта умножились. Идея связать наши города скоростной электричкой витала достаточно давно, если можно будет доехать за полтора часа на электричке, - это очень сблизит наши города, увеличит возможность транзакции, трудового, делового и административного взаимодействия. Фактически мы станем одним городом.

Ведущий: Когда это могут построить?

Прядеин А.А.: Мы рассматриваем перспективу 2030 года, к этому времени проект будет полностью реализован, хотя называется и 2025 год.

Ведущий: Для Вас принципиальная дата - 2030 год?

Прядеин А.А.: Сегодня мы актуализируем нашу стратегию до 2030 года с прогнозными оценками до 2035-го. Мы загадываем даже чуть подальше, на 18-20 лет вперед. Мы сегодня обсуждали с коллегами: «План - ничто, планирование - все!» План устаревает в момент подписания, мы не говорим о застывших формах, будем менять планы по необходимости в соответствии с меняющейся ситуацией.

Ведущий: Что вы собираетесь обсуждать на форуме «Города России - 2030»? Как будет выглядеть связка двух мегаполисов?

Прядеин А.А.: В прошлом году мы провели форум с девизом «Пространство для жизни», в этом году девиз - «Перекрестки возможностей». Сама идея собирать форумы стратегического планирования не нова. Это мы делали еще в начале 2000-х годов, это делает ежегодно Санкт-Петербург, где будет уже шестнадцатый форум. Нет специализированного форума для городов. Городское население в Российской Федерации составляет 72 %, именно стратегия развития городов будет определять развитие нашей страны, именно в городе создается благосостояние обычного жителя: здесь самые высокие зарплаты, самая интересная работа, здесь создается прирост ВВП. Мы сконцентрировались на том, чтобы создать лучшие практики, распределить их между городами, помочь друг другу в создании планов. Есть вопросы федерального значения, вопросы субъектов Федерации, а у городов - свои заботы. Если мы не будем о них заявлять, не будем думать, зачем тогда нужны городские власти и органы местного самоуправления?

Ведущий: Что вы заявляете, о чем думаете, что нового появится в Екатеринбурге, о чем мы сейчас не знаем?

Прядеин А.А.: За прошедшие год-два стало понятно, что мир меняется очень стремительно, появляются новые риски, новые возможности, появляются новые виды денежных взаимоотношений. Есть необходимость новых подходов к прогнозированию развития. Более того, если раньше мы говорили, что в городах должны сосредотачиваться сервисные, туристические функции, нужно избавляться от промышленности, особенно в крупных городах. Сегодня те инструменты, которые мы используем, говорят уже несколько о другом. Необходимо промышленность сохранять и модернизировать, пусть это будет чисто интеллектуальная промышленность, но именно в ней создается добавленный продукт, который дает высококачественные, высокопроизводительные рабочие места. Если посмотреть статистику 2016 года, то средняя заработная плата - около 43 тысяч рублей по городу, а в обрабатывающей промышленности средняя заработная плата - 62 тысячи. Конечно, здесь велика доля военно-промышленного комплекса и государственного оборонного заказа, но мы считаем, что только развитие промышленности даст необходимый импульс крупным городам России. Это надо обсуждать - способы взаимодействия с предпринимателями, крупными предприятиями, которые смогли бы помочь им переориентироваться с оборонзаказа на гражданскую продукцию, чтобы они стали конкурентоспособными не только в своих городах, но и на российском и международном уровне.

Ведущий: Когда говорят о промышленности Екатеринбурга, отмечают, что сейчас такой хороший оборонзаказ, что нет стимула заниматься конверсией, переходить на гражданскую продукцию.

Прядеин А.А.: Это не совсем верное утверждение. Мы встречаемся с представителями наших крупных предприятий, с директорами, с Торгово-промышленной палатой, с Союзом промышленных предпринимателей. Они как раз говорят, что им нужна помощь, они должны искать свои ниши, сегодня есть возможность доводить продукцию до высокой товарной готовности, чтобы не выходить с сырыми образцами, как раньше, которые надо дорабатывать в процессе эксплуатации, как было с трамваями и коммунальными машинами. Сегодня они готовы, имея небольшой временной лаг, вкладываться в доработку и выпуск продукции, уже удовлетворяющей нашим требованием. А эти требования тоже год от года растут, нам необходимо иметь качественную уборку и качественный общественный транспорт.

