Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Екатеринбург и Челябинск: мы больше дополняем друг друга, чем конкурируем

6 июля 2017, 17:52

Алексей Прядеин рассказал об итогах социально-экономического развития Екатеринбурга.

Начальник Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга Алексей Прядеин в эфире «Город 107,6 FM» рассказал о проведении промышленной выставки «Иннопром», а также об итогах социально-экономического развития Екатеринбурга в первом полугодии 2017 года.

Ведущий: Здравствуйте! В эфире «Город 107,6 FM». Сегодня мы говорим об экономическом развитии Екатеринбурга. У нас в гостях начальник Департамента экономики Администрации Екатеринбурга Алексей Прядеин. Алексей Анатольевич, здравствуйте!

Прядеин А.А.: Добрый день!

Ведущий: На следующей неделе, с понедельника, начинается «Иннопром-2017». Для Администрации города это тоже важное событие, которое показывает направление развития Екатеринбурга и помогает этому развитию.

Прядеин А.А.: Вы совершенно правы. Одно из стратегических направлений развития, которое включается во все наши планы, - проведение крупных мероприятий на территории нашего города, которые организуют городские, областные, федеральные власти или международные организации. В данном случае мы говорим о федеральном мероприятии, то, что нам удалось его здесь организовать, закрепить, сделать составной частью календарного плана на федеральном уровне - это большое наше достижение и наших коллег из правительства Свердловской области. Такие мероприятия формируют имидж города.

Ведущий: Про имидж можно говорить бесконечно, а какие конкретные вещи мы получим? Первый контракт на «Иннопроме» всегда заключается Администрацией города, что ждет муниципалитет от этой выставки?

Прядеин А.А.: В этом году проводится уже восьмой «Иннопром», и ежегодно заключаются десятки соглашений о сотрудничестве, как протоколов о намерениях, так и вполне конкретных контрактов на конкретные суммы денег. Суммы эти исчисляются миллиардами рублей. Результаты мы всегда видим в течение года или нескольких лет в зависимости от величины проекта. Выставка - это символ. Конечно, контракты подготавливаются заранее, а подписываются уже на этом ярком красивом мероприятии. Тем не менее, вся работа отслеживается, и виден положительный социальный эффект. Одно из первых соглашений, которое будет заключаться Администрацией города на «Иннопроме-2017», - это соглашение с «СКБ-Контур». Это первые шаги по формированию IT-кластеров на территории Екатеринбурга, создания некоего подобия Силиконовой долины на Широкой Речке. Наш город является одной из столиц по разработке программного обеспечения, это одно из наших приоритетных направлений.

Ведущий: Это наукоемкое направление, которое надо развивать, если город, область, регион хочет быть конкурентоспособным на современном рынке?

Прядеин А.А.: Да, девиз «Иннопрома-2017» - «Умное производство: глобальный подход». Без IT-производства это невозможно.

Ведущий: Какая ситуация в Екатеринбурге с социально-экономическим развитием, каковы результаты первого полугодия 2017 года?

Прядеин А.А.: Мы буквально накануне подвели итоги первого полугодия, и показатели имеют разнонаправленные тенденции. Не хотелось бы сразу пугать наших слушателей. Начнем с того, что индексы промышленного производства показывают снижение - 86 % к аналогичному периоду прошлого года, но вспомним, что прошлый период характеризовался резким всплеском промышленного производства в Екатеринбурге. Ряд крупных предприятий выдавал огромные поставки по своим контрактам.

Ведущий: Военно-промышленный комплекс имел значительную долю.

Прядеин А.А.: Да, но не только. По некоторым отраслям индекс 2016 года к 2015 году был более 200 %.

Ведущий: Это снижение - все равно улучшение по сравнению с 2015 годом?

Прядеин А.А.: Да, фактически мы вернулись к нормальной тенденции после всплеска и продолжаем поступательное сдержанное развитие в части промышленного производства.

Ведущий: А почему так произошло в 2016 году?

Прядеин А.А.: Ряд предприятий выдавал продукцию по государственному оборонзаказу. Накопленная в течение года и даже дольше продукция отгружалась именно в этот период 2016 года. Когда мы выстраиваем график, мы видим нормальную тенденцию возрастания промышленного производства. Это не может не радовать.

Ведущий: А как в области торговли?

