Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

«Иннопром-2017»: Екатеринбург привлек интерес к российской экономике

18 июля 2017, 11:29
«Иннопром-2017»: Екатеринбург привлек интерес к российской экономике

Андрей Корюков подвел итоги прошедшей международной выставки.

Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков в программе «Открытая студия. Екатеринбург» на телеканале «41-Домашний» рассказал об итогах проведения международной выставки «Иннопром-2017», а также о предстоящем Всероссийском форуме «Стратегия городов - 2030: перекрестки развития»

Ведущая: Добрый вечер, в эфире «Открытая студия». Гость нашей студии сегодня - заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Андрей Корюков. Андрей Александрович, добрый вечер!

Корюков А.А.: Добрый вечер!

Ведущая: Екатеринбург продолжает подводить итоги «Иннопрома-2017». В этом году на площадках выставки масштабно обсуждались темы, которые касаются всех: метрополитен, жилищно-коммунальная сфера, жилье. Для Екатеринбурга тема транспорта в контексте строительства метро особенно актуальна. Если метро продолжать строить, то за чей счет? Вы считаете, что метро нужно строить вместе за счет бюджетов различных уровней, или в строительство должен вложить деньги инвестор. Третий вариант для тех, кто считает, что городу вторая ветка метро не нужна, лучше развивать наземный транспорт. Итоги опроса подведем в конце программы. Каким был «Иннопром» в этом году, что придало выставке особый статус?

Корюков А.А.: Мы проводим «Иннопром» в восьмой раз, посещение первым лицом государства Владимиром Владимировичем Путиным и церемонии открытия, и выставочных павильонов говорит о том, что государство обратило на выставку внимание, статус повышен. Это привлечет следующих более крупных посетителей, как со стороны технологий, промышленности, так и глав государств. Благодаря действиям временно исполняющего обязанности губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева более 20 стран, 620 крупных международных предприятий приняли участие в этой грандиозной выставке, ее посетило более 51 тысячи человек. Участие Японии как основного партнера придало новый интерес к технологиям, возможностям как западной части света, так и восточной, к нашей российской экономике.

Ведущая: Обсуждался и вопрос строительства метро. Будем мы его строить, какие варианты были предложены?

Корюков А.А.: Один из самых ключевых вопросов для Екатеринбурга с точки зрения транспортных вопросов - это уход под землю, строительство метро. Нам очень тяжело далась первая линия, мы ее строили практически тридцать лет, это 16,5 миллиарда рублей, но 9,5 километров преодолевается за 20 минут. Это самое эффективное метро в Российской Федерации.

Ведущая: Значит, будем строить вторую ветку?

Корюков А.А.: Конечно, строить нужно обязательно. Вопрос в другом, технологии наземных видов транспорта развиваются. Мы сегодня можем говорить о скоростных трамваях со сцепкой 3-4 вагона и скоростью движения на выделенных полосах 50-60 километров в час. Это дешевле, по эффективности не уступает метрополитену. Затраты на его строительство в десятки раз меньше, поэтому возникают альтернативные предложения.

Ведущая: Вы проголосуете за наш третий вариант?

Корюков А.А.: Это один из вариантов, который сегодня надо обсуждать, просчитывать экономически. Нас очень заинтересовала идея НПО автоматики: военно-промышленному комплексу в течение пяти лет необходимо подготовить выпуск до 50 % продукции на гражданскую тему. Сегодня они задались вопросом: «А не сделать ли трамвай автономным, чтобы он ездил на аккумуляторах?» 30-40 процентов стоимости трамвайной линии - это провода и силовое подстанционное устройство. Если мы это не будем строить, то эффективность возрастает еще в три раза. Тогда уже точно можно говорить о конкуренции наземной трамвайной линии на выделенной полосе с метро.

Ведущая: Сколько времени может уйти на разработку такого вида транспорта?

Корюков А.А.: Сегодня обсуждается вопрос строительства трамвайных линий в Академический. В течение трех лет мы уже реализуем проект трамвая до Верхней Пышмы. На разработку аккумуляторов, думаю, лет пять уйдет. Хотя сегодня есть известные мировые достижения - автомобиль «Тесла». Он сегодня имеет дальность пробега, сравнимую с легковыми автомобилями, по всем остальным характеристикам он их превосходит. Есть уже не только опытные, но и промышленные образцы. Вопрос, можно ли это сделать у нас в России? У нас есть еще ограничения по технологиям.