Ведущий: Вы привели в пример трамвай и коммунальную машину, это говорит о том, что местному производству нужен государственный заказ? Это внутренний рынок, миру мы пока ничего не предлагаем?

Прядеин А.А.: Нормальная конкуренция должна существовать в любом случае. Если говорить о трамваях, уже есть отечественные образцы высокого уровня, с которыми не могут конкурировать зарубежные трамваи благодаря стоимости. Со временем, благодаря локализации определенного объема крупных корпораций в нашей стране, как это происходит в Пышме на «Уральских локомотивах», они станут реальными конкурентами нашим предприятиям за несколько лет, и нашим предприятиям нужно успеть со своей продукцией.

Ведущий: Что еще можно здесь делать, кроме трамваев, локомотивов, коммунальной техники? Наши локомотивы пригодятся на трассе Челябинск - Екатеринбург, если китайцы свои не привезут?

Прядеин А.А.: Есть вероятность, что, инвестируя в проект, они захотят обеспечивать своим подвижным составом, наша задача - реализовать проект так, чтобы это делалось у нас. На самом деле, уральские предприятия могут делать широкий круг продукции. Задача - чтобы доля уральских комплектующих была высокой, и это была доля инновационно емких, наукоемких вещей. На «Иннопроме-2017» мы будем проводить совместно с Уральским отделением Российской академии наук круглый стол, это будет 11 июля в 16:00, где совместно с промышленными предприятиями обсудим возможности научно-исследовательских разработок и применении их в промышленности. Такие примеры уже есть, и достаточно успешные. Мы попробуем выработать совместные действия, которые позволят найти те зерна в академической науке, которые позволят выпускать инновационную продукцию.

Ведущий: А откуда возьмутся денежные ресурсы?

Прядеин А.А.: Сегодня проекты по коммерциализации научных разработок уже не идут только за счет бюджета. Существуют программы поддержки таких разработок, субсидирования. Естественно, это очень ограниченный ресурс. Наша задача во взаимодействии с наукой, и в социальной сфере и в других направлениях работать с бизнесом, привлекать частный капитал. Именно частный инвестор должен прийти и встретиться с наукой, с нашей помощью или без нее, понять, что разработка полезна и может принести миллионы.

Ведущий: Что нужно частному инвестору, чтобы прийти в Екатеринбург?

Прядеин А.А.: Нужно начать с того, что в Екатеринбурге есть частные инвесторы. Они не всегда знают о научных разработках. Ученые, как и предприниматели, - достаточно специфичные люди, нужно научить их разговаривать. Проводилась и проводится большая работа, нужно ее усилить, чем мы и занимается, начиная с «Иннопрома». Мы подпишем очередное соглашение с Академией наук, такое у нас уже было, мы это актуализируем и будем расширять. Нужно понимать, что если инвестор с большими рисками начнет заниматься внедрением научных разработок, ему нужно пойти навстречу по каким-то условиям функционирования на территории города. Такие же шаги должны быть и со стороны областного правительства. Корпорация развития Свердловской области на это настроена, выработан ряд мер поддержки как консультативной, так и вполне материальных инструментов. Мы будем плотно сотрудничать с ними на этом поприще.

Ведущий: Инвестор может ответить, что в XXIвеке можно работать и с Казанью, и с Дубной, где тоже есть ученые.

