Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Юридическая помощь: как не наткнуться на аферистов?

31 июля 2017, 13:37
Юридическая помощь: как не наткнуться на аферистов?

Как правильно выбрать правовую консультацию и избежать плачевных последствий, рассказала Янина Голубева.

Сегодня рынок юридических услуг чрезвычайно насыщен. При этом потребителю достаточно проблематично судить о качестве предоставляемого продукта - до тех пор, пока он не столкнется с тяжелыми последствиями от некачественной деятельности юридических контор. Как правильно выбрать правовую консультацию и избежать плачевных последствий, рассказала директор МБУ «Центр правозащиты» Янина Голубева.

- Янина Владимировна, какие проблемы сегодня существуют на рынке юридических услуг?

- В последние годы существенно увеличилось количество жалоб на некачественные юридические услуги. Если за весь прошлый год было зафиксировано 38 таких обращений, и это нормальный показатель, который держался на одном уровне последние несколько лет, а ситуации в большинстве случаев разрешались в досудебном порядке, то за первую половину текущего года мы получили уже более 50 таких обращений. Каким будет итог года в этой сфере, сейчас предсказать сложно.

Если проанализировать причины увеличения количества обращений и попытаться найти, в какой именно сфере услуг возник такой серьезный провал, то станет понятно, что речь идет именно о защите прав потребителей различными исполнителями юридических услуг.

Мы заметили, что в последнее время на рынке появилось много новых организаций с агрессивной политикой привлечения клиентов: их реклама активно размещается в сети интернет, во всплывающих и постоянных окнах и предлагает бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей. «Защита прав потребителей бесплатно», «Общество по защите прав потребителей», «Комитет по защите прав потребителей», «Ни одного проигранного дела по защите прав потребителей» и другие не менее замечательные лозунги привлекают внимание граждан.

- Что именно кроется за столь привлекательными предложениями?

- Буквально вчера я наткнулась на новый незнакомый мне адрес, где якобы оказывает услуги Общество по защите прав потребителей. Так как работаем мы в этой сфере уже давно и коллег своих как добросовестных, так и не очень знаем, то я решила узнать подробнее, что же это за контора.

Напомню, что во всплывающем окошке указывалось, что это Общество по защите прав потребителей, что позволяет предполагать, что это общественная правозащитная организация, однако более никакой другой информации, включая название общества, не было. Перейдя по ссылке на их сайт, в разделе «Контакты» также никакой контактной информации я не обнаружила. Зато нашла девушку Наталью, которая готова была проконсультировать меня онлайн.

Первым делом мне хотелось узнать, как все-таки называется организация. Мне ответили очаровательной, но мало что проясняющей фразой: центр правовой поддержки. Продолжаем выяснять: а какая у вас организационно-правовая форма, спрашиваю я.

Потребитель должен знать, что организация в названии должна иметь в том числе и наименование организационно-правовой формы: общество с ограниченной ответственностью (ООО), открытое акционерное общество (ОАО), муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) и так далее.

Однако ответ на поставленный вопрос также ничего не прояснил: коммерческая организация, работающая при поддержке Правительства Российской Федерации.

И все-таки, продолжаю допытываться я, какое у вас наименование, под которым вы зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц. Хотелось бы понимать, с кем я общаюсь.

Наталья отвечает: вы общаетесь с юристом, организация коммерческая, мы работаем в 8 городах РФ и так и называемся - «Центр правовой поддержки».

В этот момент стало окончательно ясно, что контора всячески пытается скрыть информацию о себе. Для того, чтобы ее добыть, человек не только должен приложить массу усилий, но и обладать некоторыми специальными познаниями, которыми наши сограждане, как правило, не располагают. Они просто доверяют фразе - Общество по защите прав потребителей. В данном случае речи об общественной организации конечно же не шло.

Продолжаем общаться. Мне дают ссылку на другой сайт, где я вижу организацию, которая работает в Москве. Это общество с ограниченной ответственностью, кроме того на сайте указано, что они работают при поддержке правительства Москвы. Возвращаясь к своей собеседнице, спрашиваю: вы же говорили про поддержку Правительства России, а на сайте у вас указано правительство Москвы. На что мне отвечают: вы что, не понимаете, что это одно и то же?

Тут становится ясно, что общаюсь я видимо даже не с юристом, а если и с юристом, то с очень плохим и меня пытаются просто уговорить воспользоваться юридической услугой.

Видимо после этого моя визави решила, что общаться со мной не стоит, и прекратила переписку. Однако я продолжила знакомство с этой интересной конторой.

Сравнив их сайты, я увидела, что на екатеринбургском и московском сайтах представлены одни и те же люди, но опять же без контактов. Интересно, думаю, как же это они на два города работают? Или они работают дистанционно? Пытаюсь поискать информацию на одну из сотрудниц, которая якобы занимается защитой прав потребителей. И нахожу. Она действительно юрист, вот только занимается она патентным правом и работает не в Москве и не в Екатеринбурге, а в Киеве. Пишу этой юристке, спрашиваю, имеет ли она отношение в данной конторе. На что получаю ответ, что ни к этой фирме, ни к нашей стране она отношения не имеет. Таким образом, на сайте компании представлены ворованные данные людей, что прекрасно характеризует данную контору.