Прядеин А.А.: По объемам торговли на душу населения мы уступаем только Москве и Санкт-Петербургу, а по обеспеченности торговыми площадями никому не уступаем, находимся на одном уровне с крупнейшими европейскими центрами. В первом полугодии мы от падения розничного товарооборота в реальном исчислении с учетом инфляции перешли к росту. Произошло оживление розницы, это говорит и о том, что начали расти доходы населения. Продолжилась тенденция роста заработной платы на 4,5 % в реальном исчислении по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Ведущий: И бюджет неожиданно пополнился на 12 %?

Прядеин А.А.: При подготовке бюджета мы подходим всегда достаточно консервативно, реально. Мы видим источники и стараемся под них планировать расходы. В течение года, к счастью, источники дохода показали позитивную динамику, что позволило нам скорректировать параметры бюджета в сторону увеличения.

Ведущий: Чемпионат мира по футболу тоже привлекает в бюджет достаточное количество финансов: федеральных и областных.

Прядеин А.А.: Совершенно верно. Средства Свердловской области и Российской Федерации к нам поступают, это увеличивает нашу ответственность за своевременное расходование. Чемпионат уже скоро, и еще много нужно успеть сделать.

Ведущий: Успеть до конца 2017 года, а в 2018-м останутся только доделки?

Прядеин А.А.: Все, что касается зеленого хозяйства, а я сюда включаю и тренировочные поля - трава должна быть засеяна и выращена уже в этом году. В следующим году она должна уже работать. Должны быть сделаны и все парки, в следующем году на это времени уже не будет. Думаю, что мы все успеем.

Ведущий: Хорошо бы закончить и ремонт дорог?

Прядеин А.А.: Да, перекрывать город в 2018 году нам никто не разрешит. Почти 880 тысяч квадратных метров дорожного покрытия будет отремонтировано. Это пиковый для нас объем, подобный был только в 2013 году, перед прошлыми выборами. Полтора миллиарда ассигнований выделено, и подрядчики активно работают. Уже появились первые отремонтированные улицы, автомобилисты это уже почувствовали.

Ведущий: Как проведение крупных мероприятий, таких как «Иннопром», чемпионат мира по футболу, заявка на «ЭКСПО-2025», влияет на вектор развития Екатеринбурга?

Прядеин А.А.: Проведение мероприятий такого уровня, как чемпионат мира по футболу, а ранее - молодежный кубок по хоккею, соревнования по теннису и другие, ранее было невозможным для Екатеринбурга, а сегодня уже стало возможным. При актуализации Стратегического плана мы стали учитывать это как потенциал для развития города. То, что мы реально претендуем на проведение универсальной выставки «ЭКСПО-2025» наряду с такими городами, как Осака, Париж, Баку, говорит о том, что мы имеем богатый потенциал для развития. Это мы должны учитывать. С другой стороны, планируя на 5-7 лет вперед, мы должны понимать, что можем и не выиграть «ЭКСПО-2025», поэтому мы закладываем некий сценарий на случай, если выиграем, и на случай, если нет.

Ведущий: Если выиграем, что это нам даст?

Прядеин А.А.: Даже дух захватило! Если серьезно, это даст огромные возможности для лоббирования наших интересов на разных уровнях. Тогда не будет вопроса о строительстве метрополитена, будут огромные инвестиции в строительство жилья и нежилых помещений, фактически, мы разовьем новый район города, правобережный ВИЗ.

Ведущий: Это будет основная площадка?

Прядеин А.А.: Скорее всего, она сместится немного на запад. Вся территория южной набережной Верх-Исетского пруда будет современной рекреационной зоной, многофункциональной зоной. Будет перестроена вся транспортная инфраструктура. Мультипликативные эффекты, которые последуют, как волны преобразят наш город.

Ведущий: Сейчас активно обсуждается строительство скоростной магистрали от Москвы через Казань, Екатеринбург в Пекин. Второе, скоростная трасса до Челябинска, 1 час 10 минут составит продолжительность поездки, это практически объединит наши города. Как это повлияет на развитие Екатеринбурга?

Прядеин А.А.: Создание высокоскоростных транспортных коридоров с высокой пропускной способностью всегда благоприятно влияет на те города, через которые они проходят.

Ведущий: Вспомним Транссибирскую магистраль.

