Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Хранитель музея: невозможно выучиться, можно только стать в процессе

10 августа 2017, 11:24
Хранитель музея: невозможно выучиться, можно только стать в процессе

Анна Гринева рассказала о своей работе.

Работа Анны Гриневой, главного хранителя Екатеринбургского музея изобразительных искусств, связана с обходом и осмотром своих постояльцев, а их у нее более 14 тысяч. В плановом порядке каждому нужно уделить внимание и проверить карточку состояния его здоровья. Если кто-то «закашляет» или «зачихает», то нужно правильно поставить диагноз и при необходимости отправить к узкому специалисту или прописать «постельный режим». Если постоялец чувствует себя отлично, то можно его и в свет отпустить: и себя показать, и на других посмотреть. Самое главное в ее деле - это не ошибиться, ведь ее почетные гости промахов не прощают, да и об их личной жизни посторонние знать не должны.

Анна Гринева производит впечатление замкнутого человека, когда заходит разговор о ее работе. Этому ее обязывает профессия. Фонды музея показывать другу или кому-либо еще нельзя, запрещено правилами, пишет портал культура.екатеринбург.рф.

А узнать побольше информации очень хочется. В годы Великой Отечественной войны в музее хранились эвакуированные из Ленинграда сокровища Государственного Эрмитажа. Сейчас же в здании на улице Вайнера, 11 планируется строительство культурного центра «Эрмитаж-Урал», в котором три-четыре раза в год будут выставляться экспонаты из фондов петербургского музея.

Через ее отдел проходит абсолютно все, что есть в музее, поэтому, по словам Анны Владимировны, работа в отделе хранения очень интересная, но ответственная. В задачу хранителя музейных ценностей входит продумывание условий хранения экспонатов. Известно, что для хранения бумаги, ткани, керамики нужны разные условия. Стоит выставить неправильный свет, и бумага уже никогда не вернет свой первоначальный вид. Одно неверное решение - и шедевр будет испорчен.

В ее ведомстве собрание искусства русского художественного авангарда 1910-1920-х годов, отечественного искусства 1920-1950-х и 1960-2000-х годов, коллекции скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мебели, фарфора.

В своем кабинете Анна Владимировна, когда ее спрашиваешь о профессии, смотрит на календарь и на свои записи. «Наша работа плановая, - отмечает она. - Бывают, конечно, какие-то авральные дела (куда уж без них!), но то, что задумано, то и выполняется».

Четвертый Международный фестиваль меццо-тинто, объединяющий художников сложнейшей техники гравюры со всего света, пройдет в Екатеринбурге с 18 августа по 1 октября, поэтому ей предстоит отсмотреть каждый оттиск, его сохранность, поставить на временный учет и занести данные о каждом произведении в электронную базу музея. Все это она делает вместе с коллегами.

Поскольку Анна Владимировна - главный хранитель, то в ее подчинении находятся три хранителя и один специалист по учетно-хранительской документации. Все они имеют высшее искусствоведческое образование и опыт работы в музее более трех лет. «Я лично присматривалась к ним, когда они только начинали работать в музее, и потом мы пригласили их стать хранителями. Я заметила в них главные качества, которые должны быть у человека нашей специальности: порядочность, аккуратность, внимательность и неравнодушие к своему делу. Хранителем музейных ценностей может стать только человек, горящий этой профессией. На хранителя невозможно выучиться ни в одном университете, им можно только стать в процессе, другого пути нет», - отметила Анна Владимировна.

1 марта 1995 года она и сама пришла сюда сначала в качестве лаборанта. Лишь спустя время ее перевели на должность младшего научного сотрудника, а потом и на должность хранителя. Для того, чтобы проделать этот путь, ей потребовалось достаточно времени. Это дело не быстрое, поскольку груз ответственности, который ложится на плечи хранителя, может выдержать только подготовленный человек.

