Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Школьные бюджеты: родители могут быть благотворителями, но не обязаны

12 сентября 2017, 10:02
Школьные бюджеты: родители могут быть благотворителями, но не обязаны

Екатерина Сибирцева рассказала об учебном процессе и многом другом.

Начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Екатерина Сибирцева эфире радиостанции «Город 107,6 FM» рассказала о том, как начался учебный процесс в уральской столице.

Ведущий: Здравствуйте! В эфире «Город 107,6 FM». Мы в прямом эфире, у микрофона Павел Рубцов. У нас в гостях - Екатерина Сибирцева, начальник Департамента образования Администрации Екатеринбурга. Здравствуйте, Екатерина Александровна!

Сибирцева Е.А.: Здравствуйте!

Ведущий: Прошло лето, начался учебный год. Какие главные результаты минувшего лета?

Сибирцева Е.А.: Главный акцент лета - оздоровительная кампания. В этом году 127 школ работало в режиме оздоровления, в них были размещены летние городские лагеря. Работало 17 загородных лагерей, и очень приятно, что каждый год у нас муниципальная сеть загородных лагерей немножко увеличивается, вводятся новые объекты. Оздоровлением детей занималось еще несколько санаториев.

Ведущий: У нас ежегодно в школах проходит проект «Лицом к лицу», расскажите об этом.

Сибирцева Е.А.: Каждый год известные люди 1 сентября приходят в гости. Они рассказывают, чего добились в жизни, какую роль в их жизни сыграло образование, дают советы по профориентации молодежи, которая сегодня еще учится в школах. В этом году подобные уроки прошли и под эгидой Министерства образования, это говорит о том, что мы попали в тренд, что вопросы профориентации очень важны для всех. Президент Российской Федерации Владимир Путин тоже провел такой урок. Я рада, что многие интересные люди приходят в школу, не обязательно это статусные и значимые, главное - чтобы человек был настоящим профессионалом, любил свою работу и интересно рассказал об этом детям. У нас появилось много людей, которые сами просят пригласить их на такие уроки.

Ведущий: Как это формируется?

Сибирцева Е.А.: У нас есть 163 школы, в некоторых даже было по несколько спикеров. Часть спикеров формируем мы, приглашаем руководство города, людей из администраций районов, депутатов. Приятно, что и школы проявляют инициативу: приглашают своих известных выпускников. Есть и еще одна задача у проекта, не только чтобы взрослые пришли к детям, но чтобы и взрослые увидели наших детей тоже. Дети сегодня другие, они очень активны, задают много вопросов, имеют активную жизненную позицию. В целом проект удачный, будем продолжать.

Ведущий: Расскажите о новых школах.

Сибирцева Е.А.: У нас открылась школа № 39, французская гимназия, после реконструкции, в микрорайоне Юг-Центра. Это школа на 550 мест, сегодня учится немного больше, потому что ждем открытия еще одного здания этой же гимназии. В конце года будет открыто здание начальной школы этой гимназии на улице Циолковского. Открылся уникальный центр образования в поселке Мичуринском, это школа № 25. В одном здании фактически объединены два учреждения: школа и детский сад. Здание находится примерно в 500 метрах от старого здания школы. Будем изучать этот интересный опыт. Пока мы видим больше плюсов, надеюсь, такое ощущение у нас и останется.

Ведущий: Какие еще планы на этот год?

Сибирцева Е.А.: Планы большие, до конца года получим новое здание школы № 23, это вторая очередь. Это здание позволит нам разгрузить здание первой очереди школы. Сегодня это школа с самым большим количеством первых классов, их 16! 1 сентября мы получили новое здание школы в Железнодорожном районе для школы № 129, на улице Технической. Это здание для начальных классов этой востребованной, популярной на Сортировке школы. Новая школа открыта в поселке Рудном. Мы юридически присоединили начальную школу к существующей школе № 131, это отдельное небольшое здание. Детей пока немного, но в Рудном строятся новые дома. Здесь мы срабатываем на опережение, школа появляется раньше, чем заезжают молодые семьи. Большие планы у нас и на следующий год: реконструкция двух учреждений, жизненно для нас необходимых - это школа № 1 на ВИЗ-бульваре, и школа № 80 на улице Калинина. Эти школы давно ждали реконструкции, работы начаты, по лучшим прогнозам реконструкция закончится к концу 2018 года.