Прядеин А.А.: Да, те города, через которые она проходит, стали хребтом России. А Верхотурье, которое было столицей края, стало тем городом, который мы сегодня видим. По высокоскоростным магистралям мы будем проводить на «Иннопроме» круглый стол на стенде Администрации Екатеринбурга: «Высокоскоростные магистрали - драйвер экономического развития города и региона». В дискуссии будут участвовать первый вице-президент скоростных магистралей из Москвы, коллеги и эксперты из Екатеринбурга, Челябинска, Перми и Казани. Специалистов из Перми мы позвали, чтобы показать, что город может не получить, если через него не проходит магистраль. Магистраль проходит между Пермью и Уфой, эти два города не получат таких преимуществ, как Екатеринбург. Я не вижу больших перспектив перевозки пассажиров из Москвы в Екатеринбург, но локальные перевозки Казань - Екатеринбург, Челябинск - Екатеринбург должны дать огромный импульс для усиления взаимодействия между нашими городами. Челябинск и Екатеринбург станут практически одним городом, можно рассматривать свою трудовую карьеру в одном городе, проживая в другом.

Ведущий: Многие челябинцы смотрят на это, как на свой шанс, потому что Екатеринбург развивается быстрее.

Прядеин А.А.: Да, и с другой стороны - это шанс для Челябинска использовать потенциал Екатеринбурга. Мы получим один город, который будет пользоваться общими преимуществами.

Ведущий: Нас это будет подстегивать, так как будет конкуренция с точки зрения трудовой силы.

Прядеин А.А.: Не в полной мере, мы больше машиностроительный город, а Челябинск - более металлургический, мы больше дополняем друг друга, чем конкурируем. Хотя нас взволновало, когда в Челябинске решили построить большие логистические комплексы, потому что мы не заинтересованы отдавать свою складскую распределительную функцию по Сибири и Северу.

Ведущий: Это до сих пор одно из направлений развития Екатеринбурга.

Прядеин А.А.: Да, и мы продолжаем поддерживать свой приоритет и планируем на перспективу до 2035 года. Челябинск как конкурент нам не нужен, но, получая транспортный коридор, который будет использоваться не только для пассажирских перевозок, но и для скоростных удобных грузоперевозок, мы объединяем свои логистические потенциалы и искореняем конкуренцию как деструктивный элемент.

Ведущий: Это будет одна система, где важен каждый элемент.

Прядеин А.А.: Если крупный логистический оператор придет не к нам, а в Челябинск, то при таком раскладе нас это больно не ударит.

Ведущий: О транспорте в Екатеринбурге: повременной тариф… Что вы насчитали в итоге?

Прядеин А.А.: Процесс запущен, подготовлено распоряжение, по которому начнет работу группа, тестирующая повременной тариф. Будет два варианта: повременной тариф на 30 минут за 28 рублей и часовой за 40 рублей. Это временной промежуток от фиксации оплаты в одном транспорте до фиксации оплаты в другом. За полчаса вы можете пересесть столько раз, сколько успеете. Думаю, что за 30 минут случится одна пересадка, поэтому тариф приравняли к стоимости одной поездки, но получается, что вы выиграли, получили две поездки за стоимость одной. Мы помогаем гражданам добраться по тому маршруту, который им наиболее удобен. Часовой тариф нужен тем, кто едет издалека, мы сделали обследование по транспортным предприятиям, посмотрели промежутки между фиксацией оплаты по «ЕКАРТЕ» и мы увидели, что более 90 % граждан успевают сделать пересадку в течение часа. Было проведено социологическое исследование, опрос более трех тысяч человек показывает, что более 75 % населения успевает пересесть даже за 45 минут. Поэтому интервал в 60 минут - с некоторым избытком, чтобы точно все успели сделать пересадку.

Ведущий: Да, за час можно успеть.

Прядеин А.А.: По некоторым направлениям люди даже могут успеть доехать до места назначения, сделать покупки и сесть на автобус домой за те же 40 рублей. Важный момент - повременной тариф не заменяет собой все остальные тарифы. Если повременным тарифом на 30 и 60 минут вам пользоваться невыгодно, вы вправе пользоваться любыми другими тарифными планами, которые сегодня существуют. Калькулятор мы сделаем и выложим на портале Екатеринбурга, чтобы каждый мог выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Ведущий: Многие жалуются на длительное ожидание на остановках.

Прядеин А.А.: Это комплексный вопрос. Для регулярного хождения транспорта мы делаем выделенные полосы, общественный транспорт будет двигаться быстрее. Контракты, которые мы сейчас будем заключать, будут содержать требования к интервалам движения. Мы за этим будем четко следить и наказывать в случае нарушений. Сегодня многие маршрутки регулярно работают только в часы пик, а днем и в вечернее время допускают большие интервалы.

Телефонный звонок: Меня зовут Людмила, у нас на Сортировке практически нет бассейнов, спортивных сооружений, а у меня очень активный внук. Как будет решаться этот вопрос?

