Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Инклюзия как умение делиться счастьем

10 ноября 2017, 16:54
Инклюзия как умение делиться счастьем

В Екатеринбурге открылась всероссийская конференция «Культура и социальная ответственность: мир равных возможностей».

В Муниципальном театре балета «Щелкунчик» открылась III Всероссийская открытая научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность: мир равных возможностей».

Организатором выступил проект Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «Культура для всех». В этом году конференция носила исключительно прикладной характер: даже доклады пленарного заседания были от практиков, сообщает сайт культура.екатеринбург.рф.

Цель конференции этого года — обобщение и трансляция опыта применения инклюзивных технологий, разработки новых действенных моделей реализации инклюзии в культуре. За этими, возможно сухими на первый взгляд, словами стоит многолетняя работа, меняющая сознание людей, и не только и не столько людей с инвалидностью, сколько самого общества.

Две прошлые конференции собирали по крупицам методику и теоретическую базу общения с детьми-инвалидами в рамках системы художественного образования, нынешняя же конференция наполнена конкретными практическими кейсами по работе с людьми с ОВЗ во всех типах культурных учреждений — музеях, театрах, центрах культуры. Но началась она с эмоционального погружения в мир инклюзивного творчества: увертюрой стала сцена из фестиваля «Синяя птица — инклюзив», который прошел весной 2017 года в «Щелкунчике». Блистательная Светлана Замараева, актриса Театра юного зрителя, вышла на сцену со своими соведущими, с которыми она уже не первый раз вместе, — это Антон Белкин, убедительный в своей уверенности, и хрупкая, с хрустальным голосом Василиса Карпенко. Ребята на сцене ведут себя не менее профессионально, чем опытная актриса. Они еще раз убедили зрителей в том, что счастье — такая субстанция, которая приходит лишь тогда, когда ты открыт миру и делишься с ним, что не надо далеко ходить, чтобы найти его — оно рядом, в самом тебе.

Не менее эмоциональным было выступление ребят-участников студии жестовой песни из Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» (педагог Марина Васильевна Крашенинникова).

Затем с приветственным словом участникам конференции на сцену поднялась Татьяна Львовна Ярошевская, начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, которая поделилась тем, что счастлива от того, что ее работа меняет к лучшему жизнь людей. «Не говорите, что государство не занимается тем-то и тем-то: государство — это мы с вами, спрашивайте себя, что вы сделали для решения той или иной проблемы, — обратилась к участникам конференции Татьяна Львовна. — Помимо того, что в своей работе надо проявлять профессиональные качества, надо быть просто человечным. Работая с людьми с ограниченными возможностями здоровья, надо быть милосердным и не считать время, которое ты на это потратил, потому что результат — полноценная человеческая жизнь». Татьяна Львовна поблагодарила всех, кто занимается инклюзией в культуре и пожелала здоровья, которое «рождает правильное отношение к другому человеку и ко всему миру».

Кроме того, участников приветствовали Татьяна Георгиевна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области, и Елена Викторовна Саксонова, главный специалист отдела по делам инвалидов Министерства социальной политики Свердловской области.

Доклады

Конференцию продолжили доклады практиков в инклюзии. Первой выступила Вера Игоревна Симакова, директор АНО «Благое дело», которая поделилась опытом проведения Первого всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья в Екатеринбурге. Этот опыт формирования по-настоящему инклюзивной среды в городе поразил всех, показав, насколько гармоничным может быть общество, это определенный уровень культуры. Вера Игоревна рассказала, что за несколько лет подготовки мероприятия они воспитывали доверие — доверии к себе, доверие к власти, доверие к НКО; улучшали свои компетенции — потому что нельзя быть просто радостным энтузиастом, надо наращивать свой профессионализм в подготовке таких мероприятий; налаживали взаимодействие — без единого для всего сообщества поля нельзя было проделать такую масштабную работу, надо быть открытым, не бояться просить помощь и уметь ее просить, уметь давать ее, быть коллегой и другом, а не соперником, не делить лавры, не перекидывать ответственность.

Следом шло как всегда яркое выступление Елены Геннадьевны Леонтьевой, эксперта по доступной среде, которая разбирала стереотипы и ошибки при создании доступной среды в учреждениях культуры. Эти ошибки дорого обходятся и руководителям учреждений, и их гостям, есть общий минимум, который должны знать все. Кроме того, она убедила участников конференции в том, что создание доступной среды — это высокопрофессиональная работа, требующая продумывания всех деталей.


Анастасия Овчинникова, президент благотворительного фонда «Верба», руководитель инклюзивного театра-студии Ora, рассказала об этапах создания их уникального спектакля «Цирк Принтинпрам». Главными целями они всегда ставили реабилитацию и абилитацию участников самого спектакля через творчество, воспитание публики новым художественным инклюзивным продуктом. Они действительно достигли своих целей, а «побочным» эффектом стало включение спектакля в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска». В ближайшее время мы сможем увидеть новые спектакли — «Шекспир. Сонеты» и «Зверь».

