Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Культура Екатеринбурга на вкус, запах и цвет: какой ее видят горожане?

11 августа 2017, 13:18

В психолингвистическом эксперименте приняли участие 65 студентов.

Известные фламандские художники Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс написали совместно пять «энциклопедических» картин под общим названием «Аллегория пяти чувств». Внимание к этой теме не удивительно: через органы чувств человек во все времена познавал мир и все прекрасное в нем, в том числе и культуру. Портал культура.екатеринбург.рф предлагает результаты психолингвистического эксперимента, в ходе которого студенты словесно нарисовали перцептивный портрет культуры Екатеринбурга.

Задумка заключалась в том, чтобы найти ответ на вопрос: как жители Екатеринбурга воспринимают культуру родного города, как ее оценивают. Преимущество психолингвистического эксперимента состоит в том, что человек как будто вырывается из привычной для него среды с помощью формулировки ответов на нестандартные вопросы. Информант попадает в искусственно созданную среду, в которой ему предлагается рассмотреть то или иное явление под другим ракурсом, увидеть то, что раньше было скрыто. В таком случае шанс встретить шаблонные ответы, которые не несут в себе большой ценности, существенно снижается.

В психолингвистическом эксперименте приняли участие 65 информантов: 22 юноши и 43 девушки. Респондентов просили нарисовать культуру Екатеринбурга со следующей формулировкой задания: «Когда Вы слышите это словосочетание, у Вас всплывает образ, зафиксируйте, пожалуйста, его визуально на листе бумаге». Также они ответили на следующие вопросы: «Культура Екатеринбурга, какого она цвета?», «Культура Екатеринбурга, какая она на вкус?», «Культура Екатеринбурга, какая она на ощупь?», «Культура Екатеринбурга, какая она по звучанию?». Возраст опрашиваемых был в пределах от 16 до 23 лет. Опрос проводился среди студентов гуманитарной и технической специализаций в двух учебных заведениях Екатеринбурга. Время для выполнения заданий не ограничивалось, поэтому каждый мог без спешки сформулировать свой ответ и нарисовать картинку.

Организаторы получили 381 реакцию. В основном студенты охотно отвечали на поставленные вопросы, и лишь 5 человек кокетливо отказались создавать визуальный образ культуры Екатеринбурга со ссылкой на свое неумение рисовать. В ходе эксперимента оценивалась идея, а не качество исполнения рисунка, но условие анонимности анкеты не позволило переубедить «перфекционистов». Кроме того, анализ показал, что наибольшую сложность для горожан составило словесное определение звука и запаха культуры Екатеринбурга: 12 человек не смогли дать ответы на поставленные вопросы. Самыми простыми для информантов оказались «осязательные» и «цветовые» вопросы: только два человека уклонились от ответа. Возможно, это связано с тем, что лексика, связанная с описанием цветовой палитры и тактильных ощущений, богата и разнообразна.

Визуальный образ культуры Екатеринбурга

Преимущественно респонденты фиксировали на листах бумаги не абстрактные, а конкретные образы. Немаловажно, что культура Екатеринбурга ассоциируется у респондентов с людьми, то есть она с ними связана и не отделена от них. На лицах людей и одушевленных фантастических существ, которые были созданы нашими информантами, видна улыбка, атрибуты их одежды и аксессуаров позволяют сделать вывод, что это творческие личности.

В анкетах были даны и сценки-зарисовки, а также поясняющие надписи для лучшей интерпретации образа. Одна из них показывает то, как важна для студентов душевность и искренность. Несмотря на все многообразие культурных возможностей, которые может предложить жителям город, базовые ценности остаются на первом месте и не замещаются доминированием технических новинок и девайсов.

Рисунки помогают выявить еще такие черты культуры Екатеринбурга как полнота и разнообразие. В визуальных ответах был символически отражен и Екатеринбургский театр оперы и балета в виде пуантов, и Свердловская филармония в виде гитары и музыкальных ключей, и Екатеринбургский цирк с его узнаваемым куполом, и многие другие учреждения.

Полученные реакции позволяют составить достоверный портрет культуры Екатеринбурга, потому что в полученных реакциях были отражены не только плюсы, но и минусы анализируемого объекта. В частности, жители города с помощью своих визуальных решений обращают внимание на недопустимость разрушения исторических зданий, на важность их реконструкции.