Прядеин А.А.: Бассейны - наша общая боль, обеспеченность около 11 % от нормативов, так традиционно получилось, еще в советское время у нас бассейны не строились. В каждом районе мы построили «сухой» ФОК, затем перешли к строительству ледовых, их уже несколько по городу, сейчас строим совместно с УГМК на Уралмаше. Следующий этап - «мокрые» ФОКи, с небольшими 25-метровыми бассейнами в каждом районе в шаговой доступности. В ближайшее время закладывается два таких сооружения: в Верх-Исетском и Железнодорожном районах. По срокам пока не сориентирую, мы планируем включить это в предвыборную программу губернатора «Пятилетка развития», высоки шансы на софинансирование. Другой вариант, который мы сегодня прорабатываем, - работа с инвесторами, когда они строят бассейны на муниципальной земле. В дневное время в этих бассейнах занимаются детишки, в другое время - это коммерческое использование, чтобы отбить инвестиции. Это схема рабочая. С другой стороны, нам лучше, когда детишки занимаются с 08:00 до 20:00, а не в узком диапазоне времени. А частник в своих интересах может нас зажимать.

Ведущий: Тем не менее, какие-то шаги надо делать.

Прядеин А.А.: Да, идея строительства частных бассейнов достаточно хорошая, потому что это коммерчески привлекательная вещь. Мы в течение достаточно долгого времени пытаемся реализовать проект - Дворец водных видов спорта. Там планируется большой бассейн на 50 метров, прыжковая зона, два небольших бассейна, это комплекс хороших международных стандартов, это очень дорогой проект, мы прорабатываем разные варианты, надеемся, что реализуем в ближайшие годы.

Ведущий: Екатеринбург открыт для предложений, мы это видим на различных форумах.

Прядеин А.А.: Эти форумы будут проводиться постоянно, это целенаправленная постоянная работа. Это не разовые мероприятия. Мы переходим на новые типы работы с горожанами, это высокая вовлеченность населения в принятии решений по внешнему облику города, городских пространств, городской среды. Как будет выглядеть набережная Исети, площадь 1905 года - мы выносим на общественное обсуждение. Естественно, конечную точку поставят профессионалы, но с учетом мнения горожан.

Ведущий: Форумы, где общаются разные города, это интересно и для гостей, и для нас?

Прядеин А.А.: Каждый из городов имеет свою практику решения разных вопросов, общение нас обогащает. На прошлом форуме «Города России - 2030» были представители 25 субъектов Федерации, каждый рассказал свою интересную историю. Многое мы реализовали в своих решениях, много коллеги взяли от нас. Наращивая совместную вовлеченность городов, мы наладили сеть обмена информации. У нас есть общая база данных, мы знаем, что происходит в других городах по транспорту, по коммунальным услугам. Но ничто не заменит личного общения на форумах.

Ведущий: Что будет в этом году?

Прядеин А.А.: Будет традиционный форум высотного и уникального строительства 100+, это форум федерального статуса, организационный комитет возглавляет Министр строительства РФ, мой профильный форум «Города России - 2030», который в этом году пройдет 15-16 ноября в Ельцин Центре под девизом «Перекрестки возможностей». В этом году мы закончили разработку долгосрочного прогноза развития города до 2035 года. Стало видно, что мы находимся на перекрестке, будущее закладывается сегодня, определяемся, по какому пути будем двигаться. Расчеты показывают, что в любом случае мы будем развиваться, но к 2035 году, используя только торговый потенциал, мы достигнем потолка, мы должны производить машины, приборы - это белая цифровая промышленность 4.0 и 5.0. В качестве примера я расскажу, что одно из мероприятий на «Иннопроме-2017» - круглый стол с Уральским отделением Российской академии наук.

Ведущий: Будет заключено соглашение?

Прядеин А.А.: Да, на этом круглом столе будет заключено соглашение о сотрудничестве. Круглый стол будет вести академик Валерий Николаевич Чарушин. Будет пять докладов о научных разработках институтов нашего отделения и предприятий, которые реализуют эти разработки в производстве товарной продукции. Это демонстрация потенциала, который имеет наш научный центр, как можно реализовывать наработки в производстве наукоемкой продукции.

Ведущий: Важно, что это соединение местной науки с предприятиями.

Прядеин А.А.: Да, на встрече мы услышали, что у нас есть передовые разработки на мировом уровне. Если мы научимся их перекладывать на промышленные рельсы - это будет огромный шаг вперед.

Ведущий: Начинается конкурс, посвященный взгляду молодежи на развитие города.