Гостья из Москвы, Динара Халикова, куратор проекта «Инклюзивный музей», директор по проектам ИКОМ России, рассказала о своей работе — популяризировать на всю страну лучшие инклюзивные проекты, добиваться того, чтобы музеи брали на себя социальную роль. На сайте in-museum.ru уже сейчас создан банк инклюзивный идей. Организаторы проекта создают цикл просветительских роликов для музейных работников, и вообще работников культуры, по взаимодействию с разными посетителями. Динара Халикова рассказала, что сейчас объявлен грантовый конкурс на лучшие инклюзивные музейные программы, кроме того, 2 декабря пройдет «День инклюзии в музеях», всю информацию можно узнать на сайте in-museum.ru.

Максимально наполненный идеями был рассказ Ксении Дмитриевны и Татьяны Анатольевны Каминских, создателей инклюзивного клуба волонтеров «Искорка добра» (Березовский) о том, как им посчастливилось побывать по обмену в Америке и посмотреть, как ведется работа с ребятами с ОВЗ там. Они рассказали о том, что очень популярной является услуга прививания навыков самостоятельной жизни у ребят — существуют целые центры, где проводится такое обучение. В каждом творческом, спортивном, научном коллективе есть ребята с инвалидностью. Кроме того, популярна такая форма, как «Клуб приятелей», где для общения объединяются ребята с ОВЗ и без.

Интерактивный блок

Следующей формой конференции стал интерактивный блок «Взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями здоровья». Участники разошлись по четырем площадкам: кто-то пробовал забраться на обычный поребрик на инвалидной коляске, кто-то учил язык жестов, кто-то ходил в темноте, кто-то пытался установить связь с людьми с ментальными расстройствами. Эта часть мероприятия, пожалуй, самая сильная — ее цель пробить брешь в социально-психологическом барьере в общении людей без ОВЗ с людьми-инвалидами, потому что, по мнению всех докладчиков, и все это подчеркивали, ничто не портит нас так, как наше мнение о собственной исключительности и вознесении над другими людьми. Поэтому можно смело утверждать — на этих четырех площадках с нас «снимали корону».

Мы попробовали узнать мнения самих участников, что им дала эта интерактивная часть мероприятия, и вот что услышали.


Ольга Александровна Малахова, директор Хоровой школы № 1, участник интерактивной площадки «В темноте»:

— Огромное спасибо организаторам за эту площадку. Мы все играли когда-то в «жмурки», но когда ты действительно оказываешься в роли человека, ограниченного в возможностях по зрению, то оказывается, что даже в знакомом и простом помещении можно так растеряться. Надевая темную повязку на глаза, ты меняешь свой мир, ощущения другие, связь с миром идет по другим каналам. Для меня это оказалось школой того, как мы можем помочь незрячим, побывав на их месте. Мне понравилось, что на площадке была и теория, и практика. Ведущий нам рассказал, что чувствуют люди незрячие, а потом дал прочувствовать самим.

Наталья Александровна Захарова, зав. балетной труппой Театра балета «Щелкунчик», участник площадки «Лабиринт»:

— Для меня стало откровением, насколько сложно передвижение по городу, бытовое передвижение людей с ОВЗ. Над этим не задумываешься, пока не столкнешься с этим. Для меня было потрясением, что даже двери — это проблема. Мы думаем, что доводчики, к примеру, это благо, а для человека на коляске это непреодолимый барьер.


Ирина Руслановна Фаворская, директор Детской школы искусств № 2, участник интерактивной площадки «Эхо»:

— Я постараюсь применить то, что я почувствовала сейчас. Марина Васильевна Крашенинникова путем небольшого, но эмоционального экскурса объяснила, как происходит восприятие мира у людей с ограничениями по слуху. Мое главное открытие — это то, что это восприятие не как у меня, отличное от меня. Мне понравилось, как легко и доступно она объяснила, что такое жестовый язык, и показала некоторые жесты. Я считаю, что есть смысл попросить ее сделать курс первичного освоения языка жестов для работников культуры, чтобы мы имели еще один канал связи с другими людьми — это обогащает.

Светлана Ложкина, преподаватель Детской музыкальной школы № 1 имени Фролова, участник интерактивной площадки «В темноте»:

— Никогда в обыденной жизни не задумываешься, как сложно не пользоваться хотя бы одним чувством. Мы можем передвигаться в квартире без света, можем передвигаться за городом ночью, пусть ты не видишь на все сто, но ты применяешь все органы чувств, напрягаешь глаза. А когда я надела повязку, то у меня началась паника. Было ощущение, что все органы чувств перестали работать. Звуки слились в единый ком, хотя я музыкант и меня мог бы спасти слух — так я думала перед этим экспериментом. Мне бы хотелось попасть и на другие площадки, чтобы попробовать все неизведанные мне ощущения. Мне кажется, этот опыт открывает нам нас самих с другой стороны.