В любой профессии знания нужно постоянно поддерживать в актуальном состоянии, но в музейном деле это особенно значимо. Государственный русский музей является учебной базой для музеев. Именно там хранители проходят повышение квалификации. В рамках дискуссий со специалистами можно рассмотреть многие вопросы, в том числе и касающиеся нормативной базы. Она достаточно большая, поэтому обо всех подводных камнях так с ходу и не узнать. Кроме того, нельзя забывать об интернете. Так, Мария Правдина, уважаемый среди музейщиков человек, создала группу в социальных сетях «Музейный учет Forever». Там ежедневно что-то выкладывается, коллеги делятся опытом. «Живого общения порой не хватает, а такие порталы дают возможность поддерживать профессиональные связи», - отмечает главный хранитель.

Анна Владимировна метафорично характеризует свою работу. «Каждый предмет можно сравнить с человеком. Кто-то ворчливый, кто-то легок на подъем и общителен, восприимчив к тому, что ему говоришь, - подмечает она. - Они ведь живые, и у них есть душа».

Когда что-то случается с шедеврами, то хранитель воспринимает это так, как будто что-то случилось с его близким человеком. В 1985 году психически нездоровый мужчина облил кислотой один из шедевров Рембрандта - «Данаю» в Эрмитаже. Едкое вещество уничтожило 27 % картины, реставраторам понадобилось около 12 лет, чтобы ее восстановить. Что в тот момент чувствовал хранитель, представить невозможно. К спасению картины приступили сразу же, к вечеру реставраторы остановили химическую реакцию, но вернуть целостность картины, конечно, было невозможно.

На ее столе постоянно звонит телефон. «Обычное дело», - говорит она. - Хранители часто ездят в командировки, а здесь без договоренностей не обойтись. Мы обычно планируем командировки для выдачи своих экспонатов. Нам нужно отдать их лично в руки хранителям музеев, в выставках которых принимают участие наши произведения. Иначе нельзя», - говорит Анна Владимировна.

Подтверждает ее слова и сложившаяся в профессиональной среде шутка: «Что сделает хранитель, если скульптура будет падать? Конечно же, ни секунды не задумываясь, подбежит и подхватит на руки, не боясь, что несколько тонн могут убить». В каждой шутке есть доля правды.

Вопрос о самом любимом моменте в работе Анна Владимировна не дослушивает, сразу же отвечает: «Близкое общение с экспонатом. Когда я надеваю перчатки и прикасаюсь к нему. Например, я помню, как в моих руках оказался набросок льва Валентина Серова. Он был без рамки, без всего! Нельзя не задуматься о том, что чувствовал человек, когда писал это произведение, через что это произведение уже прошло перед тем, как оказаться в моих руках. Каждый раз это встреча с целым миром, эпохой».

Для кого-то работа в архиве ассоциируется с пылью, но только не для Анны Гриневой. Для нее это нетривиальный мир, который полон чудес и родных людей - ее предметов. К ним она относится с трепетом, ее глаза горят, когда она пусть и неохотно, но рассказывает о них. Наверное, это и есть профессиональное счастье.

Текст подготовила Александра Петкау, фото Татьяны Доукши

10 августа 2017, 11:24
Ключевые слова: музеи екатеринбурга, музей изо, эрмитаж, культура

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


16 декабря 2017, 20:26
Автор саундтрека к «Гладиатору» сыграет в Праге для зрителей Екатеринбурга

Посмотреть концерт Ганса Циммера можно будет на экранах «Космоса».

16 декабря 2017, 18:51
Катание на собачьей упряжке: в Екатеринбург придут традиции европейского Рождества

В городе откроется более 50 площадок и развлечений.

13 декабря 2017, 17:28
Инклюзивный исторический бал в стиле XIX века пройдет в уральской столице

В празднике смогут принять участие как горожане с ОВЗ, так и жители Екатеринбурга, не имеющие инвалидности.