Прядеин А.А.: Да, это всероссийский конкурс молодых ученых: студентов, аспирантов, преподавателей до 35 лет. Это могут быть разработки в сфере благоустройства, транспорта, мы здесь не ограничивали темы, главное - что это касается развития городской среды. Мы рассчитываем получить большое количество интересных работ, итоги подведем на форуме 15-16 ноября, победители выступят на секции наравне со старшими коллегами, состоявшимися учеными.

Ведущий: Тема урбанистики становится все более популярной, не только узких специалистов, но и у жителей города.

Прядеин А.А.: Более 70 % населения России живет в городах. С ростом производительности труда, изменением специфики труда появляется потребность в комфортной городской среде. Много фрилансеров, много людей со свободным графиком, офисные работники, выходя даже на обед в город, тоже должны чувствовать себя комфортно. Мы принимаем участие в уборке города, появляются прекрасные инициативы по благоустройству города.

Ведущий: Город начал себя ощущать, жители стали ответственнее. Стратегия до 2035 года развивает эти тенденции.

Прядеин А.А.: Да, многоуровневое развитие городской среды, что позволит выделить город на российском и международном уровне, сделать что-то уникальное, недостижимое для других. С другой стороны, у нас есть стратегическое направление развития местного самоуправления и гражданской активности. Органы власти достаточно инертны, инициатива горожан делает жизнь намного более динамичной.

Ведущий: Здесь главная задача - услышать горожан.

Прядеин А.А.: Да, услышать и выстроить правильное взаимодействие, брать конструктивные инициативы и продвигать их.

Ведущий: Вы открыты для мнений горожан, а критика будет всегда. Что в ближайшее время изменится в городе?

Прядеин А.А.: Изменится многое, не только набережная, но и другие парки. Сквер между Дворцом молодежи и Центральным стадионом, проект «Бульварная лента» будет реализовываться в ближайшее время - это будет место притяжения горожан. Сильно преобразится сад Вайнера около филармонии, зеленая зона за Главпочтамтом - весь квартал. Таких объектов по городу достаточно много.

Ведущий: Площадь 1905 года: обсуждение идет волнами.

Прядеин А.А.: Собраны пожелания горожан и экспертные мнения, итоговый вариант вынесут на обсуждение общественности. Думаю, что получим что-то очень интересное.

Ведущий: Бюджет Екатеринбург не так велик, какие есть варианты?

Прядеин А.А.: Мы проводим активную политику по вовлечению частных инвестиций. Бюджет Екатеринбурга - 38 миллиардов рублей, это больше бюджета Омской области, но все равно не вмещает всех наших пожеланий и потребностей. Мы подготовили альбом инвестиционных предложений, приглашений к сотрудничеству - от метрополитена до реконструкции школьного бассейна. Мы готовы обсуждать каждую идею. Конечно, метрополитен мы не видим без участия федерального финансирования. Если первую ветку мы построили в основном за счет городского бюджета, сегодня это невозможно. Ситуация изменилась, у нас сегодня нет 30 % отчислений по НДФЛ. Строительство того же Дворца водных видов спорта, мы готовы обсуждать выделение земли, строительство трамвайной ветки в Академический, реконструкция школьного бассейна в Железнодорожном районе, это отдельно стоящее здание, которое может быть использовано и частным инвестором, и другие проекты.

Ведущий: Екатеринбург развивается и будет развиваться, будем надеяться, что многие идеи реализуются.

Прядеин А.А.: На «Иннопроме-2017» мы проведем координационный совет по инвестициям, рассмотрим первоочередные проекты: трамвай, по парковочному пространству, проект Водоканала по осушке иловых остатков, по строительству улицы Металлургов, чтобы продлить ее до Новомосковского рынка для прямого проезда автобуса.

Ведущий: Совет покажет инвестиционную привлекательность, куда надо двигаться в ближайшей перспективе.

Прядеин А.А.: Да.

Ведущий: Большое спасибо, у нас в гостях был Алексей Прядеин, начальник Департамента экономики. До новых встреч!

Прядеин А.А.: Спасибо, до свидания!

Фото www.yandex.ru

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


19 сентября 2017, 12:59
«Безопасные и качественные дороги»: Екатеринбург успешно вошел в программу

Евгений Архипов рассказал о ходе ремонта улично-дорожной сети.

18 сентября 2017, 20:02
Евгений Архипов принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

Он рассказал о ходе ремонта улично-дорожной сети и подвел итоги тестирования повременного тарифа.

14 сентября 2017, 17:11
Ремонт дорог: лабораторный контроль по 14 параметрам

Виктор Юровицкий рассказал о работах на проспекте Ленина.