Ольга Анатольевна Чистова, документовед Театра балета «Щелкунчик», участник площадки «Лабиринт»:

— Я поняла, как многих вещей мы не замечаем. Казалось бы, что за деталь — угол наклона пандуса в несколько градусов, а чтобы заехать даже с чьей-то помощью на коляске — это уже проблема. Еще я поняла, насколько сильно инвалид и его сопровождающий должны доверять друг другу и работать синхронно. Даже наблюдая за другими на площадке, не пробуя сама, я поняла, как это сложно и что даже чтобы помогать людям-колясочникам, надо потренироваться, чтобы не навредить.

Основной вывод, который участники интерактивного блока вынесли, — надо тренироваться понимать друг друга, а лучше всего сделать это можно, поставив себя на место другого.

Кейсы

Во второй половине дня культурные учреждения города, имеющие практический опыт применения знаний в области инклюзии, представили свои кейсы: реально работающие проекты, реализованные на муниципальных площадках.

Блок кейсов открыла заведующая литературно-драматургической частью Муниципального театра балета «Щелкунчик» Майя Давыдовская, рассказавшая слушателям о создании I Всероссийского фестиваля-конкурса юных талантов «Синяя птица — инклюзив», прошедшем в Екатеринбурге с 1 апреля по 12 мая 2017 года. Майя объяснила, что решение создать подобный проект зрело в театре давно: «Щелкунчик» на протяжении многих лет сотрудничал с инклюзивными коллективами и принимал их у себя на площадке, и не так давно, уже в стенах самого театра, родился инклюзивный номер «Крыло надежды», в котором приняла участие солистка «Щелкунчика» Елизавета Севастьянова. Этот номер и стал отправной точкой создания большого фестиваля, в котором приняли участие около 400 исполнителей, 226 из которых — с ограниченными возможностями здоровья.

Главную задачу «Синей птицы — инклюзив» организаторы увидели в том, чтобы «завербовать» массового зрителя, представить инклюзивное творчество как можно большей аудитории — в отличие от большинства подобных мероприятий, которые чаще всего проходят за закрытыми дверями. Для этого «Щелкунчик» обратился к известным личностям, которые впоследствии стали наставниками — кураторами участников фестиваля: народная артистка России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Светлана Замараева, директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский, лидер шоу «Уральские пельмени» Андрей Рожков, создатель и актер театра «ФИМ» Андрей Ефимов. Основными партером фестиваля выступили Детская школа искусств «Арт-созвездие», проект «Культура для всех», Городской дом музыки и многие другие.

На протяжении нескольких недель участники от 7 до 21 года занимались вокалом, театром, хореографией, инструментальным творчеством, оригинальным жанром (цирком). Задачей каждого куратора было не только познакомиться с особыми исполнителями, но и создать нечто новое. Итоги были представлены на гала-концерте, на котором были показаны как уже сложившиеся номера, так и те, что требовали доработки, и даже родившиеся во время фестиваля.

О положительном опыте говорит тот простой факт, что в будущем году «Синяя птица — инклюзив» заходит на второй круг: в феврале оргкомитет вновь начнет принимать заявки, уже ведутся переговоры с наставниками, круг которых станет еще шире, и театром «Круг», который станет хэдлайнером фестиваля и проведет несколько мастер-классов.

Следующей к микрофону вышла Елена Возмищева — специалист по связям с общественностью Екатеринбургского театра юного зрителя, создатель и координатор инклюзивного проекта «#ЗАживое». В отличие от остальных выступающих, Елена рассказала о работе не с детьми, а с подростками и взрослыми. «Есть не только дети, а мы об этом часто забываем. У детей есть определенный социальный маршрут, у государства — определенные обязанности перед ними. Но когда человек взрослеет, круг его жизни еще больше сужается. Поэтому мы принципиально работаем с ребятами от 14 до 23 лет», — подчеркнула координатор.

Елена назвала еще ряд принципиальных отличий проекта. Во-первых, формат студии: «Заживое» — не разовое мероприятие, занятия проводятся регулярно, дважды в неделю, уже больше года. Во-вторых, ограниченное число участников: в «#ЗАживом» принимают участие 10 ребят с расстройствами аутистического спектра, которых организаторы проекта нашли, обратившись в родительские организации. «С одной стороны, мы помогаем всего десяти ребятам. С другой — жизнь этих десяти ребят реально меняется», — отметила Елена. В-третьих, тьюторы должны быть: а) не помощниками, а друзьями и б) искренне болеть театром: художественная составляющая играет немалую роль во всем проекте. Поэтому, кстати, практически все тьюторы — актеры профессиональных и непрофессиональных театров Екатеринбурга.