- И как же все-таки вести себя, если при попытке найти юрист-консульта, Вас вовлекают в такой вот диалог?

- Во-первых, не бежать сломя голову, если неизвестная организация активно зазывает Вас на бесплатную консультацию. Безусловно, вы можете воспользоваться предложением, но как только вам предлагают что-то оплатить, надо хорошенько подумать, а нужно ли вам это?

Бывают буквально неправдоподобные истории, когда люди пытаясь вернуть товар, стоимостью 500-1000 рублей заключали договоры на оказание юридических услуг стоимостью 18-25 тысяч рублей. Это как минимум неразумно, потребитель должен понимать, что суд такую сумму в большей вероятности не взыщет, даже как возмещение судебных расходов, посчитав, что эти расходы не разумны.

- Что люди получают за эти деньги?

- Чаще всего для начала представители таких юридических фирм оформляют жалобы в надзорные органы. Например, человек купил некачественный товар, и они оформляют жалобу в Роспотребнадзор, в Администрацию города, администрацию района, в прокуратуры разных уровней (иногда сразу в две), причем все жалобы типовые, меняются только адресаты. Кроме того, за эти деньги они оформляют претензию и черновик искового заявления. Вот оформление претензии - это правильный шаг, а подача жалоб - действие бесполезное, и результат его будет нулевым, потому что, как правило, проблема является гражданско-правовым спором и надзорные органы, органы прокуратуры в таких случаях рекомендуют обращаться человеку в суд, и санкции в отношении Вашего обидчика навряд ли станут принимать. Администрации города и района тем более не обладают компетенциями по решению указанных в жалобе вопросов.

Таким образом, человек теряет деньги и время впустую. А бесплатная консультация на деле оказывается очень недешевой.

- Можно ли дать гражданам какие-то рекомендации, чтобы они могли обезопасить себя?

- Чтобы с горяча не создать себе проблем, нужно следовать следующим рекомендациям.

  1. Если Вам предлагают оплатить какую-либо суму, нужно взять тайм-аут: попросить договор, и уже дома, в спокойной обстановке, его прочитать и подумать - нужны ли Вам предлагаемые услуги. Скорее всего через какое-то время вы сможете адекватно оценить ситуацию, и если цена услуги существенно больше тех денег, которые вы хотите вернуть, то пользоваться такой услугой однозначно не стоит.
  2. Если вы все-таки решили заключить договор, то нужно проследить, чтобы все данные вам обещания были зафиксированы в письменном виде. Можно даже оговорить, что, если вопрос в течение определенного срока решен не будет, что 80 % гонорара, например, вам возвращается. Если вам говорят нет, и что таких денег стоит одно только оформление документов - нужно разворачиваться и уходить, потому что жалобу любой потребитель может написать сам, а оформить претензию стоит существенно меньше 15-20 тысяч рублей.
  3. Далее потребитель обязательно должен обратить внимание, если вместе с договором ему предлагают сразу же подписать акт приемки-передачи, то подписывать его ни в коем случае не стоит! Этот документ можно подписывать только тогда, когда услуга уже выполнена, и Вы удовлетворены результатом. Если на подписи настаивают - надо задуматься, а стоит ли подписывать договор.
  4. Кроме того, когда вы отдаете даже копии документов, не говоря уже об оригиналах, вам стоит всегда брать расписку. Если юрист ответственен и добросовестен, то проблем с этим не возникнет.

Справка

Более подробные консультации по этому и другим вопросам можно получить во время штатного приема граждан в МБУ «Центр правозащиты», который проводится каждую неделю по понедельникам, вторникам и четвергам с 09:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:00). Краткую консультацию возможно получить также по телефонам +7 (343) 371-53-48, 354-55-82.

Администрация города Екатеринбурга напоминает, что все консультации Центра проводятся на безвозмездной основе. Прием ведется на улице Малышева, 31 «а», при этом никаких филиалов и представительств учреждение не имеет.

Беседу вела Ксения Хилаева, фото www.yandex.ru

31 июля 2017, 13:37
Ключевые слова: защита прав потребителей, юриспруденция

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 11:43
Интервью на «Город FM 107,6»: о бюджете и изменениях в законодательстве

Гостем студии станет депутат гордумы Владимир Крицкий.

11 декабря 2017, 16:30
Интервью на «Город FM 107,6»: фонд соцстраха на страже прав трудящихся

Александр Голышев расскажет о функциях и возможностях Фонда социального страхования.

8 декабря 2017, 12:20
Прямой эфир на «Город FM 107,6»: ОРВИ и грипп в Екатеринбурге

Гостья эфира подведет предварительные медицинские итоги 2017 года.