Прядеин А.А.: У нас с Дубной научные направления различаются, мы не взаимозаменяемы, а взаимно дополняем друг друга. Дубна - скорее атомный город. Казань ближе к Москве, наверно, это удобнее, там средняя заработная плата на 6-7 тысяч меньше, чем в Екатеринбурге, можно найти работников дешевле. Тем не менее, производство должн размещаться там, где есть квалифицированные кадры. С точки зрения квалификации и компетенций Екатеринбург на голову выше многих российских городов, которых называют нашими конкурентами. В этом году отмечается 85-летний юбилей академичной науки на Урале. Екатеринбург, а позже и Новосибирск - это те места, где вузовская, академическая наука изначально сотрудничали с промышленностью и создавали высокий потенциал, ресурсы. Может, мы к этому привыкли и перестали замечать, но об этом нужно снова начать говорить, понимать те возможности, которые необходимо использовать.

Ведущий: Кто наши основные конкуренты? Казань, Новосибирск, кто еще?

Прядеин А.А.: Скорее даже не Казань и Новосибирск, а Красноярск. Он догоняет нас по основным показателям: по заработной плате, по инвестициям в основной капитал, а именно этот показатель тянет за собой через 2-3 года все остальные показатели социального обеспечения: качества жизни и доходов населения.

Ведущий: Главное - это люди, которые здесь выучились и хорошо бы, если бы остались, зарабатывали деньги. А люди могут уехать не только в Красноярск, а в Калифорнию. Какие преимущества у Екатеринбурга в планетарном масштабе?

Прядеин А.А.: Был у меня хороший знакомый, который уезжал в Калифорнию и вернулся в Екатеринбург.

Ведущий: Любит прохладу?

Прядеин А.А.: Екатеринбург имеет ряд преимуществ, начиная с того, что Свердловская область - красивое место, есть много достопримечательностей, которые имеют глубокие корни. Вспомним, что недавно в районе Северки нашли городище, древнее египетских пирамид, самая древняя деревянная скульптура в мире - Шигирский идол, возраст которого оценивают в 11 тысяч лет. У нас кругом леса, у нас хорошие люди, у нас прекрасный город. В Калифорнии у вас будет меньше взаимосвязей со Средней Азией, Кавказом, Европой. Вы будете ориентированы на специфические виды специализаций, которые там сложились: IT-технологии, шоу-бизнес, кинематограф, сельское хозяйство. В Калифорнии совершенно другая экономика. Нас нельзя сравнивать, потому что мы совсем разные. Мы сегодня предпочитаем себя сравнивать, например, с Мюнхеном. Он дальше нас по уровню бюджетной обеспеченности и по многим другим показателям, но промышленная специализация, структура образования населения нам гораздо ближе, чем Калифорния. Если бы я планировал переезд, то выбрал бы не Лос-Анджелес, а Мюнхен, Турин, Милан, чешские города.

Ведущий: Где промышленность и более тонкие производства?

Прядеин А.А.: Да, тяжелая промышленность и металлургия там тоже остаются, от них никто не отказался. Заявления, что мы отказываемся от промышленности, оказались «пшиком», нельзя от этого отказываться. У каждого из этих городов есть свои минусы. Екатеринбургу нужно искать и позиционировать себя как достойное место для проживания. Интересны итоги социального опроса, который делали по нашему заказу социологи УрФУ. Было опрошено несколько тысяч человек по разным микрорайонам: Вторчермет, Химмаш, Сортировка, Семь Ключей и другим. Там, где идет сильное отставание по социальной, инженерной инфраструктуре, люди хотели бы уехать в другой город. А люди, которые проживают в более благополучных районах, видят себя и будущее своих детей в Екатеринбурге. Поэтому наша основная задача - выравнивание уровня жизни по микрорайонам, в целом по городу, тогда мы снизим стремление населения покинуть наш город.

Ведущий: Подтянуть социалку, сделать транспорт удобнее, открыть больше школ… Какой-то замкнутый круг: поднять экономику, чтобы повысить благосостояние населения, и без поднятия социальных сфер не будет роста экономики. Как из этого круга выйти?