Хроматологический (цветовой) образ культуры Екатеринбурга

Известно, что цвет каждый видит и определяет по-своему, но в данном случае похожих реакций оказалось больше, чем индивидуальных. По мнению большинства, культура Екатеринбурга окрашена в зеленый цвет: «Мне кажется, что она (культура Екатеринбурга) зеленого цвета, потому что зеленый расслабляет»; «Культура Екатеринбурга зеленая, как парки; такой приятный-приятный светло-зеленый».

На втором месте в рейтинге стоит желтый цвет: «Солнечный желтый цвет»; «Этот цвет у меня ассоциируется с любимыми городами»; «Цвет песка, отдыха».

На третьем месте располагаются два ответа: «разноцветный» и «серый». На наш взгляд, реакцию «разноцветный» можно отнести к «нулевым» ответам, поскольку формулировка вопроса была нацелена на выделение одного цвета, возможно, именно неспособность выделить только один цвет и спровоцировало частоту этой реакции. Даже в радуге есть доминирующие оттенки, так же как и для каждого жителя есть свой цвет, своя «культурная отрада». Выбор серого цвета, на наш взгляд, обусловлен двумя причинами: с одной стороны, преобладанием в центре города исторических зданий, которые традиционно представлены в серой гамме, с другой стороны, желанием молодых респондентов яркости, динамичности в жизни и культуре родного города. Другими словами, отчасти это можно расценить, как посыл не останавливаться на достигнутом.

Из любопытных ответов также необходимо отметить следующие: «Гранджевые цвета с вкраплением авангарда: металлик и синий тона, черный и красный» (может считаться отсылка к музеям ЕМИИ и ГЦСИ), «пыльно-розовая, как пуанты» (отсылка к Свердловскому театру оперы и балета), «белый цвет по аналогии с высотными зданиями» (отсылка к новым музеям, например, к Ельцин Центру).

В полученных реакциях присутствовали все основные цвета, в том числе и черный. Традиционно его значение дуально: с одной стороны, он ассоциируется с отрицательными явлениями, с другой стороны, с элегантностью и шиком. Это противоречие как нельзя лучше характеризует любую культурную жизнь, в которой нет застоя, нет стабильности в хорошем смысле этого слова.

Аудиальный (звуковой) образ культуры Екатеринбурга

В ядре звуковой сенсорики находится и тихая, нежная музыка («Я представляю себе тишину в пять утра; как колыбельная на ночь: умиротворяющая, приятная»), и шумная музыка, которая в основном связана с уличным шумом («Шумные улицы»; «Стук колес трамвая, рев автомобилей»; «Звук жизни, когда спускаешься в метро»). Этот противоречивый выбор прослеживается и в других ответах: «Сложно ответить однозначно. Звук культуры Екатеринбурга можно определить как контрастный: она то мелодично тихая, то звучная, активная»; «Всегда по-разному. Иногда мелодично поет, когда-то прикрикивает, реже молчит».

На втором месте рейтинга расположилась другая дуальная звуковая пара: звуки скрипки; мелодии Бетховена; классическая музыка и музыка уличных музыкантов: «Как пожилые люди, которые играют на флейте на плотинке»; «Уличные танцоры, которые искренне играют свои мелодии». На третьем месте располагается музыка, которой славится город: «Это определенно рок! Конечно, с уральским роком».

В данной группе зафиксировано больше всего индивидуальных ответов: «Мне напоминает речитатив»; «Звучит как патриотическая песня»; «Как музыка уральских композиторов: разнообразная, интересная и близкая каждому, кто здесь вырос». Примечательно, что респонденты отмечали свою общность с городом именно при ответе на этот вопрос: и когда вспоминали об уральской рок-музыке, и когда отмечали мелодии уральских композиторов.

Глюттонимический (вкусовой) образ культуры Екатеринбурга

По мнению респондентов, культура Екатеринбурга сладкая на вкус: «Сладкая, но не приторная»; «Как горький изысканный шоколад»; «Как мед»; «Вкус свежей булочки»; «Как конфета с необычной начинкой внутри»; «Как торт «Медовик».

Второе место занимает антипод первого места - «нулевой» вкус: «Пресноватая, хочется более насыщенного вкуса»; «Как вода - безвкусная»; «Вкус кипяченой воды»; «Как пустой внутри и долго лежавший в банке соленый огурец». Часть информантов проводит связь между культурой Екатеринбурга и культурой еды города. Так, например, частотен был ответ о майонезе. Как известно, столица Урала ассоциируется с большим потреблением этого продукта.