Ведущая: Есть ли у нас ограничения по инвестициям? Второй способ - строительство метро за счет инвестора. Есть ли инвестор, который готов вложиться в столь долгосрочный проект?

Корюков А.А.: Мы меняем тактику в связи со Стратегией развития города. Мы сегодня ставим цель не сделать Екатеринбург лучшим городом России, а сделать крупным агломерационным городом мирового масштаба. Это значит, что нужно привлекать сюда иностранный капитал. Мы сегодня использовали площадку «Иннопрома-2017», чтобы представить, какие самые интересные инвестиционные проекты в городе есть, обязались раз в полгода проводить координационные советы, привлекая не только банки, промышленность, науку, но и иностранных инвесторов.

Ведущая: Есть иностранные предприниматели, готовые вложить деньги в развитие транспорта города?

Корюков А.А.: На сегодняшний день крупных проектов не так уж и много. Мы являемся одним из крупнейших городов Российской Федерации, с точки зрения логистики мы стоим на пересечении Европы и Азии. К нам всегда проявляется интерес со стороны освоения пространств Сибири, Урала, поэтому мы интересный город, интересный объект для вложения инвестиций. Делегация Японии достаточно долго была на площадке Екатеринбурга, Свердловской области, чтобы посмотреть, что сегодня город предлагает для них. Вложение в строительство метро не представляет уже такой большой суммы, если перевести ее в йены, доллары, она сразу становится интересной для вложения.

Ведущая: Бюджеты готовы финансировать строительство метро?

Корюков А.А.: Здесь как раз и трудности, поэтому мы меняем тактику. В свое время была программа по строительству метро в городах-миллионниках, но последние три года она приостановлена. В перспективе мы ожидаем какую-то помощь от Федерации, но больше надо надеяться на свои собственные ресурсы, на инвестора, который готов вложить деньги. Инвестор может взять эти объекты в концессию, в течение 30-40 лет возвращать средства через плату за использование этих объектов.

Ведущая: Есть такой мировой опыт?

Корюков А.А.: Есть, не скажу про метро, но есть при использовании автобусов, трамваев. Мы рассматривали и другие проекты. Есть инвесторы, в том числе и российские. Им нужна четкая тарифная политика. Это прозвучало и на других площадках, где мы были со своими инвестиционными проектами.

Ведущая: Были на «Иннопроме-2017» и интересные коммунальные проекты.

Корюков А.А.: Сегодня есть осознание, что стратегия развития до 2030, а тем более до 2035 года без создания агломерации - это уже вчерашний вопрос. Ясно, что за этот период времени мы и наши близлежащие города вырастем таким образом, что мы соединимся. Первое, что нас интересует, это транспортные проблемы. Второе, особенно в текущий год экологии, это мусор и сточные воды. Ежегодно город производит 180 миллионов кубов, для сравнения, озеро Шарташ - это 22 миллиона кубов. Шесть Шарташских озер мы производим ежегодно. Иловых осадков, которые создаются в течение 2-3 лет - это около 120 тысяч тонн. Переработка такого количества сточных вод и ила интересна и для нас, и для всех близлежащих городов.

Ведущая: Есть новые технологии, которые уже сегодня можно внедрить в жизнь?

Корюков А.А.: На стенде Екатеринбурга было подписано соглашение Администрацией города и Уральским отделением Академии наук о сотрудничестве и развитии, внедрении фундаментальных разработок. Ученые сегодня говорят, что иловые осадки - это удобрение, если их соответствующим образом переработать. Их можно использовать в производстве цемента, такие эксперименты прошли в Сухом Логу и Невьянске. Это может быть и присадка к топливу для производства тепловой энергии. Наука подсказывает, что это продукт, который можно использовать в повседневной деятельности.

Ведущая: Кто будет главным партнером на «Иннопроме-2018»?

Корюков А.А.: Да, во второй день «Иннопрома-2017» было подписано соглашение, что следующим партнером будет Южная Корея, очень интересный девиз - «Цифровое производство». Внедрение цифры мы видим практически везде.

Ведущая: И Президент говорил о цифровой экономике, какие вызовы она ставит перед городами.

Корюков А.А.: Сегодня за цифровыми технологиями будущее, при разработке любой стратегии о новых технологиях надо задумываться заранее, до их внедрения, об этом активно говорил Герман Греф. Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что это вызов, который необходимо принять.