Ведущий: Финансирования хватает?

Сибирцева Е.А.: Сейчас финансирование идет по плану, из всех уровней бюджета, надеемся, что все пойдет по существующим планам.

Ведущий: Какая ситуация с учительским составом? И с воспитательским составом в детских садах? Хватает ли нам квалифицированных кадров?

Сибирцева Е.А.: Вопрос сложный. Квалификацию учителя многие понимают по-разному. Все дети начали учиться, у каждого ребенка есть учитель, все укомплектовано. Конечно, хотелось бы некоторых педагогов разгрузить. У нас есть педагоги начальных классов, которые ведут классы и в первую, и во вторую смену. Это большая нагрузка, в том числе и эмоциональная. Учитель начальной школы - сегодня самый дефицитный работник для большинства образовательных организаций. Есть некий дефицит учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка. А начальная школа - это самое сложное. Еще больная тема - младший персонал детских садов. Те меры социальной поддержки, которые мы хотели бы принять на уровне региона по приему собственных детей младшего персонала в те организации, где они работают, не были поддержаны. Сегодня такой льготы нет, поэтому ситуация непростая. Тем не менее, люди идут к нам работать, нам повезло, что у нас есть педагогический университет. Мы продолжим программу по целевой подготовке специалистов, это начинается со 2-го курса. Студенты обучаются по усиленным программам, а муниципалитет берет обязательство их трудоустроить. В этом году был первый выпуск - 12 человек.

Ведущий: Была озвучена законодательная инициатива - передать школы из муниципального ведения на региональный уровень.

Сибирцева Е.А.: Не знаю, как изменится жизнь школы, но мы прекрасно понимаем, что Свердловская область - огромный регион. Министр образования не сможет следить, к примеру, за ситуацией в детском садике Серова. Нужны органы управления на местах для контроля, определения регламента, то, что делают сегодня муниципалитеты. Какие я вижу риски? Сегодня разные муниципальные учреждения безвозмездно предоставляют друг другу территорию для проведения различных мероприятий. Например, школы искусств оказывают муниципальную услугу для наших же детей. Если школы станут регионального подчинения, а школы искусств останутся муниципальными, то безвозмездной аренды быть не может в таком случае. Изменятся финансовые отношения. К тому же изменится нормативная документация, придется переделывать всю базу. Есть субъекты Федерации, Москва, Санкт-Петербург, Крым, где школы являются государственными. Возможно, в такой ситуации увеличится финансирование. Главная задача - чтобы школам лучше жилось. Мы учим всех одинаково, и школы должны финансироваться одинаково по всей стране, если это будет так, то я двумя руками за.

Ведущий: Где граница бюджета школы, и в каких случаях можно собирать деньги с родителей?

Сибирцева Е.А.: Вопрос встает ежегодно, мне кажется, он перегрет. В первую очередь бюджетные средства направляются на исполнение предписаний надзорных органов, все функции, которые должна выполнить организация по трудовому законодательству: коммунальные статьи, зарплата и другие защищенные статьи финансируются в первую очередь. Развитие уже идет по муниципальным программам, есть и аварийные средства. На все средств не хватает. Могу привести пример с охраной. Муниципальный бюджет предусматривает финансирование ставок сторожей, гардеробщиц, но они не могут обеспечить охрану большой современной школы так, как частное охранное предприятие. Финансировать ЧОП мы не можем. Мы должны честно сказать, что если мы возьмем на себя охрану школ, то не сможем построить новую школу. Здесь нужно выбирать приоритеты. Школа предлагает родителям обеспечить охрану, сдать деньги по безналичному расчету на внебюджетный фонд школы. Школа заключает договор с ЧОПом. Аналогично происходят и другие вещи. Родители могут это делать, но не обязаны. Если есть возможность у родительского комитета заменить окна в классе - почему это не сделать. Часто родители сами проявляют инициативу. Нужно здесь договориться.