И пара кажущихся невероятными, но реально работающих советов Лены Возмищевой. Не бояться обращаться к тем людям, которые уже попробовали нечто подобное и получили положительный результат. Самым недоступным и далеким на первый взгляд людям можно просто-напросто написать в фейсбуке — и они с радостью поделятся советом. А еще очень важно не бояться больших затрат. Опыт «#ЗАживого говорит сам за себя: весь первый год проект просуществовал на абсолютно добровольных началах — ни преподаватели, ни тьюторы, ни режиссер, ни родители ребят не вложили в него ничего, кроме собственных душевных и физических сил.

Менеджер по работе со зрителем Екатеринбургского театра кукол Анастасия Чаусова представила опыт работы театра со слабослышащими и глухими людьми из школы-интерната № 7 на примере показа детям спектакля «Снежная королева». Анастасия подчеркнула, что театр сделал все, чтобы дети смогли посмотреть спектакль без сурдоперевода и специального оборудования: дети заранее познакомились с сюжетом сказки, с ними было проведено дополнительное занятие. Однако уже непосредственно на спектакле оказалось, что даже с такой подготовкой воспринимать театральное действо слабослышащим и глухим детям непросто: они часто отвлекались, и привлечь их внимание могла лишь смена декораций или другие визуальные эффекты. Также оказалось важным, чтобы в процессе подготовки к спектаклю с детьми работал уже знакомый сурдопереводчик — только он сможет объяснить специальные термины, учитывая уже сложившийся опыт детей. Но, пожалуй, главный результат подобного эксперимента состоит в том, что Театр кукол всерьез задумался о создании специального спектакля с учетом необходимых визуальных эффектов.

Заведующая информационно-образовательным отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств Римма Садыкова рассказала о культурно-образовательном проекте «Искусств на кончиках пальцев» для слабовидящих и незрячих детей и подростков. Приобщение к материальной и духовной художественной культуре средствами музея является главной задачей любого сотрудника. И задача современных культурно-образовательных проектов — выходить на людей не только здоровых, но и имеющих ограничения, ведь их потребность в образовании ничуть не меньше. Сотрудники центра современной педагогики выстраивают культурно-образовательную деятельность музея с учетом приверженности инклюзивному учению.

Музей определяет для себя важные принципы: ценность ребенка вне зависимости от его способностей и достижений, умение думать, чувствовать и выражать свои мысли, и необходимость поддержки взрослыми и ровесниками — это позволяет сформировать детей и подростков понимание того, что каждый из них может участвовать в полноценной культурной жизни города и расширять границы окружающего.

Знакомство детей с экспонатами строится на уже сформировавшихся знаниях об окружающем мире, а в результате вырабатывается ценностное, эмоционально окрашенное отношение к культурному наследию. Музей понимает, что создание инклюзивного пространства в музее — это не тренд и не дополнительная социальная нагрузка, а переход на новый уровень мировоззрения и отношения общества к людям с инвалидностью. В ЕМИИ ребята знакомятся с экспозицией с помощью тактильных экспонатов и макетов — тактильной картины «Прачка» и 3D-макета Каслинского художественного павильона.

Об инклюзивных экскурсиях и занятиях в зоопарке поведала научный сотрудник Екатеринбургского зоопарка, психолог Анна Андрейчук. Прежде всего, она отметила, что сама атмосфера зоопарка является благоприятной для всего человека, вне зависимости от наличия ограничений здоровья: когда человек наблюдает за животными, его состояние меняется, эмоции становятся более искренними, сам он в этот момент гораздо больше открыт для общения, чем обычно.

Также Анна отметила, что наибольшим эффектом обладают занятия в смешанных группах, в которых здоровые дети занимаются наравне с детьми с ограничениями. Также активно приветствуются совместные занятия с родителями: близкий человек рядом обеспечивает ребенку спокойствие, кроме того, он может видеть реакцию родителей.

Закончился первый день конференции воркшопами по конкретным проектам и показом спектакля инклюзивного театра-студии «Ora».

Текст подготовили Анастасия Мошкина, Дарья Санникова и Татьяна Доукша, фото Георгия Сапожникова и Татьяны Доукши

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:

Сегодня, 12:16
Прогноз развития Екатеринбурга: что ждет сферу культуры к 2020 году?

Развитие коснется всех сфер культуры — от библиотек до музеев и парка аттракционов.

Вчера, 13:17
Умер Дмитрий Хворостовский

Два года назад у артиста была диагностирована опухоль головного мозга.

21 ноября 2017, 16:15
Стройка ледового городка: подготовительный этап завершен

Огромный многоярусный торт со свечами станет одной из главных композиций ледового города.