Ведущая: На «Иннопроме-2017» говорили и о решении социальных вопросов. Будет ли операционный блок в больнице № 40? Об этом впервые было заявлено на самом высоком уровне.

Корюков А.А.: У нас есть объект незавершенного производства на территории больницы № 40. Мы рады, что из уст Президента получено распоряжение в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец о необходимости выделения средств для завершения строительства и оборудования этого комплекса. Для Екатеринбурга и Свердловской области это большой плюс в развитии медицины. Это новые технологии, по сути дела, это непрекращающийся поток операций, которые можно делать с применением самых современных методик. Это центр, который сможет помочь большому количеству людей.

Ведущая: В ноябре этого года в Екатеринбурге состоится форум «Стратегия городов - 2030: перекрестки развития». Какие главные вопросы для городов России?

Корюков А.А.: Впервые на территории Российской Федерации мы предложили площадку Ельцин Центра как политического общественного места для обсуждения стратегии городов. Основной вопрос - куда двигаться, какую себе ставить цель для стратегии развития. Это развитие промышленности или сферы услуг, торговли, банковской деятельности. Второй вопрос, который всех сегодня волнует - экология и транспорт.

Ведущая: А как вопрос полномочий, за которые так бьются города, и Екатеринбург в том числе?

Корюков А.А.: Крупные города-миллионники, агломерации с населением свыше миллиона человек, их в России около пятнадцати, борются как за доходные источники, так и за большее количество прав и обязанностей. Маленькие города говорят о том, что готовы работать и под субъектом. У них нет базы для такой политики, как у крупных городов. Здесь мы понимаем, что нужно обсуждать и одну сторону, и другую, но все-таки провести дифференциацию. Сегодня субъекты Федерации Москва и Санкт-Петербург показывают, что дополнительные доходные источники, дополнительные полномочия - тренд для развития этих городов. У них есть хорошие достижения и хорошие программы: снос нестационарных объектов и программа, которая обсуждается в Москве, снос хрущевок и старых домов. Мы пока к таким проблемам даже и подступиться не можем.

Ведущая: Екатеринбург обсуждает Стратегию пространственного развития. Что эта программа изменит в жизни каждого жителя города?

Корюков А.А.: Очень хороший вопрос. Сегодня это часть общей стратегии. Очень сложно из сегодняшнего дня посмотреть в 2035 год. Стратегия пространственного развития поможет нам заглянуть в завтрашний день, осмотреться, что будет вокруг дома, в котором я живу или в районе, где я хотел бы жить. Какие будут объекты инфраструктуры, где будут места применения труда, какая будет транспортная сеть. Стратегия пространственного развития дает возможность заглянуть в 2035 год, осмотреться и сказать - такой город не устраивает, давайте планировать по-другому. Когда мы ездили по районам, все были готовы обсуждать сегодняшние проблемы, но осторожничали с 2035 годом. И самое сложное - ответственность. Приняв какую-то стратегическую линию, мы сможем увидеть результаты через десять лет, тогда что-то менять будет достаточно сложно.

Ведущая: Микрорайон Солнечный - это удачный пример формирования общественной и социальной жизни в отдельно взятом месте?

Корюков А.А.: В нашем городе семь районов, 68 микрорайонов. Есть районы, которые уже сложились - это Химмаш, Эльмаш, Уралмаш. Есть новые районы - Академический, Солнечный. Это очень интересный проект. Мы сегодня понимаем, что кроме строительства жилья и социальных объектов нужно задумываться и о применении рабочей силы. Солнечный интересен для нас, так как он очень быстро развивается, но он должен иметь и сферу применения труда, этого пока нет ни в Академическом, ни в Солнечном.

Ведущая: Трамвай появится и там, и там?

Корюков А.А.: Сегодня это альтернатива метро. Провести трамвай в Академический - это проект, который не имеет кольцевой системы, он менее эффективен. Поэтому мы говорим о том, чтобы рассмотреть проект кольцевой через микрорайон Солнечный на Керамику, и через Широкую Речку, ВИЗ правобережный на проспект Ленина, который мы увидим ко Дню города.

Ведущая: Несколько вопросов о трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.

Корюков А.А.: Это строительство выделенной скоростной магистрали, трамвайной линии, которую мы увидим через три года. Мы отработаем здесь все новые технологии: низкопольные трамваи, возможно, и запуск аккумуляторного трамвая. Думаю, что первые образцы уже должны появиться, и на этом участке мы могли бы их опробовать. Соединение двух городов таким видом транспорта позволит жителям Екатеринбурга работать в Верхней Пышме, а верхнепышминцам - в Екатеринбурге. Сегодня часть их уже работает здесь.