Прядеин А.А.: Здесь нет замкнутого круга, а есть необходимость грамотно и скрупулезно планировать будущее, сопоставлять планы. Безусловно, при реализации стратегии, которая была принята в 2003 году, мы видим, что мы перевыполнили показатели по строительству жилья, и почти вдвое не выполнили планы по строительству дорог, пошел сильный перекос. Сегодня мы с коллегами из Главархитектуры при разработке Стратегии пространственного развития пытаемся нивелировать этот перекос, не давая городу уходить в поля, распыляя наши ресурсы, а ограничить имеющуюся застройку путем реновации: сноса бараков, ветхого жилья, создания комфортных микрорайонов с модернизированной социальной и коммунальной инфраструктурой. Это позволит сэкономить средства бюджета и инвесторов и направить средства на экономический рост, который нам необходим.

Ведущий: Без федерального бюджета нам не обойтись, какие у вас есть аргументы для привлечения средств?

Прядеин А.А.: Существует система федеральных адресных инвестиционных программ, здесь много зависит от лоббистских возможностей региона, от технико-экономических обоснований. Бывает и такая ситуация, когда смотрят, что тут все хорошо и помогают тем, у кого плохо. Тем не менее, лидеров включают в перечни, у нас есть объекты, которые включены в адресные инвестиционные программы, правда, на более поздний срок. Мы над этим работаем.

Ведущий: На что дает Федерация денег? Какие приоритеты? У меня ребенок должен пойти в школу, а школу № 1 снесли, и говорят, что на строительство новой нет денег, надо писать Президенту.

Прядеин А.А.: Существует приоритет на строительство школ, федеральная программа будет наполняться деньгами, мы в это верим. Задача Президентом уже поставлена, писать ему не нужно. Район около школы № 1 приобретет новой дыхание, новая школа будет красивой и современной, необходимость ее возрастает. В любом случае мы будем делать эту школу при софинансировании городского и областного бюджетов, но мы рассчитываем, что в ближайшее время федеральная целевая программа по строительству школ заработает, появятся новые тысячи мест для наших детей.

Ведущий: Сколько населения будет в нашем городе в 2030 году?

Прядеин А.А.: Мы рассчитываем, что к 2030 году в зависимости от сценария развития население будет от 1 миллиона 800 тысяч до 2 миллионов 145 тысяч жителей. Есть еще разработка, которую делал Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», у них более оптимистичные цифры. На сегодняшний день я более осторожен в оценках, 2 миллиона 100 тысяч - мы можем обеспечить рабочими местами и, с другой стороны, это необходимое нам количество рабочих рук дл обеспечения экономического роста.

Ведущий: Вместе с Челябинском, учитывая скоростную дорогу, будет 4 миллиона?

Прядеин А.А.: Даже чуть больше называлась цифра, нужно еще учитывать города и населенные пункты, образующие нашу и челябинскую агломерацию. Сегодня уже есть взаимное проникновение Челябинска и Екатеринбурга. В моем подъезде живут три или четыре челябинских семьи. Они ездят на выходные домой, с понедельника по пятницу работают в Екатеринбурге. Также есть во дворе автомобили с пермскими номерами, некоторые мои знакомые работают в Челябинске. Укрепление взаимосвязей - это нормальный процесс, развитие транспорта даст огромный эффект в развитии наших городов.

Ведущий: Это возможность, не расширяя город, увеличить население и возможности мегаагломерации?

Прядеин А.А.: Да, и диверсификация возможностей. Челябинск - более металлургический город, у нас больше развито машиностроение, объединение этих потенциалов даст огромный эффект.

Ведущий: Спасибо большое за разговор! В нашей студии был Алексей Прядеин, начальник департамента экономики Администрации Екатеринбурга.

Прядеин А.А.: Спасибо, до свидания!

Фото mikhail.krivyy.com

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 12:00
Алексей Кожемяко примет участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

Программа «Открытая студия. Екатеринбург» на канале «41-Домашний» начнется в 19:30.

5 декабря 2017, 15:28
Реализовать концепцию будущего парка «ЭКСПО-2025» сможет любой желающий

Под его территорию отведена беспрецедентная в истории мировых выставок площадь.

4 декабря 2017, 21:06
Сергей Тушин принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

Замглавы Администрации рассказал о готовности города к выборам Президента РФ и подвел итоги финальной жеребьевки ЧМ-2018.