Мобильная версия Информационный портал Екатеринбурга
 

Система защиты прав потребителей: как всё начиналось

10 марта 2020, 16:40
Система защиты прав потребителей: как всё начиналось

Эксперт рассказала об истории и правовой стороне потребительских отношений.

Директор МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» Янина Голубева в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, рассказала об истории и правовой стороне потребительских отношений Официальному порталу Екатеринбурга.

По её словам, потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века с началом бурного развития капитализма. Если предприниматель не ограничен рамками закона, то его деятельность направлена только на получение выгоды – чаще всего путём удешевления производства в ущерб качеству. 

У американских потребителей не было уверенности, что приобретаемые ими продовольственные товары и лекарственные средства безопасны и эффективны из-за примитивного санитарного надзора на предприятиях и бесконтрольного использования химических консервантов и токсических красителей. Зачастую этикетки на лекарственных препаратах и продуктах питания вводили потребителей в заблуждение, не содержали указаний о вредных ингредиентах и не предупреждали об опасности злоупотребления. Были случаи отравлений, в том числе, со смертельным исходом. Не лучше обстояли дела в автомобильной промышленности. Автомобили опрокидывались на поворотах, у них отказывали тормоза. Гибли и калечились люди.

В Америке возникло бурное общественное движение, создавались различные объединения и общества в защиту прав потребителей. К 1960-м годам потребительское движение достигло такой силы, что на него вынужден был обратить внимание президент.

15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди направил Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. Это послание рассматривается как билль о правах потребителей.

Впервые Всемирный день потребителей отмечался 15 марта 1983 года.

Спустя два года – 9 апреля 1985 года – Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты потребителей:

  • защита потребителей от факторов риска, влияющих на их здоровье и безопасность;
  • содействие соблюдению экономических интересов потребителей и защита их интересов;
  • доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
  • просвещение потребителей;
  • наличие эффективных процедур удовлетворения претензий потребителей;
  • свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации, и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

С этого времени права потребителей юридически признаны.

В России основы потребительского законодательства были заложены 7 февраля 1992 года, когда был принят Закон «О защите прав потребителей».

А в Екатеринбурге работа по защите потребительских интересов граждан системно и последовательно ведётся под контролем муниципалитета с 1993 года. 

Как рассказала Янина Голубева, с 1993 по 2009 год в Администрации города функционировал Комитет по защите прав потребителей, в котором трудились 27 специалистов. В постсоветские времена Комитет выполнял трудную работу по восстановлению прав граждан, нарушенных многочисленными финансовыми пирамидами. Помимо этого, рынок был наполнен некачественными, а порой и опасными товарами. Ежедневно в Комитет обращалось порядка 200 граждан, а в месяц число обратившихся достигало 2-3 тысяч человек. 

«В то время Комитет сыграл огромную роль в формировании цивилизованного рынка на территории Екатеринбурга и стал одной из первых и лучших правозащитных организаций в стране. Десятки российских городов переняли опыт Екатеринбурга в создании подобных структур», – подчеркнула Янина Голубева.

С 1 января 2009 года после изменения федерального законодательства на смену Комитету было создано муниципальное учреждение по защите прав потребителей, которое сохранило все его функции: на безвозмездной основе оказывает правовую помощь населению, занимается просвещением горожан в этой сфере. Удалось сохранить и специалистов. 

Отметим, что в 2019 году МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» принял и обслужил порядка 4 тысяч 800 человек, а в течение текущего года за помощью к специалистам Центра уже обратились 860 горожан.

Текст подготовила Елена Порунова, фото из открытых источников

Фамилия, имя, отчество:

Адрес электронной почты:

Ваш комментарий:


Сегодня, 12:03
Екатеринбург простился с Еленой Дерягиной

Директор Дома детского творчества и депутат гордумы ушла из жизни 2 июля.

Сегодня, 09:47
Уральскую столицу озарил праздничный фейерверк

Он состоялся в ознаменование присвоения Екатеринбургу почётного звания «Город трудовой доблести».