Ведущая: Вопрос от Владимира: «Работаю в Березовском, постоянно езжу в Екатеринбург, по улице Проезжей не проехать в часы пик».

Корюков А.А.: Это направление - следующий инвестиционный проект, который мы хотели бы обсудить. Мост через Трансиб построен в 60-е годы, часть транспортной проблемы мы решили, но нет клеверных развязок. На этом сооружении нужно достроить клеверные развязки и расширить улицу Проезжую. Я хочу сказать Владимиру, что расширять мы ее будем для выделенных полос общественного транспорта: для автобусов, а может и для трамваев.

Ведущая: Мы это будем делать постепенно, или когда будет агломерация?

Корюков А.А.: На сегодняшний день политического решения, что такое агломерация, на уровне Федерации нет. Поэтому сегодня основная стратегия - найти взаимовыгодные проекты для городов, которые находятся рядом с Екатеринбургом, и потихоньку начать их реализовывать. Сегодня очень большой приток жителей Березовского на рабочие места в Екатеринбурге, и мы приветствуем это. Достаточно много сегодня создано промышленных зон в Березовском, и часть екатеринбуржцев ездит туда. Создание общественной линии, перетока рабочей силы - это заинтересованность и Березовского, и Екатеринбурга. Это налоги, которые платятся здесь и реализуются в Березовском, и наоборот.

Ведущая: В Седельниково тоже появится новая точка роста. Что там будет?

Корюков А.А.: На «Иннопроме-2017» прозвучала хорошая инициатива Российских железных дорог. Сегодня строится логистический центр, который сможет обрабатывать 50 железнодорожных составов с контейнерными перевозками, площадью 2,5 тысячи гектаров, более тысячи рабочих мест. Это новая стратегия железных дорог на Трансибе, ускорение проведения транспортных потоков до Китая. Второе, это создание в центральных районах логистических центров, которые могут действовать помимо Трансиба. Проект грандиозный, очень перспективный. Это позволит соединить нас с Арамилем, сделать предприятие с большим доходным потенциалом, развить будущий район города на совсем иной инициативе.

Ведущая: Светлана спрашивает про регионы, которые находятся рядом с Екатеринбургом. Планируется ли железнодорожное сообщение Екатеринбург - Челябинск?

Корюков А.А.: Обсуждалось два направления высокоскоростных магистралей. Сегодня это реализовано на ветке Москва - Санкт-Петербург. Планируется высокоскоростная магистраль Москва - Казань - Екатеринбург-Пекин, и по Шелковому пути: Москва - Казань - Екатеринбург - Челябинск - Астана. Сегодня для таких крупных городов-миллионников, как Екатеринбург и Челябинск, появление высокоскоростной магистрали со временем в пути один час - это прорыв технологий, прорыв производства, переток рабочей силы. Основная идея крупных городов - возможность для населения искать лучшие места применения своего труда, соответственно, лучшую заработную плату, материальные активы.

Ведущая: Это вопрос ближайшей перспективы?

Корюков А.А.: На сегодняшний день есть трассировка, она даже имеет шесть возможных направлений. Проработано технико-экономическое обоснование проекта, два года нужно на проектно-сметную документацию, и 2-3 года на реализацию, если будет стратегический инвестор.

Ведущая: Вопрос от Егора: «Если будем строить вторую ветку метро, есть конкретное направление?»

Корюков А.А.: Конкретное направление: ВИЗ правобережный - площадь 1905 года - завод ЖБИ. Это уже проработанная ветка метро, она сделана по испанскому проекту. Это большой диаметр трубы, более 9 метров, которая делится пополам: поезд вверху и поезд внизу - это наиболее экономически эффективно и позволит быстро сделать эту ветку. Если есть деньги и инвесторы - строительство ветки обозначено в пятилетний срок.

Ведущая: Это прописано в Стратегическом плане развития Екатеринбурга?

Корюков А.А.: Это один из проектов, который может быть реализован, если появятся федеральные деньги или появится инвестор, готовый взять в концессию этот объект на 30-50 лет.

Ведущая: Мы ведь будем бороться за проведение «ЭКСПО-2025», возможно, это наш козырь?