На фоне полученных данных выделяются ответы с отсылкой к «вредной» еде: «вкус шаурмы»; «вкус чипсов»; «вкус пива»; «на вкус как шведский стол, который заполнен быстрой едой». Возможно, подобные реакции связаны с тем многообразием, которое предоставляет культурные учреждения Екатеринбурга. Например, в кинотеатрах можно найти в афишах и авторские фильмы, и мейнстримовые, то же самое и с репертуаром спектаклей: «Культура Екатеринбурга неоднородна, и ее вкус такой же: то он сладкий как сахарная вата, то кислый как лимон, то горький как перец».

Ольфакторный (обонятельный) образ культуры Екатеринбурга

Пространство запахов является неотъемлемой частью культуры, чем же пахнет наш город? По мнению респондентов, культура Екатеринбурга пахнет кофе. Это неудивительно, учитывая тот факт, что сейчас стали популярны антикафе, в которых можно не просто выпить бодрящий напиток, но и погрузиться в чтение интересного романа или просмотр афиш на предстоящие выходные. Запах булочек стоит на втором месте, что только подтверждает указанную тенденцию. На третьем месте стоит метафорическая реакция: культура Екатеринбурга пахнет свежестью, свободой. Самый яркий музей, который отождествляется с этими признаками, Президентский центр Бориса Ельцина.

Водное пространство выступает штрихом к обонятельному портрету: «Культура Екатеринбурга пахнет Исетью»; «Культура пахнет рекой в центре города и это не плохо»; «Определенно Исетью, и это такой родной запах»; «Многие музеи близко расположены к реке, поэтому ответ - Исетью».

Индивидуальные реакции очерчивают цветочные запахи: жасмином, распустившимися цветами; ромашками; запах мокрой сирени. У этих цветов нет сильного запаха, он утонченный и тонкий.

Примечательно, что организаторы не получили ни одного ответа, в котором бы говорилось, что культура Екатеринбурга не пахнет ничем. Все информанты согласны с тем, что запах есть, и он является приятным за исключением нескольких реакций - пылью, алкоголем в центре города, асфальтом.

Гаптический (осязательный) образ культура Екатеринбурга

Согласно ответам респондентов, культура Екатеринбурга «мягкая, как перья в подушке»; «Мягкая, но с острыми углами»; «Культура Екатеринбурга вызывает приятные ощущения, как будто гладишь кошку, такая же мягкая и пушистая». Признак мягкое в психологии восприятия интерпретируется как приятный на ощупь, поэтому не удивительно, что встретились и такие реакции: «она легкая и почти не ощущаемая как ветер, она кажется воздушной».

Значимой для анализа оказывается и такая реакция как хрустальная. Это значит, что ею дорожат, ее боятся потерять: «Культура Екатеринбурга гладкая и приятная, но вечно выскальзывающая из рук: столько спектаклей и фильмов хочется посмотреть, а времени все нет и нет»; «Культура Екатеринбурга атласная, а этот материал найти не так легко».

Исторический пласт представлен такими ответами: «культура Екатеринбурга шершавая»; «в трещинах»; «как бревно, из которого построен старый дом»; «шершавая, как стекла дома».

Интересны и «температурные» ответы: «культура Екатеринбурга, как теплый мрамор»; «холодная и гладка, как стекла в высотках».

Основываясь на полученных результатах исследования, можно отметить, что при словосочетании «культура Екатеринбурга» у большинства всплывает образ человека с улыбкой на устах на фоне зеленой травы и уличных музыкантов, играющих классическую музыку. У нее сладкий, но не приторный вкус булочек и аромат кофе. Ее легко потерять, она как хрусталь в руках, культурой Екатеринбурга нужно дорожить.

Самый главный результат, который организаторы получили в ходе эксперимента, - это неравнодушие горожан к культуре своего города, а это дорогого стоит.

Текст подготовила Александра Петкау, фото предоставлено организаторами исследования

11 августа 2017, 13:18
Ключевые слова: культура, опрос

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 11:45
Петр Стражников: «ЭКСПО-2025» — это будет совсем другой Екатеринбург

Всемирная выставка — мероприятие, которое может радикально изменить жизнь горожан, чему есть множество примеров.

Вчера, 16:00
Композиция «ЭКСПО-2025» украсит новогодний городок в центре Екатеринбурга

Специалисты уже готовят эскизные проработки праздничного элемента.

18 октября 2017, 16:34
ТЮЗ преображенный: народные избранники оценили масштабы изменений

Обновлена и модернизирована как сама площадка театра, так и прилегающая территория.