Ведущий: Ситуация как с собственниками жилья.

Сибирцева Е.А.: Совершенно верно, аналогичные отношения. Если бы у нас образовательные учреждения финансировались в большем объеме, такого бы не было. Выход из ситуации - строить новые школы, создавать новые современные места. Детей у нас становится больше, быстрее, чем мы успеваем строить школы, но планы у нас эти есть. Родители могут быть благотворителями, но не обязаны. Школа может обратиться с предложением, но заставлять не может. Если есть какие-то факты - обращайтесь к нам.

Ведущий: Сейчас много говорят об электронизации школы, расписание, оценки, дневники. Некоторые родители жалуются, не у всех есть мессенджеры в телефоне.

Сибирцева Е.А.: Должны быть официальные источники информации: сайты и электронный дневник. Не все родители пользуются электронным дневником. А вот мессенджерами пользуются практически все. Я тоже мама и состою в группе, вижу это общение. Родители обсуждают много важных вопросов, но кого-то этот формат общения не устраивает. Каждая школа должна доводить до родителей информацию через официальные источники - это сайт и электронный дневник. Если не работают эти источники, то об этом надо нам сообщать.

Ведущий: Депутаты с Вашей подачи выступили с инициативой, чтобы запись в школы проходила по некоторым приоритетным принципам: по постоянной прописке и другим.

Сибирцева Е.А.: Еще ряд социальных льгот для незащищенных категорий. Пока наши законодатели на региональном уровне решили, что эти вопросы находятся в ведении Федерации, а не региона. Тем не менее, моя позиция остается без изменений, в 16 регионах Российской Федерации такие льготы уже есть. Даже если они там введены не очень корректно с точки зрения юриспруденции, они работают, и никто их не оспаривает. Нельзя покушаться на святой. Ребенок-инвалид должен иметь приоритетное право при зачислении в школу. Когда федеральными законами предусматриваются льготы для детей военнослужащих, работников МЧС и так далее, но мы не можем зачислить ребенка-инвалида, или ребенка, чьи родители являются инвалидами, опекаемого ребенка - это недопустимо! Мы будем продолжать борьбу за права этих детей. Наше Законодательное Собрание направило наши предложения на рассмотрение в Государственную Думу. Посмотрим, как это будет происходить, боюсь, что это очень долго. Мы не сможем реализовать эти льготы до 1 февраля.

Ведущий: Спасибо большое, напоминаем, что у нас в студии была Екатерина Сибирцева, начальник Департамента образования Администрации Екатеринбурга. Всего самого доброго!

Сибирцева Е.А.: Спасибо, до свидания!

Фото Евгении Куликовой

12 сентября 2017, 10:02
Ключевые слова: екатерина сибирцева, школы

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


16 ноября 2017, 12:39
Екатеринбург станет полицентричным

Председатель Комитета по экологии поделился планами по развитию столицы Урала.

14 ноября 2017, 13:21
ЧМ-2018 и «ЭКСПО» обеспечат рабочие места специалистам во всех отраслях потребрынка

В Екатеринбурге отмечается рост потребности в молодых кадрах, которые умеют общаться на иностранных языках.

14 ноября 2017, 12:43
«ЭКСПО-2025»: 500 гектаров с развитой инфраструктурой, дорогами и жилыми комплексами

Замглавы Администрации Екатеринбурга рассказал о преимуществах, которые получат горожане от проведения Всемирной выставки.