Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Елена Трофимова: сегодня разговор о будущем для нас – самый главный

21 февраля 2019, 8:46
Елена Трофимова: сегодня разговор о будущем для нас – самый главный

Размышления по поводу музея русского горя и о хайпе, этой идеей вызванном.

Уже несколько дней российское информационное пространство взволновано фейковой новостью об открытии музея русского горя на месте Литературно-мемориального музея Ф.М. Решетникова в Литературном квартале. Редкое СМИ внимательно вчиталось в текст, где речь идет об идее, одном из вариантов концепции развития учреждения. Музея русского горя в Екатеринбурге не будет. Но мы вдохновились интересом к судьбе музея и обсудили с первым заместителем начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Еленой Трофимовой, а также с руководством и сотрудниками Объединенного музея писателей Урала контекст, в котором замысел созрел, и вероятные причины ажиотажа вокруг него.

– Елена Евгеньевна, шум вокруг идеи переименования музея отодвинул на второй план контекст, в котором она родилась, а именно обсуждаемую концепцию развития Объединенного музея писателей Урала. Какую цель преследует практика обсуждения и презентации концепций учреждений, насколько она вписана в стратегию развития города Екатеринбурга?

– Вопрос концепции – вопрос идеологический и очень важный для современного этапа развития наших учреждений. Почему этот этап важен? Во-первых, мы все готовимся к 300-летию города Екатеринбурга. Соответственно, у нас есть четыре года для того, чтобы поработать со сферой культуры на предмет осмысления истории города, его настоящего и будущего. Для города Екатеринбурга культура является концептуальным ядром, собирателем смыслов, выстраивающим отношения между людьми, между человеком и институцией, между разными институциями, между символами и горожанами. И для того, чтобы путь к 300-летию был не просто дорогой улучшения инфраструктуры – появления новых институций, материально-технического усовершенствования, нам необходимо заняться инвентаризацией смыслов, а в случае необходимости – их обновлением.

На внимании к концепциям развития учреждений культуры строится стратегия развития города Екатеринбурга. Долгосрочные планы музеев, театров, библиотек, детских школы искусств и культурно-досуговых учреждений были положены в основу первого стратегического плана в 2003 году. Их анализировали при актуализации плана в 2010 году. В 2019-ом мы снова переосмысляем культурные стратегические проекты «Библиотека XXI века», «Екатеринбург – территория творчества», «Музейный центр Екатеринбург», «Екатеринбург – центр современного искусства», а также предлагаем новый – «Арт-поколение Екатеринбург». В процессе работы над ними необходимо анализировать современное состояние каждого учреждения и думать о будущем. Наши музеи, театры, школы искусств, библиотеки в течение полугода готовили свои концепции. Сначала учреждение будет обсуждать свои идеи в рабочем порядке, а потом, когда концепция обретет определенные, понятные, согласованные со всеми субъектами общественной жизни контуры, мы будем ее презентовать для включения в стратегию развития культуры города.

– Какое место занимал Объединенный музей писателей Урала на карте города до внезапно возникшего вокруг него хайпа?

– Объединенный музей писателей Урала – очень важная институция для Екатеринбурга. В нашем городе всегда лелеяли поэтов и писателей, и литературная жизнь города символизируется объектами Литквартала. Как известно, ОМПУ включает в себя Камерный театр и несколько мемориальных и тематических музеев: Музей Павла Петровича Бажова, Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, малоизвестного, к сожалению, широкому кругу читателей писателя Фёдора Михайловича Решетникова, Музеи литературной жизни Урала XIXи XX веков, Музей кукол и детской книги. Кажется, все знают о существовании этих учреждений. Но мы видим, что необходим новый подход и к творчеству, и к представлению известных уральских писателей.

– Учреждения культуры уже вторую неделю представляют долгосрочные концепции развития, вся информация об этом открыта, она выкладывается на сайте Культура Екатеринбурга. Понятно, что это риск. Почему Управление культуры на него идет?

– Когда ты что-то скрываешь, рождаются фантазии и иллюзии. Когда ты делаешь свою жизнь открытой, это вызывает отклик, да, порой, очень шумный. Нам важно сделать обсуждение открытым, привлечь людей, поговорить с ними о культурных местах на карте города.

Мы понимаем, что двигает молодыми специалистами, предложившими пересмотреть концепцию развития Музея Решетника – им хочется, чтобы музей жил, чтобы туда приходили люди. Ведь для музея посетители – кровь, дыхание. Музейщики пытаются найти форму широкого вовлечения горожан в работу над смыслами, которые несет литературное творчество Фёдора Михайловича. Конечно, можно найти массу других подходов и формул.

– Как строится обсуждение концепций учреждений?

– Сначала – живое общение, чтобы родилось как можно больше рабочих идей. Только в мозговом штурме, в разговорах, в дискуссиях рождается то, что потом может стать ядром новой концепции. На стадии обсуждения нет запретов, иначе мы можем пропустить какую-то важную мысль. Если не обсуждать планов, понимая, что за этим стоит для жителей города, для творческих людей, для гостей, то мы ничего не создадим. Как можно развивать сферу культуры города, не обсуждая, что мы хотим в нее вложить? Поэтому сегодня разговор о будущем для нас – самый главный.

– Как вам кажется, с чем связан такой ажиотаж вокруг «русского горя» и появление резко отрицательных комментариев по поводу идеи музейщиков?

– Мне кажется, в философской цепочке, в которую включаются понятия бедность или горе, очень много других абсолютно национальных концептов. Я защищала диссертацию о национальных концептах, я знаю, о чем говорю. Давайте почитаем Дмитрия Сергеевича Лихачева и философов начала XXвека – эти темы всегда обсуждались русскими интеллигентами.

Комментарии от Объединенного музея писателей Урала:

Ирина Евдокимова, директор Объединенного музея писателей Урала:

– Объединенный музей писателей Урала – это сообщество литературных музеев, парк и Камерный театр. Это творческие силы, объединенные в одно мощное культурное учреждение. Мы понимаем свои слабые стороны, что бренд несколько расплывчат. Мы планируем стратегию на пять лет, нам важно понять, как стать востребованными, как создать такой имиджевый компонент, который сделает музей если не жемчужиной города, то хотя бы привлекательным местом, где можно узнать о литературе. Мы убили не один десяток лет на то, чтобы продвинуть имя Решетникова, и нам это мало удалось: единицы людей, кроме специалистов, знают писателя, еще меньше людей читали. Как найти общий язык, в какое русло повернуть концепцию, чтобы музей стал востребованным, живым, нес смыслы, за которыми идет посетитель?

Мы хотим наладить диалог с горожанами, с посетителями, со специалистами.

Текст и фото предоставлены Управлением кульуры Администрации города Екатеринбурга

21 февраля 2019, 8:46
Ключевые слова: елена трофимова, музеи екатеринбурга

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:

22 мая 2019, 14:18
Результаты опроса либо референдума будут обязательны для исполнения

Илья Захаров ответил на вопросы, связанные с проведением референдума или опроса.

6 мая 2019, 23:35
Как ликвидировать несанкционированную свалку? Инструкция от Спецавтобазы

Любые отходы, которые размещаются на несанкционированных свалках, вредят окружающей среде.

30 марта 2019, 14:57
Врач из Екатеринбурга покорил Европу

Андрей Цориев активно ведет блог в Instagram.