Корюков А.А.: Мы будем бороться за все международные проекты, которые могут быть реализованы на территории Екатеринбурга: это проведение зимних и летних Олимпийских игр, мы в свое время имели эти традиции, конечно, проведение международной выставки «ЭКСПО-2025». Это наши направления, над которыми мы будем работать. Если такое мероприятие состоится, на него будут выделяться федеральные деньги, в том числе, мы будем просить на метро.

Ведущая: И на другие виды наземного транспорта, Вы уже рассказали о трамвае.

Корюков А.А.: На сегодняшний день была очень интересная идея, но она не оформилась в виде проекта: строительство кольцевой пригородной электрички вокруг Большого Екатеринбурга. Мы берем аналогию Москвы, где в прошлом году запущена такая линия по Москве и близлежащим городам. В принципе, есть и такой вид альтернативного транспорта.

Ведущая: Несколько слов об отчете по бюджету Екатеринбурга за первое полугодие. Почему бюджет должен быть публичным?

Корюков А.А.: Сегодня Екатеринбург - это крупнейший город, город-донор. Более 70 % поступлений всех налогов области в три уровня бюджета собираются на территории города. Особо важная задача - привлечь внимание населения к формированию бюджета. Важно, чтобы жители высказывали свое мнение, как бы они хотели видеть бюджет, как его проще изложить. Это серьезный документ на 400 страниц, как правило, его хорошо знают только профессионалы.

Ведущая: Где можно озвучить свое мнение?

Корюков А.А.: Есть интерактивное исследование, есть обратная связь. Мы стараемся как можно больше рассказать о бюджете в понятной терминологии, которая позволит жителям принять участие. Не уходя от общих цифр, жителей больше всего интересует, что будет построено в радиусе пяти километров от меня, как скоро он появится и что он принесет мне. Будь то строительство дороги, школы, детского садика, спортивного объекта - по сути, интересует это. Дальше нас интересует общественное мнение, общественное внимание, контроль за строящимся объектом. Сегодня по дорогам жители интерактивно отвечают, что дорога была построена плохо, во время дождя, просят обратить на это внимание.

Ведущая: Подводим итоги голосования, сегодня оно касалось строительства метро в Екатеринбурге. Вот такие результаты: 10 % говорят о том, что лучше развивать наземный транспорт, и вторая ветка метро городу не нужна, 26 % голосуют за привлечение средств инвестора, а большинство наше аудитории, 64 %, голосуют за привлечение бюджетов различных уровней.

Корюков А.А.: Сегодня сценарий развития Екатеринбурга имеет три направления: инерционный, когда все течет как всегда, базовый, когда торгово-сервисный и промышленный сектор развиваются одновременно, и инновационный путь, когда промышленность должна развиваться на новой, интеллектуальной и цифровой основе, торгово-сервисный сектор, банковский капитал тоже должны информационно развиваться. Будем работать во всех направлениях, и там, где у нас будет больше возможностей привлечь средства, будем двигаться. Сегодня наиболее реальный путь - привлечение крупных инвесторов с иностранным капиталом, имеющих опыт такого строительства в своих странах. Давайте скажем, что Япония - это страна высокоскоростных магистралей. Они первые заложили ее, реализовали, и отсюда пошли все технологии.

Ведущая: Спасибо за внимание, всего самого доброго и до встречи!

Корюков А.А.: Спасибо, до свидания!

Фото Юрия Ломакина

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Новости на эту же тему

17 июля 2017, 20:02 17 июля 2017, 15:16 17 июля 2017, 13:01 14 июля 2017, 15:14 14 июля 2017, 13:19 14 июля 2017, 11:21 13 июля 2017, 15:12 13 июля 2017, 14:17 13 июля 2017, 13:50 12 июля 2017, 18:12 12 июля 2017, 17:31 12 июля 2017, 14:55 12 июля 2017, 14:14
Сегодня, 12:00
Алексей Кожемяко примет участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

Программа «Открытая студия. Екатеринбург» на канале «41-Домашний» начнется в 19:30.

5 декабря 2017, 15:28
Реализовать концепцию будущего парка «ЭКСПО-2025» сможет любой желающий

Под его территорию отведена беспрецедентная в истории мировых выставок площадь.

4 декабря 2017, 21:06
Сергей Тушин принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург»

Замглавы Администрации рассказал о готовности города к выборам Президента РФ и подвел итоги финальной жеребьевки ЧМ-2018.