Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

История: 200 лет назад Уралтрансмаш начал выпуск продукции

8 сентября 2017, 9:37

Своим появлением предприятие обязано золоту.

Уралтрансмаш - один из старейших на Урале и в Российской Федерации, современный, стабильно работающий и динамично развивающийся завод, единственный в стране производитель самоходных артиллерийских орудий. Судьба предприятия тесно переплетена с историей Российского государства.

Первый выпуск продукции датирован 8 сентября 1817 года. Своим появлением Уралтрансмаш обязан золоту. В начале ХIХ века на месте современных цехов по распоряжению главной конторы Екатеринбургских заводов была пущена Мельковская золотопромывальная фабрика. 12 лет до того, как жила не иссякла, предприятие щедро пополняло государственную казну. Потом началось закрытие и запустение, пока заброшенный комплекс не привлек внимание главного механика уральских заводов англичанина П. Э. Тета. Он решил организовать частное предприятие для «приготовления разного рода машин». Мельковская мануфактура стала крупным производством, к концу ХIХ века значилась в восьмерке лучших предприятий России. А продукция - паровые машины и котлы, металлообрабатывающие станки, подъемные краны, локомобили, прокатные станы, золотопромывальные драги - славилась отменным качеством и пользовалась большим спросом.

После революции 1917 года и национализации завод сохранил машиностроительный профиль, в 1928-м получил название «Металлист». В 1936 году освоил выпуск буровых станков, нефтяных качалок, скважинных насосов, прочей продукции для добычи углеводородного сырья и полезных ископаемых. В годы финской войны здесь изготавливались минометы и производилась отливка стальных авиабомб.

С первых дней Великой Отечественной войны машиностроительный завод «Металлист» приступил к выполнению военных заказов по отливке корпусов мин, изготовлению минометов. Осенью и зимой 1941 года в производственных корпусах разместились коллективы эвакуированных предприятий из Москвы, Подольска и Сталинграда. Через 39 дней после начала монтажа оборудования был изготовлен и отправлен на фронт первый легкий танк Т-60.

По решению ГКО завод начиная с апреля 1942 года наряду с изготовлением танков Т-60 приступил к выпуску легкого танка Т-70 с более высокими боевыми характеристиками. С августа 1942 до октября 1943-го завод на правах филиала входил в структуру Уралмаша, изготавливая узлы и детали для самоходок СУ-85, СУ-100 танка Т-34. Постановлением ГКО от 18 сентября 1943 года филиалу вернули самостоятельность с названием Свердловский завод № 50.

Самоотверженным трудом коллектив предприятия внес свой вклад в победу над врагом: 1238 легких танков Т-60 и Т-70 изготовили в начальный период войны, 7437 комплектов различных агрегатных узлов ходовой части для танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-100 на танковой базе выпустили, начиная со второго полугодия 1942 года и до конца войны, 16 тысяч 451 комплект узлов и деталей произведено для бронированных корпусов Т-34, СУ-85, СУ-100, ИС-152, ИС-2 и ИС-3.

За успешное выполнение заданий ГКО указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1945 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенное время выпуск оборонной продукции на Уралтрансмаше продолжился - предприятие выпускало запчасти для танков и САУ. В 60-х годах прошла глубокая реконструкция, что позволило освоить изготовление полного цикла сложной военной гусеничной техники - противотанкового минного заградителя ГМЗ, шасси для зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг».

Были спроектированы, изготовлены и запущены в серийное производство широко известные во всем мире самоходные артиллерийские установки второго послевоенного поколения - «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт», а в конце 80-х - 152-мм самоходная гаубица третьего поколения 2С19 «Мста-С», превзошедшая по своим тактико-техническим характеристикам все зарубежные аналоги и ставшая основой ударной мощи Сухопутных войск.

Успешно осваивалась на предприятии и мирная продукция - узлы к буровым установкам, погрузчик с гидравлическим приводом. Было запущено серийное производство углепогрузочных и породопогрузочных машин, тендеров и механизмов парораспределения к паровозам.

В 90-е годы ХХ века конверсия тяжело ударила по всему оборонному комплексу страны. Предприятия судорожно искали возможность выжить. Не обошла эта участь и ОАО «Уралтрансмаш». Снижение государственного оборонного заказа заставило заняться поиском альтернативных видов продукции, прилагать немалые усилия для формирования портфеля заказов, чтобы сохранить производство, выплачивать зарплату. Предприятие бросило все конструкторские и маркетинговые силы на поиск стержневых изделий гражданской продукции. И когда в 1992 году Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление предложило уральским заводам в рамках реализации федеральной программы по производству электротранспорта для городов России взяться за организацию производства трамваев, уралтрансмашевцы ухватились за эту идею.

Первый трамвайный вагон - 71-401, изготовленный в Екатеринбурге на Уралтрансмаше, увидел свет 10 октября 1997 года. В 1999-м на линию вышла его модифицированная модель - 71-402. В 2002 году в Казань поставили десять вагонов данной серии, что стало на тот момент рекордом для завода. В 2003-м на Европейско-Азиатском машиностроительном форуме, который проходил в Екатеринбурге, представили новую разработку уралтрансмашевских конструкторов - трамвай модели 71-403. В марте 2006-го для испытаний в ТТУ Екатеринбурга поставили вагон модели 71-405, в 2008 году началось его серийное производство.

Сегодня трамвайное производство - одно из основных направлений деятельности ОАО «Уралтрансмаш». От того, насколько успешно она осуществляется, зависят конкурентоспособность предприятия, его место на рынке, стабильность, перспективы роста и развития. Крупные поставки трамваев в Самару и Екатеринбург позволили заводу серьезно заявить о себе как об успешном производителе городского электротранспорта России и составить достойную альтернативу отечественным и зарубежным конкурентам.

Жизнь не стоит на месте. Последнее десятилетие показало, что время самостоятельного выживания предприятий в условиях рынка прошло. В 2009 году Уралтрансмаш вошел в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод». Появились дополнительные возможности обновления, оптимизации производственных процессов. Сегодня ОАО «Уралтрансмаш» - стабильно работающее и динамично развивающееся предприятие, которое ежегодно увеличивает объемы и темпы производства, активно расширяет круг потребителей своей продукции.

По случаю юбилея 8 сентября на территории Уралтрансмаша состоится праздничный митинг, концерт военного оркестра, в небо будет запущено 200 воздушных шаров, а также проведена легкоатлетическая эстафета на приз газеты «За победу!».

Текст подготовил Дмитрий Мигалин (телефон +7 (343) 354-56-51), фото предоставлено пресс-службой Уралтрансмаша

8 сентября 2017, 9:37
Ключевые слова: уралтрансмаш, промышленность, история

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Вчера, 17:39
Евгений Зяблицев: «ЭКСПО» - «счастливый билет» для каждого екатеринбуржца

Событие такого масштаба всегда дает импульсы для решения самого широкого круга вопросов.

Вчера, 13:25
Екатерина Мухаметшина: «ЭКСПО» откроет новые возможности молодым горожанам

Знакомство с новыми технологиями значительно обогатит городское образование.

Вчера, 09:24
Плоды импортозамещения: потребительский прилавок России стал отечественным

Росстат зафиксировал рекордно низкий показатель за всю историю измерения.